Тракторист категории «В»
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобиля. Организация ТО и ремонта. Подготовка автомобиля к зимней эксплуатации
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пределах установленных рабочих параметров может быть обеспечена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и проведением плановых ремонтов. В промышленности и транспорте различают три системы плановых ремонтов:
• планово-послеосмотровый;
• планово-принудительный (стандартный);
• планово-предупредительный.
Планово-послеосмотровый ремонт представляет собой периодический, заранее запланированный, осмотр оборудования, во время которого устанавливается техническое состояние узлов, агрегатов, определяются объем и последующее выполнение ремонтных работ. Это наиболее экономически выгодная система, связанная, однако, с длительным простоем оборудования в ремонте. Приемлема для сельскохозяйственных машин (комбайнов и др.), работающих определенное время в году (сезон уборки).
Планово-принудительный (стандартный) ремонт предусматривает плановую остановку машины на ремонт, при этом отдельные узлы, независимо от их физического состояния, заменяются новыми или реставрированными. Такой ремонт гарантирует высокую надежность, но имеет высокую стоимость. Система находит применение при ремонте
самолетов, а также оборудования, от надежности которого зависит жизнь людей. На ремонтных предприятиях автотранспорта действует система планово-предупредительного ремонта, которая сочетает в себе преимущества обеих вышеперечисленных систем. Она обеспечивает высокую надежность автомобилей после ремонта при наименьших трудовых и материальных затратах и минимальном простое машин.
Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называют комплекс строго запланированных во времени мероприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, направленных на предупреждение аварий и поддержание машин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности. Система ППР распространяется не только на автомобили, но и на подсобное оборудование, а также на здания, сооружения, другие коммуникации, транспортные средства предприятий. Мероприятия по ППР носят профилактический характер
и выполняются по плану, заранее составленному на основании утвержденных нормативов и технических условий эксплуатации. Система предусматривает:
• содержание и назначение подлежащих выполнению профилактических мероприятий в течение всего срока службы машины;
• содержание, назначение и периодичность ремонтных работ;
• нормативы на производимые ремонтные работы.
В зависимости от назначения, содержания, объема и периодичности системы планово-предупредительного ремонта предлагается два вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт — комплекс плановых работ по ремонту или замене деталей или узлов для обеспечения нормальной работы автомобиля в установленных пределах рабочих
параметров до следующего планового ремонта. Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены утвержденным графиком, согласно которому автомобили останавливаются для проведения ремонта. Во время текущего ремонта разбирают только отдельные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром определяют их состояние и путем небольших ремонтов восстанавливают его работоспособность. Кроме того, оценивают характер и интенсивность износа, что очень важно для установления сроков и объемов капитального ремонта. В период между текущими ремонтами автомобиль обслуживается прикрепленными к нему лицами (водитель, слесарь по ремонту), прошедшими специальную подготовку
и несущими ответственность за соблюдение всех условий эксплуатации и ухода за ним.
Межремонтное техническое обслуживание включает в себя:
• соблюдение режимов эксплуатации, согласно паспортным данным;
• поддержание автомобиля в надежном рабочем состоянии за счет проведения различных видов технического обслуживания — ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и др.;
• производство мелкого ремонта (устранение неплотностей, подтяжка сальников и др.).
Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке автомобиля к работе, эксплуатации его в течение смены. ЕТО направлено на обеспечение безопасности движения, опрятного внешнего вида, заправки топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. Первое и второе технические обслуживания ТО-1, ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от типа, марки автомобиля и условий его эксплуатации.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняется с целью подготовки транспорта к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. СТО совмещают с ТО-1 или ТО-2 и
проводят два раза в год. Техническое обслуживание и технический ремонт выполняются ремонтной службой автотранспортных предприятий и станциями технического обслуживания. Капитальный ремонт — наибольший по объему плановый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке для детального выяснения его состояния. Предназначен для восстановления работоспособности машин и обеспечения пробега до следующего капитального (или списания), составляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей. Направление автомобилей на капитальный ремонт производится по данным действительного технического состояния и достижения установленной межремонтной наработки. Грузовые автомобили поступают на капитальный ремонт, если рама и кабина (кузов у легкового автомобиля и автобуса), а также не менее трех других основных агрегатов в любом сочетании требуют капитального ремонта. Агрегаты направляются на капитальный ремонт, если их базовые детали требуют ремонта, а также если их работоспособность не может быть восстановлена при текущем ремонте. Нормы пробега до капитального ремонта для различных моделей автомобиля устанавливаются техническими условиями для первой категории условий эксплуатации и центральной природно-климатической зоны. Например, для ГАЗ24, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 пробег (минимальный) до капитального ремонта составляет 300 000 км. Такую же величину пробега имеют базовые агрегаты этих автомобилей — двигатель, коробка перемены передач, передний и задний мосты, рулевое управление. Для других условий норма пробега до капитального ремонта корректируется с помощью коэффициентов, для второй категории он равен 0,8, для третьей — 0,6 от указанных для первой категории.
Капитальный ремонт автомобилей выполняется в основном на специализированных ремонтных предприятиях. На ремонтных предприятиях применяется два метода ремонта автомобилей — индивидуальный и агрегатный. При индивидуальном методе ремонта автомобиль и его агрегаты разбирают, снятые детали восстанавливают и вновь
устанавливают после ремонта на тот же автомобиль или агрегат, недостатком метода является то, что автомобиль длительное время находится в ремонте из-за ожидания отремонтированных деталей, узлов. К достоинствам метода относится возможность сохранения сопряжений деталей, не требующих ремонта, благодаря чему качество ремонта более
высокое, чем при агрегатном методе. Агрегатным называют метод ремонта, при котором изношенные детали, узлы заменяются новыми или заранее отремонтированными. Метод сокращает время нахождения автомобиля в ремонте, но успешное применение его может быть обеспечено при тщательном соблюдении принципа взаимозаменяемости.
Агрегатный метод ремонта является основным для ремонтных предприятий. Он дает возможность создания сменного фонда запасных частей и специализации производства
на отдельных видах работ, например участок по ремонту коробки передач и т. д.
Подготовка автомобиля к зимней эксплуатации
Сменить летние покрышки на зимние – основа основ и первое, о чем должен задуматься водитель, когда погода только начинает портиться. Ехать в шиномонтаж нужно, когда значение термометра приближается к 7-5оС. Температура ниже пагубна для летней резины, и ездить на старых колесах уже опасно для жизни. Лучше сделать все как можно раньше – сугубо из соображений экономии личного времени, так как с конца октября в шинных центрах не протолкнуться.
Выбирайте зимнюю резину по условиям, в которых проходит эксплуатация автомобиля. Для крупных городов, где дороги регулярно чистятся, лучше всего подходят фрикционные шины – они плотнее контактируют с асфальтовым покрытием. Однако условиям снежного бездорожья, которым славится российская провинция, актуальнее шипованная резина.
Свою зимнюю резину стоит непременно осмотреть на предмет трещин, выпавших шипов и следов износа. Накачайте баллоны чуть сильнее летнего варианта – на 0,1-0,2 бар. Измерьте глубину протектора – она должна быть не менее 4 мм (на многих современных зимних покрышках за это отвечает специальный индикатор). Если она меньше, такую шину использовать запрещено. Если на рабочей поверхности наблюдаются микротрещины или белые пятна, стоит задуматься о покупке нового комплекта.
Зарядить аккумулятор и очистить клеммы
Аккумулятор лучше всего подсоединить к зарядному устройству, чтобы дистиллированная вода хорошо перемешалась с электролитом, а также если выходное напряжение упало ниже 12,5 В. Заряжаться он должен не менее 8-12 часов, оставаясь под постоянным надзором, так что лучше все проделать дома.
Также не забудьте осмотреть провода, очистить клеммы от окисления и подтянуть контакты, чтобы исключить короткое замыкание и продлить срок эксплуатации АКБ.
Поменять не работающие фары
Правильно функционирующее освещение – один из ключевых аспектов безопасного передвижения зимой, так как ездить лишь при свете дня вряд ли удастся. Утром и вечером автолюбителя спасут лишь яркие фары, а значит, нельзя игнорировать работоспособность освещения. Со временем фары начинают мутнеть, покрываться грязью, царапинами и слабеть, так что любой километр рискует оказаться для них последним.
Провести диагностику двигателя
Протестировать двигатель автомобиля на неполадки важно, так как даже незначительные проблемы, на которые вы закрывали глаза в летний период, в самый неприятный момент обязательно откроются зимой в новом качестве. Ключевым элементом здесь являются свечи зажигания и электропроводка, которые могут стать причиной проблем с запуском мотора и причиной его поломки. Все изношенные части придется поменять на новые.
Заменить моторное масло
Меняем масло к зиме для того, чтобы оно не загустело на морозе. Из-за загустевшего состава, которое намного хуже циркулирует по системе, детали мотора будут сильнее тереться друг о друга и быстрее изнашиваться в ходе эксплуатации. И это еще не говоря о том, что двигатель с загустевшим маслом будет тратить больше энергии АКБ, и та быстрее разрядится, что критично зимой. Если последний раз смена масла происходила 5-10 тыс. км назад, смело меняйте на новое.
Заменить охлаждающую жидкость и проверить отопление
Охлаждающую жидкость придется менять тем, кто в теплое время года замечал, что антифриз подтекает, и его приходилось разбавлять водой или подливать еще. Разбавленный состав обязательно замерзнет зимой, что может оказаться фатальным для мотора. Чтобы не рисковать его целостностью, старый состав нужно слить и обратно залить новый антифриз. Замена охлаждающей жидкости, так или иначе, должна происходить каждые 50 тыс. км пробега.
Заодно можно убедиться в целостности системы отопления машины: посмотреть нет ли подтеканий из-под патрубков и уплотнений, все ли в порядке со шлангами и местами их соединения. Радиатор мог забиться солевыми отложениями, и это будет сильно мешать циркуляции охлаждающей жидкости. Старые, забившиеся патрубки лучше вовсе заменить.
Проверить тормозные колодки
Тормозную жидкость нужно регулярно менять раз в два года, а также ежегодно осматривать тормозные колодки. Даже если авто в обычных условиях останавливается без нареканий, это не повод игнорировать осмотр. Каждое колесо должно тормозить с одинаковым усилием, иначе на ледяной дороге очень легко оказаться в заносе и спровоцировать аварию. Изношенные колодки срочно меняем. Сразу обращаем внимание в каком состоянии находятся пыльники тормозных цилиндров – нет ли на них следов подтекания тормозной жидкости. В худшем случае у них изношены манжеты и в морозы они будут течь все больше.
Обработать кузов и стекла
Про кузов тоже не забываем. Из-за повышенной влажности зимой, обильных снегопадов и дешевых солей, которые используют коммунальщики, даже новый автомобиль начнет ржаветь. Спасти свою машину можно только хорошенько обработав кузов специальным антикоррозийным средством. Сначала нужно подготовить нижние элементы и сколы ЛКП, как наиболее подверженные ржавчине. Сколы придется предварительно закрасить, а уже потом обрабатывать от коррозии. ЛКП покрываем полиролью, а нижнюю часть оберегаем антигравийным составом или защитной пленкой. Дополнительно не стоит забывать и про другие элементы автомобиля, которые также придется покрыть спецсредством для их защиты от вредных воздействий: стекла, фары, зеркала заднего вида и лакокрасочное покрытие.
Уплотнители из резины на стыках дверей тоже придется обработать силиконовым составом. Во время заморозков они могут примерзнуть и их легко порвать при попытке открыть дверь или багажник. Обработку нужно проводить регулярно после каждой мойки. Постарайтесь начать заранее, еще до холодов.
Станции технического обслуживания автомобилей
Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей осуществляется ремонтными службами АТП или станциями технического обслуживания
(СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим процессом, исходя из планов, графиков, периодичности и общего объема работ по техническому обслуживанию.
Для каждой операции технологического процесса предусматриваются определенные пункты или участки производственной площади, имеющие специальные оборудование,
приспособления и инструмент.
Движение автомобилей по участкам станции технического обслуживания приводится на рис. 158. Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА в основном осуществляется поточным методом, при котором работы выполняются на специализированных постах по заранее разработанной технологии с заданным временем их
исполнения. Для перемещения автомобиля с поста на пост используются конвейеры. В зависимости от объема работ участков на станции технического обслуживания, специализирующихся по агрегатам, может быть несколько: участок по техническому обслужи-
ванию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, ходовой части, кузова и кабины и т. д. Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным картам. В них указываются наименование операции, технические условия и нормы времени на ее исполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего.
При небольшом объеме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту организация производства на СТОА может быть бригадной, при которой бригада выполняет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида обслуживания. Квалификация исполнителей работы должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на одном универсальном посту.
Стационарное оборудование технического обслуживания
Стационарное оборудование технического обслуживания используется для облегчения и механизации выполняемых
работ. По назначению оборудование подразделяют следующим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное. Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участках ежедневного технического обслуживания. Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2—0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давлением. Механизированная мойка выполняется с помощью моечных установок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.
Моечные установки струйного типа используют в основном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим раствором — для легковых. Основным рабочим органом щеточной моечной машины являются вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор. Установки применяют для мойки легковых автомобилей и автобусов.
Комбинированные моечные установки включают устройства для струйной мойки шасси и механизированной щеточной установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.
Вода после мойки автомобиля собирается в межколлейную канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного трапа, расположенного в центре. Для очистки сточных вод
мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуловителями, принцип действия которых основан на различии плотностей воды, нефтепродуктов и механических примесей.
Очищенная вода повторно применяется для мойки автомобилей, что является основой для системы повторного и оборотного водоснабжения. В ливневую канализацию разрешается сбрасывать сточную воду только после ее очистки. Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта и поэтому являются неотъемлемой частью специализированных и универсальных постов. Ширина узкой канавы не превышает размера колеи автомобиля и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по мостам и в районе свесов автомобиля. Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами. Реборды канав служат направляющими для колес автомобиля при заезде его на канаву.
Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в которых хранятся инструменты и мелкие детали.
Стенки канав облицованы светлым кафелем, пол покрыт деревянными решетками. Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом температурой 16—25°С.
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения работ. По типу механизма подъема подъемники
делят на электромеханические и гидравлические. Стационарные электромеханические подъемники бывают одно-, двух-, четырех- и шестистоечные. Для подъема и спуска автомобиля используют винтовую, цепную, карданную и другие силовые передачи, которые приводятся в действие от электродвигателя. Стационарные напольные гидравлические подъемники по исполнению бывают одно-, двух-, трех- и многоплунжерные. Одноплунжерный гидравлический подъемник состоит из
цилиндра с плунжером, на верхней части которого закреплена несущая рама. При создании давления в цилиндре выдвигается плунжер вместе с рамой, на которой установлен
автомобиль. Давление создается насосом. В заданном положении плунжер фиксируется упором. Для опускания подъемника открывается перепускной клапан и под действием собственного веса плунжер опускается вниз. Одноплунжерный подъемник применяют для легковых автомобилей. Для подъема грузовых автомобилей служат гидравлические многоплунжерные подъемники. Опрокидыватели предназначены для бокового наклона
автомобиля под углом до 50°, чем и обеспечивается удобный доступ к днищу. Опрокидывание производят в сторону, противоположную расположению горловины топливного бака. Перед опрокидыванием снимают аккумулятор. К подъемно-транспортному оборудованию относят кранбалки, тали, конвейеры и др. Кран-балки и тали используют для перемещения и подъема агрегатов и других грузов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Кран-балки имеют грузоподъемность 1—32 т, тали — 0,2—1,0 т. Конвейерные линии используют при поточном способе технического обслуживания для механизированного перемещения автомобилей с одного поста на другой. По способу передачи движения автомобилю конвейеры делят на толкающие, несущие и тянущие.
Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью толкающей тележки, упирающейся в передний или задний мост или заднее колесо. Несущие конвейеры представляют замкнутую транспортирующую цепь, движущуюся от приводной станции. Автомобиль устанавливают на транспортную цепь или подвешивают за передний и задний мосты.
Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, перемещающуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закрепляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он катится на своих колесах. Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на специальное и комбинированное (стационарное и передвижное). Маслораздаточная колонка используется для заправки двигателей моторным маслом с измерением разового и суммарного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной установке, расположенной на масляном резервуаре. В комплект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным краном, расходомер и другие приборы. Стационарный солидолонагреватель применяется для смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с помощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного шкафа и др.
Комбинированные установки служат для механизированной смазки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки
гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самонаматывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установки могут работать и индивидуально.
Посты технического диагностирования
Диагностирование — процесс установления технического состояния агрегатов, узлов, систем и механизмов автомобиля с помощью приборов и приспособлений без их разборки. Оно дает возможность выявить неисправности, для устранения которых необходимы регулировочные или ремонтные работы. По времени проведения диагностирование делят на непрерывное и периодическое. Непрерывное диагностирование проводится водителем в процессе эксплуатации автомобиля. Периодическое диагностирование выполняется через определенный, заранее установленный пробег. В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания диагностирование делят на два вида: общее Д-1 и поэлементное Д-2. При диагностировании Д-1 определяют техническое состояние узлов и агрегатов, которые обеспечивают безопасность дорожного движения, и оценивают пригодность автомобиля к эксплуатации. Выполняется оно перед проведением ТО-1.
При поэлементном диагностировании Д-2 выявляют неисправности, устанавливают объемы регулировочных и ремонтных работ, при проведении ТО-2 прогнозируют ресурс исправной работы до следующего технического обслуживания. В зависимости от объемов работы по ТО и TP диагностирование осуществляется на поточной линии, а также на
отдельных постах. На поточной линии основные посты диагностики размещают при участках проведения ТО-1 и ТО-2. Отдельные посты организуются на участках по текущему
ремонту агрегатов и узлов автомобиля, например по ремонту двигателей, по ремонту коробок перемены передач и т. д. Такое размещение постов позволяет проводить диагностические измерения до и после ремонта, обеспечивая гарантированное его качество, при этом исключается возможность возвращения автомобиля на повторный ремонт того или иного узла, агрегата. Посты диагностики оборудуются стационарными стендами, передвижными станциями, переносными приборами, укомплектованными необходимыми измерительными устройствами. В некоторых случаях используются для диагностики датчики и приборы на панели приборов автомобиля, например датчик давления масла, датчик температуры и т. д.
Диагностические стенды с беговыми барабанами позволяют имитировать условия движения и нагрузки. Стенд оснащен тормозной установкой и расходомером топлива, что
в конечном итоге позволяет проверить основные характеристики всех узлов и агрегатов автомобиля, сравнить их с паспортными данными, произвести корректировку датчиков и
приборов на панели приборов автомобиля, выявить неисправности. Посты диагностики отдельных агрегатов оснащаются специальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей. Так, пост для диагностирования работы
двигателя комплектуется виброакустической аппаратурой, стетоскопом и др., позволяющими по особенностям и уровню шумов и стуков определять техническое состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. С помощью стетоскопа определяют увеличение зазоров в латунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилиндром, клапанами и толкателями и т. д., устанавливают необходимость выполнения регулировочных и ремонтных работ.
Передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские предназначены для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей вне СТОА и автотранспортных предприятий. Располагаются такие мастерские в кузове грузовых автомобилей и включают в себя оборудование для выполнения заточных работ по металлообработке: слесарных, сверлильных, токарных и др. Такой комплекс оборудования позволяет проводить мелкий ремонт, вплоть до изготовления неответственных деталей.
Кроме того, передвижная ремонтная мастерская комплектуется приспособлениями, приборами, датчиками для измерения рабочих параметров агрегатов и узлов автомобиля
и диагностирования их технического состояния.
Производственный и технологический процессы ремонта
Производственным процессом называют совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть
действий людей относится к выполнению основных работ, связанных с изменением формы, размеров, свойств и состояния продукции. Другая часть действий людей связана с
выполнением вспомогательных работ, таких как транспортные и складские работы, содержание и ремонт зданий и оборудования, материально-техническое снабжение и др.
Технологический процесс ремонта — часть производственного процесса, связанная с выполнением основных работ по ремонту автомобиля: разборка его на агрегаты, узлы,
детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача автомобиля заказчику. Эти работы выполняются в определенной последовательности в соответствии с технологическим процессом. Элементами технологического процесса являются следующие его части.
Операция — часть технологического процесса ремонта, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, определенным видом оборудования, рабочими одной профессии.
Операция обычно носит название оборудования, с помощью которого производится операция. Например, сборочная операция выполняется в сборочном цехе с использованием сборочного оборудования слесарем-сборщиком и т. д.
Установка — часть операции, выполняемая на изделии при изменении его положения относительно оборудования, инструмента. Например, сборочная операция автомобиля состоит из установки двигателя, коробки перемены передач и т.д.
Переход — часть операции, установки, выполняемая над одним участком изделия, одним инструментом, работающим в одном и том же режиме. Например, установка двигателя
состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; поднять, перенести, поставить двигатель на раму; закрепить двигатель на раме.
Проходом называется один из нескольких переходов, следующих друг за другим. Например, переход — строповка двигателя состоит из двух проходов — увязка одного стропа на
двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой стороны двигателя.
Рабочий прием — часть перехода или прохода, представляющая собой законченный цикл рабочих движений. Например, закрепление одного конца стропа на двигателе с одной
стороны — один прием, закрепление другого конца стропа за крюк крана — другой рабочий прием.
Рабочее движение — наименьший момент операции. Например, взять деталь есть рабочее движение. Разработка технологического процесса состоит в том, что для каждого его элемента устанавливаются описание содержания работ, необходимое оборудование, приспособления и инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти
данные заносятся в технологические карты. В зависимости от объема выполняемых работ устанавливается различная глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприятий с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на уровне операций и установок с использованием универсального оборудования и инструмента. В технологической карте
указывается только порядок выполнения операций (маршрутная технологическая карта). Работы производятся рабочими высокой квалификации.
Для СТОА с достаточно большим объемом работ разработка технологического процесса ведется на уровне переходов и проходов с указанием содержания работ по каждой
операции. Работы выполняются на специальном оборудовании (стендах) с использованием специальных приспособлений и инструмента по операционным технологическим картам.
Разработка техпроцесса ведется отдельно для технического обслуживания ТО-1, ТО-2 и для ремонтных работ по текущему и капитальному ремонтам. Наибольший объем выполняемых работ имеет место при капитальном ремонте автомобилей, который производится на специализированных авторемонтных заводах. Укрупненно порядок работ можно представить в следующем виде (рис. 159). Принятые на ремонт автомобили проходят наружную мойку и поступают на операцию разборки. С рамы автомобиля, базовой детали снимают все агрегаты, очищают их от грязи, масла, разбирают на узлы и детали. Снятые детали сортируют на годные, негодные и требующие ремонта. Год-
ные детали идут повторно на сборку, негодные детали отправляют на металлолом, детали, требующие ремонта, восстанавливают и направляют на сборку узлов. Узлы собирают в агрегаты, агрегаты снова устанавливают на раму автомобиля. Собранный автомобиль испытывают и сдают заказчику. Важно отметить, что по такой же схеме производится
разработка технологического процесса проведения текущего ремонта с той особенностью, что в этом случае меньше количество и выполняются они в меньшем объеме.