Тракторист категории «D»
Основы законодательства РФ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Выбросы в атмосферу
Основные выбросы в атмосферу, источником которых являются станции техобслуживания, происходят в результате испарения топлива. Бензин содержит летучие органические соединения (ЛОС). ЛОС способствуют образованию озона в приземной атмосфере. Известно, что озон играет основную роль в образовании фотохимического смога, который вызывает респираторные расстройства. Выбросы ЛОС, в состав которых входят канцерогенные вещества (такие как бензол), являются предметом национального и международного законодательства в области охраны окружающей среды. Испарение бензина происходит в момент заправки/дозаправки автомобилей и емкостей для хранения. В ЕС (а также в других юрисдикциях, которых становится все больше и больше) действует законодательство (и предлагаются для рассмотрения проекты законов) о мерах по улавливанию топливных паров во время разгрузки и хранения бензина (Этап 1) и во время налива топлива (Этап 2).
Автомобильный транспорт является основным источником выбросов парниковых газов – на некоторых рынках, на его долю приходится 20% всего объема выбросов углекислого газа. Кроме того, в продуктах сгорания автомобильного топлива содержатся твердые частицы и загрязняющие вещества, такие как оксиды азота и окись углерода. Операторы станций могут предложить своим клиентам более чистое топливо (например, неэтилированный бензин, биодизельное топливо, сжиженный природный газ и сжатый природный газ). Однако развитие рынка более чистых видов топлива определяется рядом факторов, таких как требования потребителей и действующее законодательство, поэтому объем альтернативных видов топлива, предлагаемых операторами, будет различаться в конкретных регионах или странах.
Еще одним источником загрязнения атмосферы являются выбросы выхлопных газов при движении или парковке автомобилей или при работе двигателей в статическом режиме для целей тестирования. Пары, образующиеся в результате работы бензинового двигателя или двигателя, работающего на газе (сжиженном нефтяном газе), содержат до 10% окиси углерода, которая является ядовитым газом. Длительное воздействие паров дизельного топлива (особенно голубого или черного дыма) может вызвать кашель, грудные инфекции и удушье. Доказано, что в результате такого длительного воздействия повышается риск возникновения рака легких. Выбросы в виде ЛОС могут также возникать в результате испарения растворителей, например, при покраске автомобиля методом пульверизации. Такие работы также могут подлежать контролю в соответствии с требованиями местного законодательства.
Сточные воды
Сброс загрязняющих веществ в воду может произойти в тех случаях, когда топливо, масла, моющее средства, краски и другие жидкости смываются через дождевые стоки, либо когда идет обработка водой автомобилей, автомобильных боксов или мест парковки. В результате такой деятельности может произойти загрязнение дренажных систем и земли. Оператор объекта должен будет соблюдать требования местного и национального законодательства. Может потребоваться установка маслоотделителей и песколовок для обработки сточных вод или накопительной емкости, если канализационная труба не ведет к очистным сооружениям. В таком случае потребуется понести некоторые затраты на обеспечение безопасного сброса шлама.
Загрязнение почвы и грунтовых вод
Загрязнение почвы и грунтовых вод может происходить во время транспортировки, хранения, использования и удаления химикатов, топлива и отходов. В частности, сильное загрязнение может произойти в результате хранения и использования топлива.
Загрязнение может произойти при заливке топливных емкостей в случае перелива или из- за протекающих баков-хранилищ и подземных труб. Загрязнение почвы также может происходить в процессе хранения опасных веществ (таких как красок, масел и тормозных жидкостей) на объекте, а также в случае их разлива или в процессе удаления. Это может повлиять на плодородие почвы, загрязнить грунтовые воды, оказать воздействие на флору и фауну, что приведет к возникновению финансовых обязательств и снижению стоимости участка.
Утилизация отходов
При ремонте автомобилей образуются вредные и неопасные отходы, к удалению которых необходимо подходить ответственно с соблюдением всех требований местного и национального законодательства. В отходы могут попасть автомобили и их детали, шины и аккумуляторы, масла и краски. Работы по сбору и удалению масляных отходов должны проводиться операторами, имеющими соответствующую лицензию. В заинтересованных странах может действовать законодательство об обращении с аккумуляторами, шинами и конкретными химикатами. Например, в Директиве ЕС об утилизации аккумуляторных батарей содержатся меры для создания механизмов, направленных на обеспечение высокого процента сбора и утилизации батарей с указанием целевых показателей в количественном выражении. Директива ЕС о захоронении отходов запрещает направлять на мусорную свалку шины, за исключением велосипедных шин, а также шин, внешний диаметр которых превышает 1,4 метра. В других юрисдикциях такое строгое законодательство пока может отсутствовать, но подобные правовые и нормативные документы указывают на будущие тенденции.
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
Охрана окружающей среды — это система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей.
Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. В крупных городах на долю автотранспорта приходится более половины объемов вредных выбросов.
В среднем при пробеге 15 тыс. км за год автомобиль сжигает 1,5—2 т топлива и 25—30 т кислорода.
По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов делятся на токсичные, канцерогенные и раздражающего действия.
К токсичным относятся окись углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения; к канцерогенным — бенз(а)пирен; к компонентам раздражающего действия — оксиды серы, углеводороды.
Примерный состав отработавших газов представлен в табл..
Таблица . Процентное соотношение компонентов отработавших газов, %
Окись углерода (СО) — газ без цвета и запаха, приводит к развитию кислородной недостаточности. При его воздействии нарушается центральная нервная система, поражается дыхательная система, снижается острота зрения. Превышение норм концентрации СО особенно опасно для людей людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. При содержании в воздухе 0, 05 % СО через час у человека наблюдается слабое отравление, при содержании 1 % — человек теряет сознание после нескольких вдохов.
Оксиды азота — NO2, N2O3, N2O4. В результате их воздействия нарушается функция бронхов и легких, особенно у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. При концентрации в воздухе 0,001 % (по объему) оксидов азота у человека наблюдается раздражение слизистых оболочек носа и глаз; при 0, 002 % — начинается кислородное голодание; при 0,008 % — отек легких.
Сернистый ангидрит — бесцветный газ с резким запахом, способствует возникновению бронхитов, астмы и других респираторных заболеваний.
Углеводороды — группа соединений СхНу, в результате реакции с окислами азота образуют смог.
Бенз(а)пирен — полициклический ароматический углеводород, попадая в организм человека, накапливается и стимулирует образование злокачественных опухолей.
Сажа — твердый фильтрат отработавших газов, состоит из частиц углерода. Сама по себе сажа опасности не представляет, но является накопителем канцерогенных веществ.
Соединения свинца появляются в отработавших газах при использовании этилированного бензина, поражают центральную нервную систему и кроветворные органы.
В табл. 6.4 представлено относительное содержание вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей.
Воздействию токсичных составляющих отработавших газов подвергаются в первую очередь водители автомобилей.
Кроме того, при работе автомобиль создает высокий уровень шума и сильную запыленность. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей образуются отходы на автотранспортных предприятиях, которые также оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Это сточные воды установок для наружной мойки автомобилей, электролит аккумуляторов, этиленгликоль, содержащийся в охлаждающей и тормозной жидкостях.
Таблица Относительное содержание вредных веществ в отработавших газах, % (по объему)
За весь жизненный цикл автомобиля отходов образуется в десять раз больше массы самого автомобиля. Основную массу твердых отходов составляют отработавшие свой срок автопокрышки — 1160 тыс. т, свинцовые аккумуляторные батареи — 1809—200 тыс. т, отходы пластмасс — 60 тыс. т.
Эксплуатация автомобилей связана с широкой сетью автозаправочных станций (АЗС), которая в свою очередь является серьезным источником загрязнения окружающей среды.
Наибольший вред оказывают резервуары, заполненные на 60 % и менее, так как внутри них образуются взрывоопасные концентрации паров бензина с воздухом.
При заполнении резервуаров АЗС бензином в атмосферу выбрасываются пары бензина — так называемое «большое дыхание» резервуара. При суточных температурных колебаниях (ночь—день) также происходит выделение паров бензина — «малое дыхание». При «большом дыхании» резервуара объемом 20 м3 в окружающую среду испаряется зимой примерно 11, а летом 23 л бензина. При ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в окружающую среду зимой попадает 330 л бензина, летом — 690 л.
Таким образом, среднегодовые потери бензина одного резервуара составят 6 т.
Предельно допустимые выбросы и предельно допустимые концентрации
Количественными показателями допустимого воздействия вредных веществ на окружающую среду являются такие показатели, как предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые дозы (ПДЦ) и предельно допустимые уровни (ПДУ).
Поскольку влияние вещества зависит от времени воздействия, используются различные ПДК, например максимально разовые ПДК (ПДКмр), когда действие вещества происходит в течение 20 мин, среднесуточные ПДК (ПДК^), ПДК рабочей зоны (ПДКРЗ) и др.
Величины ПДК утверждаются Минздравом и их учет обязателен в производственной деятельности.
На основании величин ПДК рассчитывают предельно допустимые количества загрязняющих веществ, выделяемых конкретными источниками в окружающую среду.
Для атмосферы — это предельно допустимые выбросы (ПДВ), для водоемов — предельно допустимые стоки (ПДС). Нормы ПДВ и ПДС ограничивают выбросы до такого уровня, чтобы на данной территории с учетом всех источников выбросов какого-либо загрязняющего вещества их значения не превышали бы допустимые.
ПДВ и ПДС являются экологическими нормативами для каждого источника выбросов. Превышение их значений является основанием для применения к предприятиям экономических и административных санкций (штрафов, закрытия предприятий).
В России также был принят ряд законов, направленных на усиление охраны окружающей среды и ужесточение контроля по их исполнению.
В 1992 г. Россия присоединилась к международному Соглашению по экологическим требованиям Правил ЕЭК ООН, что создало правовую основу для контроля по их выполнению со стороны государства. В табл. 6.5 приведены нормы на содержание основных вредных веществ в отработавших газах.
Таблица. Нормы содержания вредных веществ в отработавших газах, г/(кВт*ч)
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).
Так, статья 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы. Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы. Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).
Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб. Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.