Тракторист категории «D»
Трактор К-700. Технические характеристики
Рама трактора состоит из двух полурам, соединенных шарнирным устройством. Полурамы могут поворачиваться относительно друг друга на угол до 16° вокруг горизонтальной оси и на угол до 35° вокруг вертикальной оси.
На передней полураме трактора установлен четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-2Э8НБ с турбонаддувом, мощностью 200 л. с. Запуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения запуска двигателя в холодное время года трактор оборудован системой предпускового обогрева.
Силовая передача трактора включает в себя полужесткую муфту, коробку передач, передний и задний мосты и карданную передачу.
Для привода механизмов различных машин трактор имеет вал отбора мощности с независимым приводом.
Коробка передач механическая, 16-скоростная, четырехрежимная, с шестернями постоянного зацепления, фрикционная, с гидравлическим переключением передач в пределах каждого режима.
Оба моста трактора ведущие, задний мост отключаемый. Мосты имеют автоматическую блокировку.
Подвеска переднего моста осуществлена на двух продольных полуэллиптических рессорах, задний мост соединен с рамой жестко.
Управление трактором осуществляется рулевым колесом с помощью распределителя и двух силовых гидроцилиндров, которые смещают полурамы относительно друг друга.
Ходовая часть состоит из четырех односкатных колес на шинах низкого давления, с протектором повышенной проходимости. Все колеса трактора оборудованы колодочными тормозами с пневматическим приводом. На переднем конце грузового вала коробки передач установлен механический стояночный тормоз ленточного типа.
Кабина трактора двухместная, оборудованная отоплением и вентиляцией. За кабиной расположены топливный и масляный баки.
Трактор имеет раздельно-агрегатную трехточечную систему навесного оборудования.
Для наружного освещения и сигнализации на тракторе установлены: впереди — две фары дальнего и ближнего света, сзади — две фары, габаритные фонари, сигналы поворота, торможения и освещения номерного знака.
Двигатель трактора К-700
Двигатель ЯМЭ-238НБ трактора К-700 — четырехтактный, восьмицилиндровый дизель, с газотурбинным наддувом, производства Ярославского моторного завода. Двигатель имеет V-образ-ное расположение цилиндров с углом развала 90° и мощностью 200 л. с. при 1700 об/мин.
Двигатель установлен на передней полураме трактора на четырех резиновых амортизаторах.
В верхней части двигателя (рис. 1) расположены: фильтр тонкой очистки топлива, фильтр грубой очистки масла, фильтр тонкой очистки масла, масляный фильтр турбокомпрессора и генератор; здесь же находится компрессор пневмосистемы. Слева на стенке кабины расположен фильтр грубой очистки топлива.
Агрегаты топливной аппаратуры — насос высокого давления с топливоподкачивающим насосом, регулятором и автоматической муфтой опережения впрыска — расположены в развале блока цилиндров.
На переднем торце двигателя установлен вентилятор системы охлаждения, а внизу — водяной насос.
Справа по ходу трактора к двигателю прикреплен электрический стартер. С левой стороны, в крышке шестерен распределения, находится масляный щуп с метками для определения уровня масла. Масло в картер двигателя заливают через горловину, находящуюся на крышке головки цилиндров.
Масляный насос расположен внутри картера в передней его части.
Картерное пространство двигателя сообщается с атмосферой через сапун, расположенный с левой стороны двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм. Коленчатый вал двигателя имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. Шатунные и коренные подшипники представляют собой стальные вкладыши с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы.
Шатун имеет косой разъем, благодаря чему возможна установка его вместе с поршнем через гильзу цилиндра. Для уменьшения напряжений среза шатунных болтов предусмотрено шлицевое соединение шатуна с крышкой. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка. Поршень цельный, изготовлен из алюминиевого сплава, имеет три компрессионных и два маслосъемных кольца. Поршни левого и правого блока цилиндров не взаимозаменяемы. Поршневой палец плавающего типа, от осевого перемещения удерживается стопорными кольцами.
Гильзы цилиндров «мокрые», вставные, чугунные. В верхней части гильзы имеют упорный бурт, а в нижней части — канавки для двух резиновых уплотняющих колец.
Механизм газораспределения служит для управления рабочим процессом двигателя, производит своевременный впуск свежего воздуха в цилиндры и выпуск отработанных газов.
Впускные и выпускные клапаны расположены в головках блока цилиндров и приводятся в движение распределительным валом через роликовые толкатели, штанги толкателей и коромысла.
Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала с помощью распределительных шестерен, расположенных в передней части двигателя. От распределительных шестерен осуществлен привод топливного насоса, вентилятора и масляного насоса.
Cистема смазки двигателя трактора К-700
В двигателе применена комбинированная система смазки под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхней головки шатунов, втулки коромысел клапанов, втулки промежуточной шестерни масляного насоса, подшипники турбокомпрессора, сферические опоры штанг и втулки толкателей смазываются под давлением. Зеркало цилиндров, зубчатые передачи, подшипники привода вентилятора топливного насоса высокого давления и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Нагнетающая секция масляного насоса подает масло по вертикальному каналу блока цилиндров в фильтр грубой очистки. От него по центральному масляному каналу в блоке цилиндров масло поступает по сверлениям на коренные подшипники, а по сверлениям в коленчатом валу — на шатунные подшипники. От коренных подшипников по каналам в блоке масло поднимается к подшипникам распределительного вала.
Рис. 1. Двигатель ЯМЗ-2Э8НБ (поперечный разрез):
Рис. 2. Насос масляный в сборе: 1 — редукционный клапан нагнетающей секции; 2 — трубка нагнетающей секции; 3 — редукционный клапан радиаторной секции; 4 — базовая поверхность крепления насоса; 5 — шестеренчатый привод насоса; 6 — нагнетающая секция; 7 — радиаторная секция; 8 — трубка радиаторной секции, отводящая; 9 — трубка всасывающая; 10 — маслоприемник в сборе.
Рис. 3. Фильтр грубой очистки масла: 1 — корпус; 2 — прокладка колпака; 3 — колпак; 4 — секция фильтра наружная; S — секция фильтра внутренняя; 6 — прокладка фильтрующих элементов; 7 — пружина нажимная; 8 — шайба пружины; 9 — прокладка гайки; 10 — гайка крепления колпака; 11 — направляющая втулка.
Рис. 4. Фильтр тонкой очистки масла: 1 — гайка колпачковая; 2 — шайба; 3 — шплинт; 4 — шайба упорная; 5 — колпак ротора; 6 — ротор в сборе; 7—прокладка колпака; 8—форсунка; 9 — кольцо стопорное; 10 —упорный шарикоподшипник; 11 — ось ротора; 12 — корпус фильтра.
Через сверление в передней шейке распределительного вала масло поступает в ось толкателей и смазывает подшипники толкателей, по каналам в толкателях и полой штанге поступает на втулки коромысел. Из центрального масляного канала по наружному трубопроводу масло поступает через фильтр турбокомпрессора на подшипники турбокомпрессора.
Масляный насос двигателя шестеренчатый двухсекционный.
Одна секция 6 работает на нагнетающую магистраль, другая секция — на масляный радиатор. В нагнетательной и радиаторной секциях вмонтированы редукционные клапаны. В нагнетательной секции клапан отрегулирован на давление 7,5 — 8 кг/см2, в радиаторной — на 0,8 — 1,2 кг/см2.
Фильтр грубой очистки масла помещен в корпусе, крепящийся к блоку цилиндров.
Две секции фильтрующих элементов работают параллельно и состоят из гофрированного стакана, каркасной сетки и сетки очистки масла. В корпусе имеется перепускной клапан, отрегулированный на 2,0—2,5 кг/см2, перепускающий масло в систему в случае загрязнения фильтра.
Фильтр тонкой очистки масла центробежного типа представляет собой ротор 6 с двумя форсунками 8, посаженный на ось ротора корпуса фильтра и помещенный в колпаке.
Ротор вращается под действием реактивной струи масла, вытекающего из двух форсунок под давлением 6—7 кг/см2. При температуре масла 80—90° ротор развивает большие обороты, механические примеси при этом центробежными силами отбрасываются к внутренним стенкам и осаждаются на них. Фильтр очистки масла, установленный перед турбокомпрессором, конструктивно не отличается от фильтра тонкой очистки топлива.
Масляный радиатор двигателя — трубчато-ребристый, стальной, расположен в передней части трактора перед масляным радиатором коробки передач. Радиатор неотключаемый: масло охлаждается постоянно при работе двигателя.