Тракторист категории «В»
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссий
Перегрузка механизмов во время работы, плохая смазка приводят к поломкам и неисправностям агрегатов трансмиссии, выводящим из строя автомобиль.
Сцепление
В механизме сцепления могут возникнуть неисправности: • неполное включение (сцепление пробуксовывает);
- неполное выключение (сцепление ведет);
- резкое включение сцепления. Сцепление пробуксовывает, крутящий момент от вала двигателя не полностью передается на ведущие колеса. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя скорость автомобиля увеличивается очень медленно (иногда автомобиль двигается рывками). Пробуксовывание сцепления вызывают:
- отсутствие зазора между подшипником муфты и рычагами включения при отпущенной педали сцепления, вследствие чего ведущий диск не полностью прижимается к ведомому. Для устранения этой неисправности необходимо проверить и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
- замасливание дисков сцепления. Для устранения этой неисправности сцепление нужно разобрать, тщательно промыть, а фрикционные накладки зачистить стальной щеткой;
- износ фрикционных накладок. Неисправность устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления (при большом износе накладок их необходимо заменить новыми);
- поломка или ослабление нажимных пружин — пружины необходимо заменить. Сцепление не полностью выключается. Признаком такой неисправности является включение передачи, сопровождающееся скрежетом шестерен коробки передач. Причины возникновения данной неисправности: • большой зазор между упорным подшипником муфты выключения и внутренними концами рычажков выключения (устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления);
- перекос или коробление ведомых дисков — устраняется заменой поврежденных дисков; • обрыв фрикционных накладок — сцепление необходимо разобрать и заменить накладки;
- перекос нажимного диска (ведущий диск частично продолжает прижиматься к ведомому) необходимо отрегулировать положение рычагов выключения сцепления. Сцепление резко включается. Такая неисправность может возникнуть в случае заедания муфты выключения на направляющей втулке или вследствие образования трещин на ведущих дисках.
Для устранения указанных неисправностей требуется замена соответствующих деталей. Основные работы по ТО сцепления:
-
- ЕО. Проверить действие механизма сцепления путем трогания с места и переключения передач при движении.
- ТО-1. Проверить свободный ход педали (и, если нужно, отрегулировать его), состояние и крепление оттяжной пружины. Смазать (по графику смазки) валик педали сцепления и подшипник муфты выключения сцепления. Проверить работу сцепления. Ремонт деталей и узлов механизма сцепления. При ремонте картер сцепления с блоком цилиндров не разъединяют, чтобы не нарушить соосность центрирующего отверстия относительно коренных опор коленчатого вала. При наличии трещины, проходящей через центрирующее отверстие или более чем через одно отверстие крепления коробки передач, а также трещины, захватывающие более половины периметра сечения лап, деталь бракуют. Небольшие трещины и обломы на нагруженных поверхностях устраняют электродуговой сваркой, а на поверхностях, не несущих нагрузок, — синтетическими материалами на основе эпоксидных смол. Изношенные отверстия увеличивают по диаметру, запрессовывают втулку и развертывают ее до рабочего размера. Износ отверстия под стартер устраняют постановкой дополнительной ремонтной детали или наплавкой с последующей расточкой отверстия под размер. Базовыми размерами при расточке служат диаметры коренных опор коленчатого вала в блоке цилиндров. При ремонте ведомые диски разбирают полностью. Приклепанные накладки при необходимости разъединяют, высверливая наклепки или срезая накладки на станке. После восстановления или замены отдельных деталей ведомый диск собирают, приклепывают или приклеивают к нему фрикционные накладки. После сборки диски балансируют. Неуравновешенность устраняют креплением на диск не более трех грузиков.
Сборке сцепления предшествует комплектация деталей сцепления по размеру отверстий в вилке и нажимном диске под палец и пальцев по диаметру. Контроль положения рычагов относительно нажимного диска осуществляют при помощи индикаторного устройства. Нажимной диск в сборе с кожухом сцепления подвергают статической балансировке.
Коробка передач и раздаточная коробка
Могут возникать ряд неисправностей:
• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в результате резкого трогания с места груженого автомобиля, при неумелом включении передач и при неисправном сцеплении — требует восстановления или замены изношенных деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями недопустима, так как это приведет к разрушению всей коробки. Самопроизвольное выключение передач возникает вследствие неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синхронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фиксаторов — требует восстановления или замены изношенных деталей.
Шум шестерен при включении передач происходит из-за поломки или неправильной регулировки сцепления, неумелого включения его. Шум шестерен при движении автомобиля вызывается отсутствием смазки, большим износом шестерен или подшипников. Одновременное включение двух передач происходит в результате износа шариков или стержня замков. Затрудненное включение передач может возникнуть из-за засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедания шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и ступиц шестерен. Необходимо прочистить отверстия под ползуны и фиксаторы, остальные неисправности устраняются восстановлением или заменой изношенных деталей. Подтекание масла из коробки передач и раздаточной коробки является следствием повреждения уплотнительных прокладок, износа сальников или образования трещины в корпусе коробки.
Основные работы по ТО коробки передач и раздаточной коробки:
- ЕО. Проверить работу коробки передач при движении автомобиля.
- ТО-1. Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач, долить масло до уровня. Проверить работу коробки передач.
- ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач. Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач к картеру сцепления и крышки картера коробки передач; крышки подшипников ведомого и промежуточного валов. Заменить масло в картере коробки передач (по графику смазки).
Ремонт коробки передач.
Картеры коробки передач могут иметь основные дефекты:
- обломы и трещины корпуса;
- износ отверстий под подшипники и под шейки блока зубчатых колес заднего хода;
- износ внутренней торцевой поверхности бобышек под блок зубчатых колес заднего хода.
Трещины, не проходящие через отверстия под подшипники оси блока зубчатых колес заднего хода, заваривают дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или трещин картер бракуют. Изношенные отверстия под подшипники восстанавливают гальваническим натиранием или постановкой втулок с буртиком. Соосные отверстия растачивают с одной установки до размера по рабочему чертежу. Изношенные торцевые поверхности бобышек, подблок зубчатых колес заднего хода фрезеруют. Валы коробок передач подвергают ремонту при износе посадочных шеек и под подшипники. Изношенные посадочные шейки восстанавливают вибродуговой наплавкой или хромированием с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При износе зубьев по толщине более предельного и при выкрашивании рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изношенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса в среде углекислого газа или электродуговой наплавкой. Затем вал протачивают до требуемого размера. Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих правил выполнения сборочных работ. Особенностями основных операций сборки узлов коробок передач являются установка подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар. Испытание коробок передач проводят для осуществления приработки трущихся поверхностей и проверки работы зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и отсутствия самопроизвольного их включения. Для испытания коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкнутым силовым контуром или стенды с электрическим, механическим или гидравлическим тормозом.
Карданная и главная передачи, дифференциал и полуоси
В карданной передаче возможны:
- износ подшипников и крестовин кардана;
- износ скользящей шлицевой муфты;
- изгиб или скручивание карданного вала.
Признаком неисправности карданной передачи являются рывки и удары при трогании автомобиля с места или при переключении передач на ходу. Биение вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут. Неисправности карданной передачи устраняют восстановлением или заменой изношенных деталей. Погнутый вал можно править.
В главной передаче и дифференциале возможны:
- износ крестовины дифференциала и подшипников;
- износ или повреждение сальников;
- подтекание масла в соединениях картера заднего моста. Неисправности главной передачи проявляются значительным шумом в картере заднего моста при движении автомобиля. Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями главной передачи устраняют регулировкой. При больших износах деталей главной передачи и дифференциала они подлежат обязательной замене.
В полуосях возможно:
- их скручивание;
- износ шлицов;
- ослабление крепления гаек фланца полуоси к ступице;
- обрыв шпилек. Износ сальников полуосей приводит к попаданию смазки в тормозные барабаны и отказу работы тормозных механизмов, поэтому изношенные сальники в обязательном порядке необходимо заменить.
Основные работы по ТО карданной и главной передач и дифференциала:
- ЕО. Проверить работу карданной и главной передач при движении автомобиля.
- ТО-1. Проверить (и при необходимости закрепить) фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить крышки картера главной передачи. Проверить уровень масла в картере главной передачи и при необходимости долить. Смазать карданные сочленения и подвесной подшипник (по графику смазки).
- ТО-2. Проверить наличие люфта в карданных сочленениях, закрепить фланцы полуосей, карданов и опорный подшипник к раме. Смазать шлицевую муфту карданной передачи (по графику смазки). Проверить герметичность соединений главной передачи. Уровень масла в картере ведущего моста проверяют после 3000 км пробега. Уровень масла должен быть у кромки наливного отверстия. Масло меняют по графику смазки и при изменении сезона работы автомобиля.
Ремонт карданной и главной передач, дифференциала и полуосей. В карданных передачах в процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются шипы крестовин карданных валов по длине и диаметру. Износ торцов шипов крестовин определяют измерением расстояния между ними. При размере меньше допустимого крестовины бракуют. Износ шипов по диаметру устраняют наплавкой в среде углекислого газа с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или при наличии трещин на вилках карданного вала она подлежит замене. Вилки к трубе приваривают электродуговой сваркой под слоем флюса или в среде углекислого газа.
Погнутость вала определяется измерением радиального биения при установке в приспособлении по диаметру и торцу в вилках по всей длине. При невозможности устранения дефекта трубу заменяют новой. Сборку карданной передачи выполняют в два этапа: вначале собирают узлы, а затем проводят сборку передачи. После сборки карданные валы подвергают динамической балансировке на станке. Картер главной передачи в зависимости от размеров дефектов бракуют или восстанавливают. Трещины и обломы фланца крепления к картеру заднего моста, распространенные менее чем на половину отверстия под болты крепления, устраняют электродуговой сваркой.
При любых других обломах картер бракуют. Изношенные отверстия под гнезда подшипников допускают обработку под два ремонтных размера. Возможно их восстановление вибродуговой наплавкой или гальваническим натиранием с последующей обработкой до размера по рабочему чертежу. При повреждении резьбы под гайку подшипника дифференциала резьбовое отверстие растачивают и нарезают ремонтную резьбу. Чашки коробки дифференциала при наличии на них трещин бракуют. При задирах, рисках или износе торца под шайбу шестерни полуоси и сферической поверхности под шайбы эти поверхности обрабатывают под ремонтные размеры, компенсируя изменение размеров при сборке шайбами. При износе отверстий под стяжные болты и под шипы крестовины сверлят новые отверстия в промежутке между старыми. Износ шейки под роликовый подшипник устраняют хромированием или вибродуговой наплавкой с последующей шлифовкой шейки до размера по рабочему чертежу.
Полуоси ведущих мостов могут иметь следующие основные дефекты:
- погнутость полуоси или фланца;
- износ отверстий под разжимные втулки;
- износ шлицев по толщине.
При наличии обломов или трещин, а также скручивания полуось бракуют. Погнутость полуоси определяют после установки ее в центрах при помощи индикаторной головки. Погнутые полуоси правят на прессе. Износ отверстий устраняют заваркой с последующим сверлением сквозного отверстия до необходимого размера по рабочему чертежу. Изношенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под слоем флюса с продольным наложением швов. После протачивания диаметров и фрезерования шлиц выполняют необходимую термообработку и доводочные операции. Ступицы колес при наличии трещин на любых поверхностях, кроме ребер, бракуют. Трещины на ребрах устраняют электродуговой сваркой. Износы отверстий под подшипники и наружный сальник устраняют вибродуговой наплавкой или постановкой ремонтной втулки. Сборку заднего моста выполняют по общим правилам. Однако особое внимание уделяют операциям комплектования и регулировки затяжки подшипников и зацепления зубчатой пары главной передачи. После сборки редуктор испытывают на стенде, позволяющем создавать нагрузки на зубчатую пару и изменять частоту вращения конической шестерни главной передачи. При испытании главной передачи не допускают повышенный неравномерный шум и стук зубчатой пары, заедание дифференциала, подтекание смазочного материала через сальники и уплотнения.