Тракторист категории «D»
Система питания
Система питания двигателя внутреннего сгорания служит для подачи, очистки и хранения топлива, очистки воздуха, приготовления и подачи горючей смеси в цилиндры. Система питания обеспечивает необходимое количество и качество горючей смеси на каждом такте работы двигателя.
На рисунке 4.1 представлена схема расположения элементов питания.
Рис. 4.1 Схема расположения элементов системы питания 1 — заливная горловина с пробкой; 2 — топливный бак; 3 — датчик указателя уровня топлива с поплавком; 4 — топливозаборник с фильтром; 5 — топливопроводы; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — топливный насос; 8 — поплавковая камера карбюратора с поплавком; 9 — воздушный фильтр; 10 — смесительная камера карбюратора; 11 — впускной клапан; 12 — впускной трубопровод; 13 — камера сгорания Механизмы системы питания это:
• топливный бак,
• топливопроводы,
• фильтры очистки топлива,
• топливный насос,
• воздушный фильтр,
• карбюратор
Топливный бак — это емкость для хранения топлива. Отсюда бензин по топливопроводам поступает к карбюратору. Бензин проходит очистку через специальные фильтры на этапе заливки в бак. Это первый этап очистки фильтра. Второй этап очистки проходит через сетку, которая расположена на водозаборнике внутри бака.
Третий этап очистки проходит через топливный фильтр, расположенный в моторном отсеке. Как правило, используется одноразовый фильтр. Когда он загрязняется, его необходимо сменить.
С помощью топливного насоса происходит принудительная подача бензина из бака в карбюратор. Схема работы насоса представлена на рисунке 4.2.
Рис. 4.2 Схема работы топливного насоса а) всасывание топлива, б)нагнетание топлива1 — нагнетательный патрубок; 2 — стяжной болт; 3 — крышка; 4 — всасывающий патрубок; 5 — впускной клапан с пружиной; 6 — корпус; 7 — диафрагма насоса; 8 — рычаг ручной подкачки; 9 — тяга; 10 — рычаг механической подкачки; 11 — пружина; 12 — шток; 13 — эксцентрик; 14 — нагнетательный клапан с пружиной;15 — фильтр для очистки топлива Топливный насос работает от валика привода масляного насоса (ВАЗ 2105) или от распределительного вала двигателя (ВАЗ 2108). Валики вращаются, а находящийся на них эксцентрик находит на шток привода топливного насоса. Шток давит на рычаг, который опускает диафрагму. Таким образом, из-за созданного разряжения, преодолевая усилие пружины, впускной клапан открывается. Происходит поступление бензина из бака в пространство над диафрагмой. Когда эксцентрик сбегает со штока, рычаг перестает давить на диафрагму, и она за счет жесткости пружины поднимается. Создается давление, за счет которого закрывается впускной и открывается нагнетательный клапан. Бензин поступает к карбюратору.
При помощи воздушного фильтра (рисунок 4.3) происходит очистка воздуха, поступающего в цилиндры. Расположен фильтр на верхней части воздушной горловины карбюратора.
Рис. 4.3 Воздушный фильтр1 — крышка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — корпус; 4 — воздухозаборник
Карбюратор нескольких систем и деталей, участвующих в приготовлении горючей смеси. Механизмы и системы карбюратора обеспечивают устойчивую работу двигателя. На рисунке 4.4 представлена схема работы простейшего карбюратора.
Рис. 4.4 Схема работы простейшего карбюратора1 — топливная трубка; 2 — поплавок с игольчатым клапаном; 3 — топливный жиклер; 4 — распылитель; 5 — корпус карабюратора; 6 — воздушная заслонка; 7 — диффузор; 8 — дроссельная заслонка
К составляющим механизмам карбюратора относятся:
• поплавковая
• камера,
• поплавок с игольчатым запорным клапаном,
• распылитель,
• смесительная камера,
• диффузор,
• воздушная и дроссельная заслонки,
• топливные и воздушные каналы с жиклерами.
Система выпуска отработавших газов
При помощи системы выпуска (рисунок 5.1) отработанные газы выводятся из цилиндров двигателя, а при их выбросе в атмосферу уменьшается шум.
Рис. 5.1 Схема системы выпуска отработавших газов1 — выпускной клапан; 2 — выпускной трубопровод; 3 — приемная труба глушителя; 4 — дополнительный глушитель (резонатор); 5 — основной глушитель; 6 — соединительные хомуты
В основном и дополнительном глушителях происходит обработка выхлопных газов, перед тем как они должны выйти в атмосферу. Вследствие прохождения через отверстия и камеры (камеры расположены в шахматном порядке) внутри глушителей, газы уменьшают свою скорость. Следовательно, уменьшается и шум при выхлопах.
Существует такое устройство, как катализатор нейтрализации отработавших газов. Если он является составной частью автомобиля, то это большой плюс, так как с его помощью уменьшается концентрация вредных веществ, содержащихся в продуктах сгорания.
Основная неисправность системы выпуска – повышенный шум выхлопных газов. Причиной является повреждение прокладок, глушителей, потеря плотности соединения. Устранение неисправности – замена поврежденных деталей.
В процессе эксплуатации необходимо следить за исправностью системы выпуска отработанных газов. Основной глушитель должен хорошо крепиться на резиновых амортизаторах. При этом он поддерживает дополнительный глушитель и соединительные трубы. Если эти детали расположены
правильно, то система выпуска работает исправно, если есть какие-либо «отклонения», необходим ремонт.
Система питания дизельного двигателя
Схема системы смазки двигателя