Водительская категория А2
Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора
Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора; проверка работоспособности привода управления тормозов; порядок выполнения регулировки тормозов.
Органы управления автомобиля — это критически важные компоненты, которые обеспечивают безопасность и управляемость транспортного средства. К ним относятся рулевая колонка, рулевой амортизатор, а также система управления тормозами. В этой лекции мы рассмотрим методы осмотра и диагностики рулевой колонки и рулевого амортизатора, проверку работоспособности привода управления тормозов и порядок выполнения регулировки тормозов.
1. Осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора
1.1. Рулевая колонка
Рулевая колонка соединяет рулевое колесо с рулевым механизмом и передает усилия от водителя на колеса. Ее исправное состояние критически важно для надежного управления автомобилем.
Проверка состояния рулевой колонки:
- Визуальный осмотр.
- Проверьте рулевую колонку на наличие трещин, коррозии или других видимых повреждений. Особое внимание уделите местам крепления и соединениям.
- Проверка люфтов.
- Поверните рулевое колесо в разные стороны и обратите внимание на люфты или непредсказуемые движения. Люфты могут указывать на износ подшипников или других компонентов рулевой колонки.
- Проверка состояния крепежных элементов.
- Убедитесь, что все крепежные элементы рулевой колонки, включая болты и гайки, надежно затянуты и не имеют признаков ослабления или повреждений.
- Проверка работоспособности механизмов.
- Проверьте работу механизмов рулевой колонки, таких как механизмы регулировки высоты и наклона. Убедитесь, что они функционируют правильно и не имеют заеданий или неустойчивых положений.
1.2. Рулевой амортизатор
Рулевой амортизатор (или демпфер) предназначен для уменьшения вибраций и колебаний рулевого колеса, обеспечивая более плавное и стабильное управление.
Проверка состояния рулевого амортизатора:
- Визуальный осмотр.
- Осмотрите рулевой амортизатор на наличие утечек масла, трещин или других повреждений. Утечки масла могут указывать на износ или повреждение уплотнений.
- Проверка функциональности.
- Проверьте, насколько хорошо амортизатор выполняет свою функцию. Сожмите и отпустите рулевое колесо, чтобы убедиться, что амортизатор плавно поглощает удары и вибрации.
- Проверка креплений.
- Убедитесь, что амортизатор надежно закреплен и все крепежные элементы затянуты. Ослабленные крепления могут привести к ухудшению работы амортизатора и увеличению люфтов в рулевом управлении.
2. Проверка работоспособности привода управления тормозов
Привод управления тормозами включает в себя механические и гидравлические элементы, которые передают усилия от педали тормоза на тормозные механизмы.
2.1. Проверка состояния тормозного привода
- Осмотр тормозного привода.
- Проверьте все видимые компоненты тормозного привода, такие как рычаги, тросы и трубопроводы, на наличие трещин, коррозии или других повреждений.
- Убедитесь, что все соединения, хомуты и крепежные элементы находятся в исправном состоянии и надежно закреплены.
- Проверка работы педали тормоза.
- Нажмите на педаль тормоза и проверьте ее работу. Педаль должна иметь четкий и равномерный ход, без ослаблений и ненормальных звуков.
- Убедитесь, что педаль тормоза возвращается в исходное положение после отпускания.
- Проверка тормозного усилителя (если имеется).
- Если автомобиль оснащен тормозным усилителем, проверьте его на наличие утечек и правильную работу. Усилитель должен обеспечивать легкость нажатия на педаль тормоза.
- Проверка уровня тормозной жидкости.
- Проверьте уровень тормозной жидкости в резервуаре. Низкий уровень жидкости может указывать на утечки или необходимость замены жидкости.
2.2. Проверка тормозных механизмов
- Осмотр тормозных колодок и дисков.
- Проверьте состояние тормозных колодок и дисков на наличие износа. Изношенные колодки или диски могут снижать эффективность торможения.
- Измерьте толщину тормозных колодок и дисков, используя специальные инструменты.
- Проверка тормозных трубопроводов и шлангов.
- Осмотрите тормозные трубопроводы и шланги на наличие утечек, трещин или повреждений. Утечки тормозной жидкости могут привести к снижению эффективности торможения.
- Проверка работы тормозных суппортов.
- Убедитесь, что тормозные суппорты правильно работают и не имеют заклиниваний. Проверьте, не заедают ли поршни суппортов.
3. Порядок выполнения регулировки тормозов
Регулировка тормозов необходима для обеспечения их оптимальной работы и равномерного распределения тормозных усилий между колесами.
3.1. Подготовка к регулировке
- Подготовка автомобиля.
- Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и установлен на стояночный тормоз. Для повышения безопасности поднимите переднюю или заднюю часть автомобиля с помощью домкрата и установите подставки.
- Проверка состояния тормозных компонентов.
- Прежде чем выполнять регулировку, проверьте состояние тормозных колодок, дисков, трубопроводов и шлангов. Убедитесь, что все компоненты находятся в исправном состоянии.
3.2. Регулировка тормозов
- Регулировка барабанных тормозов.
- Если ваш автомобиль оснащен барабанными тормозами, отрегулируйте тормозные колодки так, чтобы они немного касались внутренней поверхности тормозного барабана. Это можно сделать с помощью специального регулировочного винта, который находится на обратной стороне тормозного барабана.
- Проверьте зазоры между колодками и барабаном. Зазор должен быть минимальным, чтобы обеспечить максимальную эффективность торможения.
- Регулировка дисковых тормозов.
- Если автомобиль оснащен дисковыми тормозами, проверьте, что тормозные колодки правильно прилегают к тормозному диску. Убедитесь, что колодки не скользят и не задевают диск.
- Отрегулируйте тормозные суппорты (если предусмотрена такая возможность) для обеспечения правильного давления на тормозные диски.
- Проверка и регулировка стояночного тормоза.
- Проверьте работу стояночного тормоза, убедитесь, что он надежно удерживает автомобиль на месте. Если стояночный тормоз слишком слаб или слишком туг, отрегулируйте его с помощью регулировочных винтов или тросов.
- Тестирование тормозов.
- После завершения регулировки тормозов, проведите тест-драйв для проверки эффективности торможения. Убедитесь, что тормоза работают плавно и равномерно, без вибраций или посторонних звуков.