Сварщик дуговой сварки под флюсом
Сборка сварных соединений
Для сборки сварных монтажных соединений используются болты нормальной и грубой точности, различные сборочные приспособления. Сборка осуществляется в два этапа: сначала соединяемые элементы металлоконструкций временно закрепляются болтами, а затем подгоняются под сварку. С помощью болтов и других сборочных приспособлений достигается плотное соединение деталей, которое необходимо для создания качественного сварного шва.
Для сборки сварных монтажных соединений используются болты нормальной и грубой точности, различные сборочные приспособления. Сборка осуществляется в два этапа: сначала соединяемые элементы металлоконструкций временно закрепляются болтами, а затем подгоняются под сварку. С помощью болтов и других сборочных приспособлений достигается плотное соединение деталей, которое необходимо для создания качественного сварного шва.
Монтажные стыки подкрановых балок и колонн выполняют с использованием уголков, которые привариваются к элементам конструкции на заводе. Уголки имеют по два отверстия для крепления сборочных болтов. После осуществления сварки болты вынимаются, а уголки срезаются при помощи автогена. Для крепления к конструкциям связей используют временные болты, а затем – сварку.
При соединении стыков листовых конструкций (кожухов пылеуловителей, печей, газгольдеров, резервуаров, систем газоочистки и т.д.) используют два типа сборочных приспособлений: швеллеры и стяжные планки, а также шайбы-фиксаторы, круглые клинья и стяжные планки с упорами.
Сборка с использованием швеллеров и стяжных планок
Швеллеры используют для соединения горизонтальных стыков, стяжные планки — для вертикальных стыков. Для сборки элементов конструкции швеллер или планку (с двумя прямоугольными вырезами каждый) надевают на шайбы стыкуемых листов и закрепляют круглыми клиньями, вставляемыми в отверстия шайб. После того как клинья забиты, стыкуемые листы плотно прижимаются и совмещаются в одной плоскости.
Временное крепление и фиксация проектного положения листов также достигается с помощью установки сборочных болтов и пробок в отверстия приваренных к ним уголков-фиксаторов. Проектный зазор между листами создается благодаря использованию прокладок нужной толщины. Прокладки также предотвращают смещение кромок одного листа относительно другого благодаря круглому клину.
Изменение зазоров в вертикальных стыках осуществляется с использованием круглых клиньев, которые забиваются между приваренными к листам шайбами и упорами.
Перед сваркой положение листов относительно друг друга, геометрические размеры, величина зазоров и другие параметры проверяют на соответствие нормативным требованиям. После сваривания листов уголки срезают, прокладки выжигают, сборочные элементы (планки и швеллеры) снимают.
Сборка с использованием шайб-фиксаторов, круглых клиньев и стяжных планок с упорами
Конструкции собираются в определенной последовательности. До расстроповки листов на шайбы-фиксаторы надеваются стяжные планки, которые временно закрепляются путем забивания в отверстия круглых клиньев. После этого стыки шайб-фиксаторов всех листов последовательно подгоняются друг к другу, затем свариваются. По окончании сварки листов одного пояса стяжные планки снимаются для сборки следующих поясов. Данный способ сборки экономичнее сборки с использованием швеллеров и стяжных планок, так как сварка листов осуществляется непрерывно, а по ее окончанию не приходится удалять автогеном уголки-фиксаторы.
Разделка кромок под сварку.
Разделка кромок выполняется при сваривании металлических конструкций толщиной от 5 мм. Это следует воспринимать не как пожелание, а как необходимое условие потому, что такой порядок предусмотрен ГОСТом. Только такой подход к свариванию может обеспечить качественный шов и надежность сваренной конструкции.
Разделка кромок выполняется при сваривании металлических конструкций толщиной от 5 мм. Это следует воспринимать не как пожелание, а как необходимое условие потому, что такой порядок предусмотрен ГОСТом. Только такой подход к свариванию может обеспечить качественный шов и надежность сваренной конструкции. Квалифицированные сварщики обязаны владеть этими знаниями и применять их на практике. ГОСТы существуют для каждого вида сварки. В ГОСТе 5264-80 на ручную дуговую сварку описаны формы кромок для всех типов соединений:
- для стыкового – 15 видов;
- для углового – 5 видов;
- для таврового – 4 вида;
- для нахлесточного – без скоса.
Назначение разделки кромок под сварку
Разделка позволяет решить две основные задачи: провар по всей толщине листа и качественный провар корня шва. Скос, создаваемый при разделке, обеспечивает плавный переход от одной детали к другой, что снижает механические напряжения. Без правильно выполненного скоса электрод не сможет пройти к корню шва и осуществить полноценный провар. Отдельным вопросом стоит разделка при сваривании труб и сосудов, а также приваривание к трубам отводов и штуцеров.
Подготовка кромок под сварку
Процесс подготовки кромок под сварку можно условно разделить на два этапа: зачистку и разделку. Зачистка производится с целью удаления всех посторонних включений и мелких дефектов поверхности детали. Обработка кромок ведется до металлического блеска поверхности. Деталь зачищают с обоих сторон полосой до 20 мм. Далее проводят зачистку торцов и притуплений. При небольших объемах работ зачистку производят ручными металлическими щетками, напильниками и шлифовальной бумагой. Места, загрязненные маслом и консервирующими составами, соскребаются скребками и протираются растворителями. При больших объемах работ применяют механические проволочные щетки или пескоструйные аппараты. С загрязнениями борются путем протравливания в растворах щелочей и кислот, с последующим промыванием чистой водой.
Разделка кромок
В зависимости от толщины свариваемого металла, разделка осуществляется либо с одной, либо с двух сторон. В любом варианте скосы выполняются без острой кромки, и на последних миллиметрах делают притупление, добиваясь плоской кромки. Разделка может производиться средствами механической обработки с применением следующих операций:
- долбления;
- строгания;
- фрезерования.
Прямые стыки подготавливаются на строгальных станках. Поступательное движение резца позволяет снять лишний металл и получить необходимую форму. Несколько сложнее обрабатывать швы криволинейной формы. В таких случаях приходится применять фрезерные станки. Движением фрезы можно управлять вручную, но чаще используются специальные программы. Таким образом, обработка происходит быстрее и точнее. При сложной конфигурации шва ручное управление движением фрезы невозможно.
При подготовке изделий, которые невозможно установить на станок из-за больших размеров или особенностей формы, используют переносные кромкосниматели. Они устанавливаются непосредственно на заготовке и обрабатывают её. Как нетрудно догадаться, форма и качество поверхности фаски оставляют желать лучшего, и заготовка требует дополнительной обработки.
Абразивная обработка применяется как дополнительная после фрезерования и скалывания, а также при удалении с поверхности незначительных изъянов на мелких деталях.
При разделке кромок термическими методами применяют:
- газовую резку (кислород);
- плазменную резку;
- лазерную резку.
Применение газовой резки к легированным сталям ограничено образованием на поверхности кромки трудноудалимых карбидов. Этот вид резки применяется, в основном, для подготовки изделий из углеродистых сталей. Намного качественнее работает плазменная резка. Высокая температура плазмы позволяет получить качественную кромку на заготовках из любых материалов. Лазерная резка пока встречается крайне редко, дает великолепные результаты, но стоит очень дорого, поэтому применяется только для разделки швов на самых ответственных изделиях.
Применяются следующие формы скосов кромок: V-образная, X-образная, U-образная и K-образная.
V-ОБРАЗНАЯ ФОРМА
Это самый популярный вид разделки. Популярность легко объясняется сравнительной простотой исполнения и возможностью применения на металлах различной толщины.
X-ОБРАЗНАЯ ФОРМА
U-ОБРАЗНАЯ ФОРМА
Этот сложный для выполнения скос применяется для сварки толстостенных металлов. Наиболее часто его применяют при ручной дуговой сварке, так как здесь получается существенная экономия электродов.
К – образный скос применяется крайне редко. Напоминает собой Х – образный скос, выполненный на одной половине заготовки.
РАЗДЕЛКА КРОМОК ПОД СВАРКУ ТРУБ
Разделку производят только для толстостенных труб. Трубы имеющие стенки толщиной до 5 мм. свариваются без разделки. В таком случае ограничиваются только зачисткой проволочными щетками. При больших объемах производства могут применяться шлифовальные машинки или пескоструйные аппараты. При подготовке толстостенных труб делают скос под углом 15 – 350. Проверяют перпендикулярность и угол скоса специальными шаблонами и угольником. Кроме того, обязательной проверке подлежит соосность труб, которая производится различными средствами измерения. После чего наступает время центрирования стыков. Важно, чтобы расстояния между швами на трубе были не менее 200 мм. Сварку начинают с 3 – 4 прихваток по всему диаметру трубы. При этом стараются выдержать зазор между стыками труб. Величина зазора определяется видом сварки:
0,5 – 2 мм для газовой сварки;
1,5 – 3 мм при сваривании ручной электросваркой труб со стенкой до 8 мм.;
2,5 – 3,5 мм при сваривании ручной электросваркой труб со стенкой более 8 мм.
В процессе подготовки к сварке необходимо уделить внимание проверке готовности фасок. Концы труб должны быть зачищены на 20 мм. с двух сторон и очищены от грязи, масла и консервирующих смесей.
Сварочные швы
Сварка представляет собой способ соединения деталей в неразъемную конструкцию. При этом остается след – сварной шов. Он выглядит по-разному в зависимости от многих факторов – материала деталей, способа сварки, примененного оборудования. Соединение деталей, осуществленное сваркой, называется сварочное соединение. Несмотря на то, что сварные соединения и швы относятся к одному производственному процессу, не следует смешивать эти понятия. Соединение – это неразъемная конструкция из двух металлических деталей, а сварочный шов – это след, оставленный после соединения.
К шву и соединению предъявляются конкретные требования, закрепленные в нормативных документах. Сварщик и руководитель сварочных работ обязаны иметь четкое представление, что такое сварной шов, как он должен выглядеть и каким требованиям удовлетворять.
Элементы конструкции шва
Конструктивные элементы сварного шва определены ГОСТом 2601. Нормативные документы дают определение, что такое сварочный шов, его геометрические параметры, перечисляют имеющиеся типы сварочных швов.
Классификация сварочных швов
Имеются многочисленные типы и виды сварных соединений и сварных швов. Это вызвало потребность в их четкой классификации. Она разработана в зависимости от многих факторов. Классификация учитывает технологические особенности швов, их пространственное положение, размеры. Достоинством такого дифференцирования является применение обозначений на каждый тип сварного шва. Существует много различных позиций, по которым имеется классификация, включающая существующие виды сварки и типы сварных соединений.
Положение шва в пространстве
Немаловажную роль играет расположение шва в пространстве.
Нижнее положение является самым выигрышным. Шов при этом получается прочным и надежным. При верхнем, который иначе называют потолочном, положении, сварщику приходится принимать неестественную позу. Долго сохранять ее весьма трудно. А ведь одним из условий получения качественного шва является непрерывность процесса. Для повышения точности следует использовать короткую дугу, а ширину шва делать не превышающей диаметр электрода. Для выполнения потолочного шва требуется не только получение профильного образования, но и приобретение практических навыков при более благоприятных условиях.
При выполнении швов во всех положениях существует проблема стекания вниз расплавленного металла. Нижнее положение при этом является самым выигрышном. Потолочное и нижнее положения относятся к горизонтальным. Стекание металла, являющееся чрезмерным, уменьшают, снизив температуру нагрева. Это можно сделать, увеличив скорость передвижения электрода, или регулярно прерывать дугу, давая возможность остыть металлу. Вертикальный шов часто встречается в конструкциях, но самым простым вариантом не является. Если шов расположен вертикально, то вниз устремляться будет не сварочная ванна целиком, а только отдельные капельки. Если сварка осуществляется по направлению сверху вниз, то эти капельки начнут быстро застывать, образуя своеобразную преграду. Поэтому вести сварку при вертикальном способе следует снизу вверх. Свариваемые детали при вертикальном положении должны быть надежно зафиксированы.
Протяженность шва
Сварочные швы и соединения разделяются по их протяженности. По этому признаку шов бывает сплошным и прерывистым. При выполнении прерывистого шва в нем предусмотрены определенные интервалы, имеющие постоянный размер. Сварные швы прерывистого характера бывают различными. Они так же, как непрерывные, могут быть односторонними и двусторонними.
Такая градация отражается на обозначении шва в чертежах. При этом вводится такое понятие, как шаг шва.
Форма поверхности
Виды сварных швов разделяются по форме, которая имеет их наружная поверхность.
Каждый вид имеет свои преимущества. Играет роль, какую нагрузку выдерживает сварной шов. Когда предстоят статические нагрузки, то целесообразно применять выпуклый шов. Он имеет несколько слоев, что ведет к дополнительному расходу электродов и удорожанию сварочного процесса.
Если предстоит сварка тонких металлических листов, то лучше применять вогнутую форму. Если сварное изделие при эксплуатации будет подвергаться динамическим нагрузкам, то следует выполнять плоские швы или вогнутой формы. Такой выбор объясняется тем, что не будет большого перепада между поверхностями шва и основного материала.
В зависимости от условий эксплуатации типы сварных швов разделяются на рабочие и нерабочие. Рабочим предстоит выдерживать значительные нагрузки, что заставляет предъявлять к ним повышенные требования. Нерабочие просто осуществляют функцию соединения. Однако, если предполагается их использование при не совсем благоприятных погодных условиях, то необходим тщательный контроль за отсутствием трещин и внутренних пустот.
Когда предстоит сварка тонких металлических листов, то лучше выполнять ее ниточным швом. При наплавочном способе больше подойдет уширенный вариант.
Количество слоев
Виды швов в сварке зависят от количества выполняемых слоев. Однослойные швы выполняются за один проход, а многослойные являются многопроходными. Многослойный вариант используют для соединений, имеющих определенную конфигурацию.
Выполнение многопроходного шва является более сложным. Каждый новый слой следует накладывать быстро, пока не остыл предыдущий. К тому же надо успеть убрать шлак, образовавшийся ранее. На механические характеристики многослойного шва оказывает положительное действие то, что при наложении последующего шва, в предыдущем происходит отжиг.