Тракторист категории «В»
Крановое оборудование экскаваторовКопия
Крановое оборудование применяют для выполнения разнообразных погрузочно-разгрузочных-работ в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и пр.
Кран состоит из решетчатой стрелы, крюковой обоймы, подвешенной на подъемном канате, и противовеса, который крепят в задней части поворотной платформы для придания крану большей устойчивости при подъеме грузов.
Стрела для крана используется также, что и для драглайна, с такой же схемой ее подвески. Для некоторых машин увеличивают число ветвей каната. Например, в экскаваторах Э-2503 и Э-2505 их число равно. Однако при крановых работах часто требуется более длинная стрела. Поэтому используют дополнительные вставки между верхней и нижней секциями стрелы. Кроме того, в некоторых случаях на верхней части стрелы монтируют специальный наголовник, называемый гуськом, который Позволяет увеличивать высоту подъема груза и подавать его на большее расстояние. Гусек шарнирно крепят на оси головных блоков стрелы и удерживают в горизонтальном положении канатом, обычно заякоренным нижним концом в пяте стрелы и реже на самой стреле.
Крюковая обойма показана на рис. 28. Ее подвешивают на подъемном канате, огибающем блок. Груз или специальное захватное приспособление подвешивают к крюку. На резьбу хвостовика крюка навернута гайка, которая через подшипник опирается на траверсу. Крюк может поворачиваться относительно обоймы в вертикальной плоскости на траверсе, закрепленной в щеках, в горизонтальной плоскости — на подшипнике. Возможность поворота крюка в двух плоскостях удобна для подвешивания груза.
Грузоподъемность крана зависит в основном от его устойчивости. Вес допускаемого груза уменьшается с увеличением вылета стрелы так как при этом увеличивается действие груза, опрокидывающее кран. Поэтому на большинстве кранов имеется устанавливаемый на стреле или в кабине машиниста указатель грузоподъемности, показывающий допустимый вес груза в зависимости от того, под каким углом наклонена стрела. Однако, несмотря на то, что это запрещается правилами техники безопасности, в практике бывают случаи работы с грузами, вес которых неизвестен. Устойчивость крана зависит также от некоторых других факторов (например, силы и направления ветра), не учитываемых указателями грузоподъемности. В связи с этим применяют автоматические ограничители грузоподъемности, которые подают сигнал или останавливают механизмы крана после достижения предельной нагрузки.
Рис. 27. Схема экскаватора с крановым оборудованием:
1 — канат гуська, 2 — гусек, 3 — крюковая обойма, 4 — верхняя секция стрелы, 5 — дополнительная вставка, 6 — нижняя секция стрелы, 7 — противовес
Рис. 28. Крюковая обойма:
1 — щека обоймы, 2 — блок, 3 — гайка крюка, 4 — траверса, 5 — крюк
Кроме того, чтобы предотвратить запрокидывание на кабину высоко поднятой стрелы при обрыве грузового каната или резком оттормаживании грузового барабана, на современных машинах устанавливают специальные упоры.
В последние годы крановое оборудование экскаватора используют в основном на перегрузочных работах. Применение его на монтажных работах резко уменьшилось, так как монтаж требует изменения в большом диапазоне, в том числе до очень малых скоростей рабочих движений крана (подъем, поворот, опускание груза), что не обеспечивается механизмами экскаватора.