Тракторист категории «В»
Контроль за креплением деталей экскаваторовКопия
Надежная работа машины во многом зависит от регулярного контроля за состоянием крепежных деталей и своевременного подтягивания ослабленных соединений деталей.
Наиболее широко на экскаваторах распространены болтовые соединения.
Рис. 212. Характер усталостного выкрашивания зубьев шестерни
При ежесменном техническом обслуживании (очистке и обтир-,е машины) машинист и его помощник должны не только провеять состояние металлоконструкций, но и выявлять ослабленные болтовые соединения.
От вибрации или толчков, возникающих при работе машины, может нарушиться то или иное устройство, предохраняющее гайки болтов от самоотвинчивания. Значительно ослабевшие болты легко обнаружить при легком постукивании молотком по гайкам и головкам. Недостаточно затянутые гайки издают глухой дребезжащий
Для предохранения болтового соединения от раскручивания чаще всего применяют контргайки (рис. 213, а), пружинные шайбы (рис. 213, б), стопорную проволоку (рис. 213, в), корончатые гайки со шплинтами (рис. 213, г), отгибные шайбы (рис. 213, д), круглые гайки и замковые шайбы (рис. 213, е).
Контргайку следует навинчивать только после затягивания основной гайки.
Новые пружинные шайбы вместо выбывших из строя можно устанавливать лишь в том случае, когда внутренний диаметр их соответствует диаметру болта или шпильки. Шайбы, бывшие в употреблении, могут быть использованы вторично, если они достаточно упруги, что выявляют по величине развода концов шайбы. Эта величина составляет не менее полуторной толщины шайбы. После затяжки гайки пружинная шайба должна прилегать к опорной поверхности детали и торцу гайки по всей окружности; зазор в разрезе шайбы допускается до половины ее толщины, но не более 2 мм. Установка двух пружинных шайб под одну гайку не допускается.
Опорная поверхность под гайку и торец гайки при использовании упругих шайб портится и, если соединение перебирают, то их нужно зачищать. Пружинные шайбы получили наибольшее распространение для крепления болтов крышек корпусов, соединения частей кузова и всевозможных фланцев.
Головки болтов часто стопорят мягкой проволокой. Проволоку в отверстия следует вводить крест-накрест и таким образом, чтобы натяжение, получающееся после стягивания концов проволоки, способствовало завинчиванию резьбы. Концы проволоки должны быть тщательно скручены и обрезаны •на расстоянии 5—7 мм от начала скрутки. Проволока должна быть мягкой, без скрученных и надломленных мест. Чаще всего этот способ крепления применяют для болтов, крепящих прокладки седловых подшипников, торцовые крышки стреловых блоков и т. п.
Головка шплинта должна утопать в прорези гайки, а концы его необходимо разводить: один на торец болта, другой на грань гайки. Концы шплинта должны быть плотно прижаты к деталям. Отгибные шайбы выполняют из мягкой листовой стали толщиной 1 —1,25 мм. После затяжки гайки выступы шайбы отгибают один на грань, а второй — по кромке корпуса. Таким способом крепят, например, разъемные корпусы седловых подшипников.