Тракторист категории «В»
Основные неисправности и техническое обслуживание приборов освещения и контрольно-измерительных приборов
Основные неисправности приборов освещения. К ним относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, потускнение и загрязнение поверхности отражателя, загрязнение и трещины рассеивателя, снижение светотехнических характеристик и разрегулировка световых пучков фар, окисление и разрушение контактов в электрических соединениях из-за попадания влаги. Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их света значительно снижают качество освещения дороги. Не правильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или сокращению длины освещаемого участка дороги. Особенно внимательно надо относиться к регулированию фар на автомобилях, оборудованных фарами с галогенными лампами, так как эти фары сильно ослепляют водителей при встречном разъезде в случае неправильной их регулировки. Одной из причин снижения светотехнических характеристик приборов освещения может быть заниженная регулировка регулятора напряжения или повышенное сопротивление цепи питания фар и других осветительных приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулировка регулятора напряжения вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает опасность ослепления водителей встречных автомобилей.
Техническое обслуживание приборов освещения. Оптический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тщательный уход. При попадании внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света снижается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на воздухе. Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя. Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него и повернув в левую сторону. После этого, не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца и затем заменить лампу. При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Зажимы и штекерные соединения рекомендуется смазывать снаружи смазкой Литол-24. Основные неисправности контрольно-измерительных приборов. К основным неисправностям спидометра относят неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением этих неисправностей необходимо проверить исправность гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передач, и не оборван ли трос.
В случае обрыв троса необходимо установить причины обрыва. Одной из причин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивают рукой свободный конец троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, затем свободно вернуться обратно. Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.
С учетом большого разнообразия конструкций и назначений контрольно-измерительных приборов ниже в качестве примера приведены основные неисправности магнитоэлектрических указателей температуры: нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе; в этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор; нарушение стабильности характеристик терморезистора происходит чаще всего вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости; смещение стрелки приемника на оси магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри приемника. Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов.
При обнаружении неисправностей датчика или приемника рекомендуется заменить их исправными, а не подвергать ремонту, так как конструкция приемника и датчика неразборная и ремонту в эксплуатации не подлежит. Проверку исправности магнитоэлектрических указателей температуры рекомендуется проводить при 20°С в определенной последовательности, для чего датчик и приемник должны быть сняты с автомобиля. Приемник устанавливают в приспособление в рабочем положении. Датчик помещают в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает возможность повышать температуру воды выше 100°С. Датчики указателей, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, проверяют только в воде, так как при нагреве в масле при отсутствии интенсивного его перемешивания увеличиваются погрешности измерения в результате изменившихся условий теплопередачи.
Датчики указателей, предназначенные для замера температуры масла, проверяют в масляной ванне. Схема включения комплекта приемника и датчика для проверки изображена на рис. 203, а. Напряжение, подводимое к прибору, равно 14 или 28 В (соответственно для приборов с номинальным напряжением 12 и 24 В). Водяная или масляная ванна должна медленно прогреваться. Показания приемника указателя сравнивают с показаниями контрольного ртутного термометра, установленного в ванне. Цена деления контрольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С. На каждой контрольной отметке шкалы перед отсчетом показаний должна производиться выдержка не менее 2 мин. Приемник и датчик исправны, если погрешность не превышает данных, приведенных ниже:
В случае увеличенной погрешности необходимо проверить приемник и датчик указателя температуры отдельно. Проверку приемника указателя осуществляют с помощью
контрольного реостата или магазина сопротивлений, включенного в цепь приемника вместо датчика (рис. 203, б) при температуре окружающей среды +(20±5)°С и напряжении
14 или 28 В. Перед проверкой показаний приемник выдерживают во включенном состоянии на предельной отметке 110 или 120°С в течение 2 мин. При этом фиксируют значение сопротивления контрольного реостата. Показания приемника удовлетворительны, если контрольные положения стрелки соответствуют следующим значениям сопротивления контрольного реостата:
Погрешность приемника определяется разностью между показаниями приемника и контрольного ртутного термометра. Приемник можно считать исправным, если его погрешности не выходят за указанные выше пределы при проверке приемника с датчиком. Проверку датчика указателя проводят с эталонным приемником (рис. 203, б); сопротивление катушки между клеммами Б и Д равно (10±1) Ом. При проверке используют контрольный ртутный термометр с ценой деления 0,1°С. Проверка заключается в определении сопротивления датчика в комплекте с эталонным приемником при контрольных температурах. Такая проверка может быть выполнена с помощью амперметра и вольтметра. Сопротивление датчика определяют по формуле
— падение напряжения в датчике, В (показания вольтметра); Iд— сила тока датчика, А (показания амперметра). Применяемый при этом испытании вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5. Сопротивления датчика не должно выходить за указанные ниже пределы: