Водитель автомобиля категории «С» и «С1», оснащенных спецсигналами
Психологические особенности водителя при управлении транспортным средством категории “C”.
Связав свое желание с необходимостью научиться управлять автомобилем, каждый человек должен быть готов к тому, что помимо обучения правилам поведения на дороге, ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Приобретаемые в ходе обучения знания помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние не только в момент нахождения за рулем, но и в повседневной жизни.
Согласно статистическим данным основной причиной дорожнотранспортных происшествий (ДТП) являются ошибки водителей, т.е. действие не соответствует заявленной цели. Несмотря на ведущую роль человека в осуществлении производственного процесса, его влияние ограничивается индивидуальными психофизиологическими возможностями. Поэтому следует постоянно изучать предельные возможности организма для того, чтобы создавать новые тесты и правила индивидуальных тренировок профессиональных качеств и закрепления достигнутых результатов.
Каждое управляющее действие водителя проявляется в ответных реакциях при появлении информации о состоянии дороги, перемещение пешеходов и движении транспортных средств (ТС), дорожных знаков, разметки и пр. Эти действия связаны между собой координацией, регулируемой восприятием, изменяющимся в результате проделанного движения. Быстрые и правильные реакции, хорошая координация экономных, точных и соразмерных действий, проявляющихся систематически в опасных дорожных ситуациях, характеризуют профессиональную способность и ловкость водителя, что наряду с другими качествами, определяет его надежность. Проблема надежности водителя связана с его психофизиологическими особенностями и возможностями – свойствами восприятия окружающей ситуации, реакцией, внимательностью, оперативным мышлением, ощущением и пр.
Транспортная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия водителя и ТС. Результаты предполагалось использовать при проектировании, создании и эксплуатации всех элементов системы «ВАДС».
Были сформулированы основные задачи, стоящие перед ней:
– установить существование общих закономерностей в единстве всех элементов системы «ВАДС»;
– исследовать процессы привыкания водителя к новым и серийным образцам автомобилей и изменениям условий их эксплуатации, фиксируя при этом доступные психофизиологические возможности водителя;
– постоянно совершенствовать методические основы конструирования автомобиля с учетом физических возможностей и условий труда водителя.
Психофизиологию определяют как науку о закономерностях человеческой психики при протекании меняющихся физиологических реакций. Результаты изучения психофизиологических особенностей труда в различных видах водительской деятельности используются для разработки мероприятий по повышению надежности и эффективности труда и сохранению здоровья.
Правильно осознать психофизиологию деятельности водителя возможно только располагая необходимыми сведениями об условиях, в которых она осуществляется. Поэтому и сложилось понятие о психофизиологических особенностях труда, к которым можно отнести следующее:
1. Действия водителя являются ответными реакциями на множество неожиданных сочетаний изменения непредвиденных дорожных ситуаций. Неожиданность возникновения должна соответствовать быстрой смене переключения одной установки на другую и сопровождается ярко выраженным всплеском нервного напряжения. Такие мгновенные изменения оказываются доступными не всем водителям. Здесь важна не скорость ответных реакций на изменения, а умение выбирать нужную установку, ускорять ее или замедлять.
2. Периодическое изменение двух противоположно направленных, оказывающих отрицательное влияние на эффективность работы, условий – монотонность и информационная перегрузка (монотония).
Монотонность, как правило, возникает при низкой интенсивности транспортного потока или в тех случаях, когда в поле зрения водителя не поступает достаточного количества информации об изменениях в придорожном пространстве, выполняемых маневрах другими участниками движения, однообразном ландшафте окружающей местности, при длительном движении с постоянной скоростью на протяженных прямых участках дороги или движении в колонне, а так же длительном воздействии, повторяющихся через равные промежутки времени, однообразных световых или звуковых сигналов. Монотонность снижает двигательную активность, вызывает сонливость и засыпание за рулем. Информационная перегрузка происходит при интенсивном движении, особенно характерна для большого города или при движении на высоких скоростях при насыщенном транспортном потоке.
3. Нервно-психическое напряжение водителя по причине осознания того, что автомобиль является ТС повышенной опасности. Это напряжение сопровождается ответственностью за собственную жизнь и безопасность, за самочувствие своих близких, жизнь и здоровье пассажиров, сохранность груза и автомобиля. Нередко напряжение перерастает в отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, нерешительность, постоянное ожидание образования аварийных ситуаций, неуверенность в благополучном завершении трудового дня.
4. Непрерывность и дискретность. Деятельность водителя выражена тем, что, он заинтересован как можно быстрее, без остановок и при соблюдении ПДД доставить груз или пассажиров по месту назначения. В то же время на непрерывность движения оказывает влияние постоянно возникающих помех со стороны других участников движения. В связи с этим частые остановки и возобновление движения, снижение или повышение скорости и другие противоположные друг другу действия обеспечиваются высокой подвижностью нервных процессов водителя и после длительного их чередования переходят в утомление. Проведенные во Франции исследования показали, что в условиях большого города водитель затрачивает в среднем в течение 1 часа движения: 15 минут на торможение, 10 минут – на остановку перед светофором, 16 минут на трогание с места и разгон автомобиля и лишь 19 минут непосредственного движения по маршруту.
5. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Обычно водитель стремится работать в произвольном темпе. Поэтому в соответствии со своими возможностями выбирает комфортную для себя скорость движения. Не очень ограничен временем при выполнении маневров обгона или перестроения. Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, при желании быстрее добраться до места назначения, в условиях интенсивного движения в городе и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций.
6. Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя.
Внимание непроизвольно то повышается, то понижается. Если при его снижении внезапно возникает опасная ситуация, то ошибки водителя и неблагоприятный исход более вероятны. Поэтому водитель должен уметь рационально использовать различные качества и особенности своего внимания за счет произвольного его напряжения или снижения в зависимости от складывающейся дорожной обстановки.
7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. В свободных для движения дорожных условиях при низкой интенсивности транспортного потока водителю в течение длительного времени может не поступать никаких значимых информационных раздражителей, приводящих к немедленным управляющим безопасностью действиям. В условиях интенсивного городского движения или движения на автомагистралях наоборот в течение секунды и даже мгновения он должен воспринять и отреагировать действиями на неожиданно появляющиеся раздражители или изменения. Неопределенность поступающей информации вызывает неуверенность в том, что события на дороге будут развиваться именно так, как он предполагает и последовательность их наступления будет сохраняться точно такой же и в будущем. Т.е. ее можно закрепить для дальнейшего использования в будущем.
8. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. В подобных случаях отмечается «раздвоение» мышления. Водитель одновременно должен предвидеть минимум два действия – свое и другого участника дорожного движения (пешехода или водителя другого автомобиля). Опытный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознаваемым признакам может уловить, почувствовать намерение в действиях другого водителя или пешехода, скорректировать направление движения или проявить желание остановиться. Со временем у него вырабатывается особая форма наблюдательности, помогающая не только предвидеть наиболее опасные действия других участников движения, но и упреждать возможные последствия и своевременными управляющими действиями предотвращать возникновение опасных ситуаций.
9. Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости.
Водитель плохо видит дорогу, технические средства организации дорожного движения, дорожные сооружения, пешеходов, другие ТС в темное время суток, в плохих погодных условиях (туман, снегопад, сильный дождь). Становится трудным определить местонахождение своего автомобиля и положение по отношению к другим участникам движения. Поэтому он нуждается в получении необходимой информации для оценки складывающейся ситуации (нахождение осевой линии, край проезжей части, обочина, сигнальные столбики, разметка и пр.). При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостное ожидание возникновения непредвиденной аварийной ситуации. Такое состояние приводит к нарушению способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и выполнять необходимые управляющие действия.
Работоспособность водителя
В современных представлениях в области психологии и физиологии труда работоспособность определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных внутренних свойств, качеств человека и внешних факторов, а также компонентов его деятельности. Некоторые ученые определяют понятие «работоспособность» как: «способность или возможность длительно и продуктивно выполнять работу» или «как потенциальную возможность человека выполнять эффективно трудовую деятельность в течение заданного времени».
Также встречаются научные труды, где работоспособность представлена свойством выполнять работу определенного качества при таком высоком напряжении и мотивации организма, которые еще не ведут к предпатологическим изменениям (т.е. к перенапряжению и переутомлению и др.).
Из приведенных определений становится ясно, что работоспособность и надежность водителя имеют тесную взаимосвязь, поскольку требуют безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных и погодных условиях в течение всего рабочего времени. Основной фактор, определяющий надежность водителя, составляет его высокая работоспособность. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем. Это нередко приводит к ДТП.
Психофизиологические особенности водителя, являющиеся причинами ДТП.
- Недооценка опасности
- Ошибочное предвидение развития ситуации, недооценка опасности
- Отвлечение внимания
- Отвлечение внимания, ошибочное предвидение развития ситуации
- Отвлечение внимания