Тракторист категории «D»
Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации
1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Статья 3. Принцип законности
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 5. Принцип вины
1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Статья 6. Принцип справедливости
1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Статья 7. Принцип гуманизма
1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Статья 8. Основание уголовной ответственности
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.
Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия.
Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.
Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены в Федеральных законах от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», других законах и подзаконных актах. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.
Видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, а также метрополитена.
С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться путем как действия, так и бездействия (ст. 263, 264 266, 269 УК РФ и др.).
Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния. Например, только путем бездействия может быть совершено такое преступление, как неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).
Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции.
Правила безопасности движения устанавливают нормы поведения работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц в целях охраны жизни и здоровья людей, сохранности транспортных средств, грузов, иных ценностей. Правила технической эксплуатации непосредственно направлены на обеспечение безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта, устанавливают порядок их использования как в процессе движения транспорта, так и вне его. Третья группа норм в сфере функционирования транспорта регламентирует обязанности участников процесса движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т. д.
Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных.
В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб (ст. 263, 264, 266, 267 УК РФ и др.).
Преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК РФ, имеют формальные составы, считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.
Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные — с гибелью двух или более лиц (ст. 263, 264, 266, 267 УК РФ и др.). Кроме того, в качестве указанных обстоятельств в ст. 264 УК РФ выделено состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством (ч. 2, 4 и 6).
С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 2641 УК РФ), неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) могут совершаться только умышленно.
Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором — 16-летнего возраста.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Все рассматриваемые преступления в зависимости от их направленности можно условно классифицировать на две группы. Первая группа объединяет деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 263, 263.1, 264, 264.1, 266–269 УК РФ. Вторая группа включает иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 и 271.1 УК РФ).
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ)
Иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 и 271.1)
Деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации и транспорта (ст. 263, 2631, 264, 266–269)
Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ). Статья предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.
Объективные признаки
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.
Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.
Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т. п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта.
Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т. п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.
К морскому и внутреннему водному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах.
Метрополитен, метро (дословно «столичная железная дорога») — рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землей.
Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут выступать предметом рассматриваемого преступления. Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством.
Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения безопасности самоходного судна.
Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного рассматриваемой нормой. Нарушение правил безопасности движения или нарушение правил эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. 351 или 352 УК РФ.
Объективная сторона преступления включает:
а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;
б) отказ от исполнения обязанностей, связанных с соблюдением указанных правил;
в) причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба;
г) причинную связь между деянием и наступлением последствий.
Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РСФСР.
Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта. Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе.
К нормативным актам, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Наименование нормативного акта — это лишь формальный признак.
Для выяснения, устанавливает ли норма правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.
Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты.
Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.
Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Суд должен сослаться в приговоре на те и другие правила.
По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.
Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК РФ, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.
Указанные в законе нарушения могут выражаться в форме как действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.
Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.
Согласно ст. 413 ТК РФ на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.
Статья 20.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за «самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом». Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции или служебные обязанности того или иного работника транспорта.
Данное административное правонарушение отличается от рассматриваемого преступления конструкцией состава: деликт сконструирован по типу формального, считается оконченным с момента совершения деяния; преступление — по типу материального, для признания его оконченным требуется наступление указанных в законе последствий.
Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК РФ. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.
Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности. При определении причинной связи прежде всего необходимо установить факт совершения лицом общественно опасного деяния, указанного в законе. Если работником транспорта не были нарушены правила безопасности движения или эксплуатации, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.
Причинная связь имеет место и тогда, когда последствия обусловлены не одним действием или бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии с другими способно вызвать предусмотренные в законе последствия.
Возможны случаи, когда действиями одного создается опасная обстановка, а другой неверно оценивает ее и сам совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой ситуации наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных обоими работниками транспорта.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.
Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.
Квалифицированные виды
В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК РФ указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) — смерти двух и более лиц.
Красноярским краевым судом А. (командир звена в государственном унитарном предприятии (ГУП) «Авиакомпания Енисейский меридиан») и К. (командир вертолета) осуждены по ч. 3 ст. 263 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала приговор законным.
Являясь лицами, в силу выполняемой ими работы и должности обязанными соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, они нарушили эти правила, что повлекло смерть 8 человек и причинение тяжкого вреда здоровью 5 пассажирам и 1 члену экипажа. Организация рейса вертолета МИ-8 не соответствовала требованиям безопасности полетов. Полетная карта не была подготовлена: маршрут не нанесен, командные высоты не обозначены, искусственные препятствия в виде ЛЭП, о наличии которой экипажу было известно, не отмечены. Из-за давности ее издания на ней отсутствовали отметки о современных объектах. Ответственным за организацию полета был старший летный командир А.
Полет проводился без планирования и предварительной подготовки экипажа по маршруту, без штурманского расчета. Несмотря на полученный по радио в процессе запуска двигателей нелетный прогноз, он осуществлялся в условиях погоды, препятствующей выполнению рейса на безопасной высоте с учетом гористого рельефа.
Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с нарушениями правил охраны труда. Отличаются они в первую очередь по характеру правил, нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций.
Если нарушение работником транспорта своих обязанностей по выполняемой работе или занимаемой должности не было связано с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, а касалось только безопасных условий труда, то его действия должны быть квалифицированы по ст. 143 УК РФ.
Квалификация действий работника транспорта по совокупности ст. 263 и 143 УК РФ возможна при нарушении как правил, регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, так и правил охраны труда.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под последними понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Нормативно выделяются следующие уровни безопасности:
– уровень № 1 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
– уровень № 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
– уровень № 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Таким образом, сущность объекта преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, характеристика уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств убедительно свидетельствуют об иных правовой природе и социальной направленности деяния по сравнению с преступлениями, интегрированными в гл. 27 УК РФ. В связи с этим представляются сомнительными признание законодателем данного преступления транспортным и определение его места в системе Особенной части УК РФ.
Объективные признаки
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
К транспортным средствам относятся воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.
Последствием преступления является причинение тяжкого вреда здоровью и крупный ущерб (их содержание раскрыты при анализе преступления, преду смотренного ст. 263 УК РФ).
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.
Квалифицированные виды
Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 263.1 УК РФ.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
Объективные признаки
Непосредственным объектом является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ, где перечислены две группы указанных средств, выделенных по различным основаниям. Первая группа охватывает трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины. Термин «механическое транспортное средство» определяется нормативно, его содержание шире термина «самоходная машина».
Согласно Правилам дорожного движения под ним понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины.
Во вторую группу входят транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Такое право, например, требуется для управления транспортными средствами категории «М» (мопеды и легкие квадрициклы), подкатегории «А1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт) и др.
Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК РФ в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.
Объективная сторона выражается:
а) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
б) наступлении тяжкоговреда здоровью человека;
в) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.
Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Оно регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации, а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т. д.
Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т. д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т. п.
Эксплуатация транспортных средств запрещается, если не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тяговосцепное и опорно-сцепное устройства тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т. д. Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.
Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
К последствиям преступления согласно закону относится причинение тяжкого вреда здоровью человека; его содержание раскрывается в ст. 111 УК РФ.
Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.
Субъективные признаки
Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).
При учебной езде за ошибочные действия обучаемого, повлекшие указанные в законе последствия, несет ответственность инструктор.
Вместе с тем надо иметь в виду, что согласно Правилам дорожного движения (п. 1.2) обучаемый тоже относится к водителям, поскольку он управляет транспортным средством и обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому в случае, если курсант пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил данные правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК РФ.
Квалифицированные виды
Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека — ч. 3 комментируемой статьи, двух и более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. 2, 4 и 6).
Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, то вменяются в вину все последствия, а действия квалифицируются по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.
По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). Объект преступления — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объективные признаки
Объективная сторона выражается в нарушении правил дорожного движения. Лицо, будучи подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК РФ, вновь управляет автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, при условии, что до этого оно подвергалось административному наказанию за аналогичное нарушение либо имело судимость за совершение одного из преступлений, указанных в ст. 264.1 УК РФ.
В примечании 2 к ст. 264 УК РФ дается определение лица, находящегося в состоянии опьянения. Следует заметить, что законодатель вышел за пределы собственно определяемого понятия, приравняв отказ от освидетельствования к состоянию опьянения. Эти деяния не тождественны. Если необходимо было криминализировать отказ от освидетельствования (целесообразность такого шага вызывает большое сомнение), то это и следовало прямо указать в уголовном законе. Иначе получается, что состояние опьянения презюмируется.
В таком случае надо признать, что указанным обстоятельством ставится под сомнение действие одного из конституционных принципов — презумпция невиновности.
Объективные признаки
Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Непосредственным объектом является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автотранспорта и городского электротранспорта. Предмет преступления тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 263, 264 УК РФ.
Объективная сторона предусматривает два деяния:
а) недоброкачественный ремонт;
б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.
Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
По смыслу закона разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т. п.) не охватывается содержанием данной статьи.
Преступление совершается как действием, так и бездействием. В последнем случае, например, имеет место непринятие мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия: тяжкого вреда здоровью человека. Его содержание раскрыто при анализе преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ.
Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной к наступившим последствиям.
Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.
Квалифицированные виды
При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 266 УК РФ.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).
Объективные признаки
Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.
Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т. д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).
Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т. д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т. д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т. д.
Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т. д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т. д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.
Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.
Транспортные коммуникации — это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.
Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением иным способом указанных в законе предметов преступления.
Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.
Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т. п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т. д.
Характеристика тяжкого вреда здоровью дается в ст. 111 УК РФ. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления — лицо, достигшее 14-лет него возраста.
Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 УК РФ.
Квалифицированные виды
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Непосредственным объектом преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.
Объективные признаки
Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.
Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК РФ говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК РФ, поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь о транспортных средствах, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.
Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь трубопроводный).
При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.
Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т. д.
Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.
Субъективные признаки
Субъективная сторона предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.
Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.
Квалифицированные виды
В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по комментируемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК РФ.
В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 ст. 268 УК РФ.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Непосредственный объект преступления — безопасность функционирования магистрального трубопровода. Предметом преступления является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.
Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.
Строительство магистрального трубопровода охватывает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом. Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Законом одинаково охраняется эксплуатация как в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем. Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.
Преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.
Оно имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления преступного последствия в виде тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
Субъективные признаки
С субъективной стороны преступление предусматривает неосторожную форму вины как в виде легкомыслия, так и небрежности.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированные виды
Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 269 УК РФ).
Задачи законодательства об административных правонарушениях
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 – 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее – их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве
1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.27.3 или 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, и лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, если указанные административные правонарушения направлены против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанные лица не были привлечены за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.