Водительская категория А2
Устройство трансмиссии внедорожного автотранспортного средства
Устройство трансмиссии внедорожного автотранспортного средства. Схемы трансмиссии. Механические трансмиссии, гидромеханические трансмиссии, гидрообъемные трансмиссии. Типовые схемы сцеплений. Основные неисправности, их признаки и способы их устранения
Трансмиссия является одной из ключевых систем внедорожного автотранспортного средства, обеспечивая передачу мощности от двигателя к колесам и регулируя передачу крутящего момента. Внедорожные транспортные средства предъявляют особые требования к трансмиссии, учитывая различные дорожные условия и экстремальные нагрузки. В данной лекции мы рассмотрим устройство трансмиссии, схемы трансмиссий, механические, гидромеханические и гидрообъемные трансмиссии, типовые схемы сцеплений, а также основные неисправности, их признаки и способы устранения.
1. Устройство трансмиссии внедорожного автотранспортного средства
Трансмиссия внедорожного автотранспортного средства состоит из нескольких ключевых элементов:
- Двигатель – Источник мощности, который передает крутящий момент на трансмиссию.
- Сцепление – Устройство, которое обеспечивает плавное соединение и разъединение двигателя и трансмиссии, позволяя переключать передачи.
- Коробка передач (механическая или автоматическая) – Позволяет изменять передаточное отношение, тем самым изменяя крутящий момент и скорость.
- Раздаточная коробка – Распределяет крутящий момент между передним и задним мостами, а также между различными передачами в трансмиссии.
- Мосты – Передают крутящий момент на колеса. Внедорожные транспортные средства часто имеют два моста: передний и задний.
- Карданные валы – Передают крутящий момент от трансмиссии к мостам.
- Колеса – Преобразуют крутящий момент в движение транспортного средства.
2. Схемы трансмиссий
2.1. Механические трансмиссии
Механическая трансмиссия состоит из коробки передач, сцепления и раздаточной коробки. Она обеспечивает ручное управление переключением передач и изменение передаточного отношения.
Схема работы:
- Сцепление: Отключает двигатель от коробки передач, позволяя переключать передачи.
- Коробка передач: Содержит набор передач, которые можно переключать для изменения передаточного отношения и крутящего момента.
- Раздаточная коробка: Распределяет крутящий момент между передними и задними мостами и может иметь дополнительные режимы, такие как полный и частичный привод.
2.2. Гидромеханические трансмиссии
Гидромеханическая трансмиссия сочетает в себе механические и гидравлические элементы для передачи мощности и управления передачей.
Схема работы:
- Гидротрансформатор: Использует жидкость для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Это обеспечивает плавное изменение крутящего момента и скорости без необходимости в сцеплении.
- Механическая коробка передач: Работает в сочетании с гидротрансформатором для изменения передаточного отношения.
Преимущества:
- Плавный запуск: Позволяет избегать рывков при запуске и ускорении.
- Удобство управления: Обеспечивает более комфортное управление при переключении передач.
2.3. Гидрообъемные трансмиссии
Гидрообъемные трансмиссии используют гидравлические насосы и моторы для передачи крутящего момента и управления движением.
Схема работы:
- Гидравлический насос: Преобразует механическую энергию в гидравлическую, создавая давление в системе.
- Гидравлический мотор: Использует гидравлическое давление для преобразования энергии в механическое движение.
Преимущества:
- Регулируемое передаточное отношение: Позволяет изменять передаточное отношение без необходимости в переключении передач.
- Повышенная надежность: Менее подвержены механическому износу по сравнению с традиционными трансмиссиями.
3. Типовые схемы сцеплений
3.1. Механическое сцепление
Устройство:
- Диск сцепления: Устанавливается между маховиком двигателя и первичным валом коробки передач.
- Площадка сцепления: Контактирует с диском сцепления и прижимает его к маховику.
- Выжимной подшипник: Управляет освобождением и захватом сцепления.
Принцип работы:
- При нажатии на педаль сцепления, выжимной подшипник отодвигает диск сцепления от маховика, разрывая контакт и позволяя переключать передачи.
3.2. Гидравлическое сцепление
Устройство:
- Гидравлический цилиндр: Передает усилие от педали сцепления на механизм сцепления через жидкость.
- Рычаг сцепления: Работает совместно с цилиндром для управления процессом сцепления.
Принцип работы:
- При нажатии на педаль сцепления гидравлическая жидкость передает усилие на рычаг, который разрывает контакт диска сцепления и маховика.
3.3. Электромагнитное сцепление
Устройство:
- Электромагнитный привод: Управляет сцеплением с помощью электрического сигнала.
- Электронный контроллер: Регулирует работу сцепления в зависимости от условий эксплуатации.
Принцип работы:
- Электромагнитный привод активируется сигналом от контроллера, обеспечивая точное управление сцеплением.
4. Основные неисправности, их признаки и способы устранения
4.1. Неисправности механической трансмиссии
Проблемы с передачей:
- Признаки: Трудности при переключении передач, шумы при работе.
- Причины: Износ синхронизаторов, неисправности механизмов переключения.
- Устранение: Проверка и замена изношенных деталей, регулировка механизмов переключения.
Проблемы с сцеплением:
- Признаки: Пробуксовка сцепления, трудности при переключении передач.
- Причины: Износ диска сцепления, неисправности выжимного подшипника.
- Устранение: Замена диска сцепления, проверка и замена выжимного подшипника.
4.2. Неисправности гидромеханической трансмиссии
Проблемы с гидротрансформатором:
- Признаки: Рывки при старте, перегрев трансмиссии.
- Причины: Утечки жидкости, неисправности в гидротрансформаторе.
- Устранение: Проверка уровня и состояния жидкости, ремонт или замена гидротрансформатора.
Проблемы с коробкой передач:
- Признаки: Неровное переключение передач, шумы.
- Причины: Износ механических частей, неисправности управления.
- Устранение: Проверка и замена изношенных деталей, диагностика и ремонт системы управления.
4.3. Неисправности гидрообъемной трансмиссии
Проблемы с насосом:
- Признаки: Потеря мощности, низкая производительность.
- Причины: Утечки жидкости, износ насоса.
- Устранение: Проверка и ремонт или замена насоса.
Проблемы с гидравлическим мотором:
- Признаки: Нестабильная работа, шумы.
- Причины: Износ внутренних компонентов, недостаточное давление жидкости.
- Устранение: Проверка давления жидкости, ремонт или замена мотора.
Трансмиссия внедорожного автотранспортного средства является сложной системой, которая требует точного и надежного функционирования для обеспечения эффективной работы в сложных условиях. Понимание устройства трансмиссии, различных схем и типов трансмиссий, а также типовых схем сцеплений позволяет более точно диагностировать неисправности и проводить их устранение. Регулярное обслуживание и проверка состояния трансмиссии способствуют долговечности и надежности работы внедорожного транспортного средства.
Коробки передач, раздаточные коробки. Общие сведения и классификация коробок передач. Основные детали и элементы коробок передач. Назначение, устройство, принцип работы.
Коробка передач и раздаточная коробка являются ключевыми элементами трансмиссии в автотранспортных средствах. Они играют важную роль в передаче и изменении крутящего момента от двигателя к колесам, обеспечивая необходимую мощность и адаптацию к различным дорожным условиям. В этой лекции мы рассмотрим основные сведения и классификацию коробок передач, их детали и элементы, а также принцип работы и назначение раздаточных коробок.
1. Общие сведения и классификация коробок передач
Коробка передач представляет собой механизм, который изменяет передаточное отношение между двигателем и колесами, что позволяет адаптировать крутящий момент и скорость транспортного средства под разные условия эксплуатации.
1.1. Классификация коробок передач
- Механическая коробка передач
- Ручная коробка передач: Водитель вручную выбирает передачи с помощью рычага переключения. Эти коробки имеют фиксированное количество передач и часто включают синхронизаторы для упрощения переключения.
- Безальтернативная коробка передач (или коробка с постоянным зацеплением): В таких коробках передачи переключаются при помощи специальных механизмов, обеспечивающих плавное переключение.
- Автоматическая коробка передач
- Гидромеханическая коробка передач (или гидромеханическая трансмиссия): Сочетает в себе элементы гидротрансформатора и механической коробки передач. Использует гидравлические и механические элементы для переключения передач.
- Роботизированная коробка передач: Оснащена электронным управлением, которое автоматизирует процесс переключения передач, оставляя рычаг переключения передач для управления только при необходимости.
- Вариатор (CVT)
- Бесступенчатая коробка передач: Использует систему ремней и шкивов для бесступенчатого изменения передаточного отношения без фиксированных передач.
- Двухдисковая коробка передач
- Коробка передач с двойным сцеплением: Имеет два сцепления, одно из которых управляет передачами на одну ось, а второе — на другую. Это позволяет более плавно и быстро переключать передачи.
1.2. Назначение коробки передач
- Изменение передаточного отношения: Позволяет адаптировать крутящий момент и скорость двигателя под разные условия, например, для ускорения, торможения или движения на разных типах дорожного покрытия.
- Управление крутящим моментом: Передача нужного крутящего момента на колеса в зависимости от условий эксплуатации.
- Оптимизация работы двигателя: Поддержание эффективного рабочего диапазона оборотов двигателя для максимальной экономичности и производительности.
3-вальная КПП
2. Основные детали и элементы коробки передач
2.1. Основные детали
- Корпус коробки передач
- Обеспечивает защиту внутренних компонентов и служит для крепления коробки на шасси автомобиля. Изготавливается из прочных материалов, таких как алюминиевые сплавы или чугун.
- Вал и шестерни
- Вал: Передает крутящий момент от двигателя к передаточным элементам коробки.
- Шестерни: Используются для изменения передаточного отношения. Могут быть прямозубыми, косозубыми или с двойными зубьями.
- Синхронизаторы
- Обеспечивают плавное переключение передач, синхронизируя скорости вращения шестерен и вала.
- Выжимной подшипник
- Работает с сцеплением для разъединения и соединения двигателя и коробки передач.
- Рычаг переключения передач
- Позволяет водителю выбирать нужную передачу.
- Шестерни и блоки управления
- В автоматических и роботизированных коробках передач эти элементы управляют переключением передач в зависимости от нагрузки и скорости.
2.2. Дополнительные элементы
- Механизм переключения передач
- Включает в себя рычаги, тросики и системы, которые передают команды от рычага переключения на механизмы внутри коробки.
- Элементы сцепления
- Включают в себя диски сцепления, пружины и механизм выжимного подшипника, которые управляют соединением и разъединением двигателя и коробки передач.
3. Раздаточные коробки: назначение, устройство и принцип работы
3.1. Назначение раздаточной коробки
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между передним и задним мостами и может включать различные режимы работы, такие как полный привод или частичный привод.
3.2. Устройство раздаточной коробки
- Корпус раздаточной коробки
- Обеспечивает защиту внутренних компонентов и соединение с коробкой передач и мостами.
- Вал и шестерни
- Передают крутящий момент от коробки передач на передний и задний мосты. Часто включают в себя системы планетарных рядов и промежуточные шестерни.
- Механизм переключения режимов
- Позволяет выбирать между различными режимами работы, такими как полный привод и передний/задний привод.
- Блок управления
- В современных автомобилях может включать в себя электронные системы, которые автоматически управляют распределением крутящего момента и режимами работы.
3.3. Принцип работы раздаточной коробки
- Распределение крутящего момента:
- Раздаточная коробка принимает крутящий момент от коробки передач и распределяет его между передним и задним мостами. Это обеспечивает необходимое сцепление колес с дорогой и улучшает управляемость на сложных участках дороги.
- Переключение режимов привода:
- Раздаточная коробка позволяет переключаться между различными режимами работы, такими как полный привод (4WD) и частичный привод (2WD), в зависимости от условий эксплуатации. Некоторые модели также имеют режимы низкого и высокого диапазона для улучшения внедорожных характеристик.
- Синхронизация передачи:
- При переключении режимов раздаточная коробка может использовать синхронизаторы или электронные системы для обеспечения плавного перехода между различными режимами работы и распределением крутящего момента.
Коробка передач и раздаточная коробка являются критически важными элементами трансмиссии автотранспортного средства, обеспечивая адаптацию к разным условиям дороги и требованиям эксплуатации. Механические, автоматические и вариаторные коробки передач обеспечивают различные уровни управления и комфорта, в то время как раздаточные коробки играют ключевую роль в распределении крутящего момента между мостами.