Слесарь по ремонту автомобилей 6 разряда
Сварочные автоматы и полуавтоматы
Благодаря высокой производительности сварка под слоем флюса широко применяется во многих отраслях народно о хозяйства. Этот способ был разработан под руководством академика АН УССР Е. О. Патона в 1940 г. Применение флюса обеспечивает надежную защиту расплавленного металла от окисления азотирования. Это позволяет получить металл шва с высокими механическими свойствами. При сварке под слоем флюса разбрызгивания металла, имеющего место при сварке открытой дугой, не происходит. Расход электроэнергии при сварке под флюсом ниже, чем при ручной дуговой сварке. Последнее связано с меньшими потерями тепла в окружающую среду. При полуавтоматической сварке подача проволоки производится механизмом, а перемещение держателя вручную. Флюс при полуавтоматической сварке подается в зону горения дуги или из бункера, закрепленного на держателе, или по шлангу от специального флюсового питателя. При автоматической сварке перемещение сварочной проволоки относительно изделия производится механизмом. Кроме того, уборка не сплавившейся части флюса при автоматической сварке производится специальным флюсовым отсасывающим механизмом. Процесс сварки под слоем флюса может вестись на переменном токе, а также на постоянном токе при прямой и обратной полярности.
Схема сварки под слоем флюса
Поскольку при сварке под слоем флюса разбрызгивание электродного металла не происходит, ее можно вести при больших плотностях тока, чем ручную сварку. В связи с этим при сварке под слоем флюса значительно повышая скорость сварки и соответственно производительность труда. Следует также отметить, что при сварке под слоем флюса качество сварных соединений получается высоким. Обязательным условием для получения высокого качества сварных соединений является настройка оборудования, правильная подготовка кромок под сварку, а также правильная сборка сварных конструкций.
Подготовка кромок и сборка конструкций
В связи с применением большой силы тока и хорошим использованием тепла электрической дуги при сварке под флюсом образуется сравнительно большая ванна жидкого металла. При скоростных методах сварки под слоем флюса длина этой ванны составляет 100- 150 мм и более. Кроме того, при сварке под слоем флюса образуется большое количество расплавленного шлака. В связи с этим при сварке под слоем флюса необходимо предусматривать специальные меры для борьбы с протеканием металла и расплавленного шлака через зазоры. Эти меры необходимы также для борьбы со стеканием металла и шлака в случае сварки цилиндрических изделий. Борьба с протеканием жидкого металла и шлака может вестись путем уменьшения зазоров между соединяемыми кромками заготовок, а также путем специальных приспособлений в виде флюсовых подушек, медных или стальных подкладок.
Схема процесса сварки под слоем флюса. При сварке под слоем флюса необходимо также обеспечить постоянство размеров разделки, что оказывает большое влияние на равномерность сечения шва. Подготовка кромок при сварке под слоем флюса должна вестись механизированными способами. При относительно небольшой толщине металла (до 6-10 мм) подготовку кромок следует вести путем строжки. При большей толщине следует применять механизированную кислородную резку с помощью полуавтоматов и автоматов. Этот способ резки особенно выгодно применять в случае подготовки со скосом кромок, когда невозможна строжка заготовок пакетом. Применение способов подготовки должно обеспечить требования ГОСТ 8713-58
https://disk.yandex.ru/i/BEavMqpTKl-Tug
Применение строжки позволяет вести сварку металла малой толщины под слоем флюса без каких-либо подушек и подкладок. В этом случае сборку производят с так называемыми «нулевыми зазорами», а сварку осуществляют с двух сторон с применением кантовки. Такой технологический процесс нашел широкое применение в судостроении. Существенное влияние на качество швов, выполняемых под слоем флюса, оказывают различного рода загрязнения: влага, ржавчина, окалина, смазка и др. Попадание этих загрязнений в зону дуги приводит к обильному выделению газов. Это резко ухудшает условия формирования шва и служит одной из причин возникновения в наплавленном металле пор и раковин. В связи с этим перед сборкой кромки заготовок и прилегающую к ним зону следует тщательно зачищать. Ширина очищаемого участка должна быть более ширину шва на 10-20 мм. Следует отметить, что загрязнения с кромок могут переходить во флюс, что также приводит к образованию пор. Очистка от ржавчины или окалины может производиться металлическими щетками, закрепляемыми на переносных пневматических или электрических машинках.
При значительном загрязнении очистку следует производить наждаком. Кроме того, можно применять пламенную очистку с использованием газосварочных горелок, резаков или специальных горелок для очистки. Хорошие результаты дает химическая очистка с последующим фосфатированием. Следует отметить, что в ряде случаев вместо очистки кромок и однопроходной сварки под слоем флюса металла толщиной 3-6 мм применяют двухпроходную (двухслойную) сварку. При сварке в два слоя наложением второго слоя удается ликвидировать неплотности сварного шва. Однако такая технология вызывает непроизводительные расходы сварочной проволоки, флюсов, электроэнергии. Затраты труда на сварку второго слоя составляют примерно такую же величину, как и затраты труда на механизированную очистку. С целью ускорения процесса сборки, заготовки следует подвергать правке на прессах или правильных машинах. Приспособления дл сборки целесообразно оснащать быстродействующими прижимными устройствами, а также упорами и фиксаторами. Взаимное расположение заготовок при сварке стыковых швов фиксируется концевыми планками и прихватками. Концевые планки необходимы и для начала сварки и вывода кратера. Длина планки для вывода кратера берется больше длины кратера на 30-40 мм. Ширина планки должна выбираться из условия нормального удержания на ней флюса. Наложение прихват для целей сборки следует производить качественными электродами, не более чем через 500 мм длины шва. В случае применения прижимов возможна сборка без прихваток, а лишь с установкой концевых планок.
Режимы сварки
В понятие режим сварки под слоем флюса включают силу тока, напряжение на дуге и скорость сварки. Такие технологические факторы как диаметр электродной проволоки и скорость подачи проволоки, устанавливают исходя из условий получение нужной силы тока. Сила тока оказывает существенное влияние на глубину проплавления и незначительное влияние на ширину шва. С увеличением силы тока почти пропорционально увеличивается глубина проплавления. По данным Б. И. Медовара, увеличение силы тока на 100А приводит к увеличению глубины проплавления в среднем на 1 мм в случае сварки стыковых швов без разделки. На глубину проплавления оказывает влияние также род тока. Так, при сварке на постоянном токе глубина проплавления при обратной полярности больше, чем при прямой.
Влияние напряжения на дуге на форму шва: 1С – 1000; vc =20 м/час; d3 = 4 мм.
На величину силы тока влияет диаметр электрода и скорость его подачи. В свою очередь диаметр электрода оказывает влияние на глубину проплавления. Так, при одной и той же силе тока глубина проплавления увеличивается с уменьшением диаметра электродной проволоки. Последнее связано с увеличением плотности тока. Напряжение на дуге оказывает существенное влияние на ширину шва и лишь незначительное на глубину проплавления. С увеличением напряжения значительно увеличивается ширина шва при некотором уменьшении глубины проплавления. Влияние напряжения на размеры шва представлено. Как и в случае ручной дуговой сварки, более чувствителен к режимам сварки металл небольшой толщины. В связи с этим при сварке т кого металла следует применять постоянный ток, дающий более постоянное напряжение на дуге по сравнению с переменным током. Для хорошего формирования шва при сварке под слоем флюса необходимо выдерживать определенное соотношение между напряжением и силой тока. Скорость сварки также оказывает влияние на глубину проплавления и ширину шва (8-25 м/час). Увеличение скорости сварки в интервале от 8 до 25м/час приводит к увеличению глубины проплавления с одновременным уменьшением ширины шва. Дальнейшее увеличение скорости сварки в интервале 20-30 м/час приводит к уменьшению глубины проплавления с одновременным уменьшением ширины шва. Наряду с рассмотренными факторами на формирование шва оказывают влияние состав флюса и его грануляция, вылет и наклон электрода.
Состав флюса и его грануляция влияют на форму шва, глубину проплавления и ширину шва. Так, флюсы АН-348-А и ОСЦ-45, имеющие высокое содержание кремния, позволяют получить шов с более гладкой поверхностью, чем флюсы с пониженным содержанием кремния. Флюсы более мелкой грануляции обеспечивают увеличение глубины проплавления при уменьшении ширины шва.
Вылет электрода оказывает влияние на глубину проплавления и форму шва лишь при диаметре электрода менее 3 мм. При этом с увеличением вылета уменьшается глубина проплава. Разделка кромок при двусторонней сварке стыковых швов. В случае сварки с большим вылетом возможно проплав наплывов по краям шва.
Направление сборки.
Расположение электродной проволоки «углом вперед» при сварке на повышенных скоростях. Сварка под слоем флюса при расположении электродной проволоки «углом вперед» позволяет получить широкий шов с хорошим формированием и относительно небольшим проплавлением. Этот прием может быть также использован при полуавтоматической сварке для повышения. Представлена разделка кромок при двусторонней сварке стыковых швов.
Оборудование для сварки под флюсом.
Для сварки под слоем флюса применяют полуавтоматы и автоматы.
Полуавтоматы
С разработкой полуавтоматов увеличилось применение сварки под слоем флюса. В полуавтоматах удачно сочетаются высокая производительность автоматической сварки с универсальностью и маневренностью ручной дуговой сварки. Полуавтоматами производят сварку труднодоступных соединений, а также сварку сплошными прерывистыми и криволинейными швами. В сварочном производстве широко применяют два основных типа шланговых полуавтоматов:
а) полуавтоматы со ступенчатым регулированием скорости подачи электродной проволоки и бункером для подачи флюса, закрепленном на держателе (ПШ-5, П1П-5);
б) полуавтоматы с плавным регулированием скорости и подачей флюса через шланг (ПДШМ-500).
Тип полуавтомата выбирают исходя из конкретных условий сварки. Если в конструкции преобладают наружные и открытые швы, а размеры изделия сравнительно не велики, то следует применять ПШ-5, ПШ-54. При сварке труднодоступных швов и швов внутри сосудов, а также при сварке на высоте (с лестниц) более удобны полуавтоматы ПДШМ-500. При работе ими не требуются частые перерывы для заполнения бункера флюсом и переноски подающего механизма. Так, при сварке крупногабаритных конструкций на заводе Уралэлектроаппарат полуавтоматами ПДШМ-500 производилась сварка на высоте до 3,5 м и практически закупорок флюса в шлангах не наблюдалось.
Полуавтомат ПШ-5 и ПШ-54. В комплект этих полуавтоматов входит: сварочная головка держатель с пусковой кнопкой, бункер для флюса и механизм подачи электродной, шкаф управления и источник питания. Полуавтомат предназначен для сварки переменным или постоянным током при толщине металла от 3 до 20 мм. Скорость подачи проволоки регулируется сменными шестернями в пределах от 1,0 до 10 м/мин. Подача проволоки в сварочную головку осуществляется подающим механизмом через гибкий токоведущий шланг длиной 3,5 м. Диаметр электродной проволоки 1,2- 2,0 мм. Сварочный ток от 80 до 650 а. Полуавтомат ПШ-54 отличается от ПШ-5 в основном токоведущем ступенчатой коробки скоростей механизма подачи проволоки и несколько упрощенной конструкцией держателя.
Полуавтомат ПДШМ-500. В комплект полуавтомата входит шкаф управления, механизм подачи электродной проволоки, сварочная головка, флюсоподающий аппарат, шланга (один для подачи проволоки и подвода сварочного тока длиной 4,0 ж, второй для подачи флюса длиной 15 ж) и источник питания. Флюс через сито засыпается в флюсоподающий аппарат в количестве 35 кг, и под давлением воздуха в 1,5-2,5 атмосфер через резиновый шланг подается в зону сварки.
Для сварки применяется проволока диаметром от 1,6 до 2,5 мм, ток постоянный или переменный до 500 а. Электрическая схема полуавтомата обеспечивает парное регулирование скорости подачи проволоки, которое осуществляется с помощью потенциометра. Полуавтомат обеспечивает сварку стыковых, угловых и нахлесточных соединений при толщине металла от 3 до 20 мм. Портативность аппаратуры полуавтомата, удобство и простота выноса электрода на значительное расстояние от механизма подачи делают возможным использовать его в автоматических установках различных назначений. На заводе Уралэлектро-аппарат работает пять автоматических установок с такими полуавтоматами. Изображена автоматическая установка для сварки под флюс Уралэлектрострой стороны продольного и трех кольцевых швов корпуса вентиля ртутного выпрямителя. На этой установке использованы все основные узлы полуавтомата ПДШМ-500.
Технический проект установки был разработан при выполнении дипломного проекта Н. И. Лубяновым, рабочий проект был разработан конструктором завода С. Е. Беляковым. Сварочные автоматы осуществляют непрерывную подачу электродной проволоки в зону сварки. Подача и уборка флюса, а также перемещение проволоки относительно изделия осуществляются вспомогательными механизмами, которые конструктивно могут быт не связаны с самой головкой. Сварочные головки работают на переменном и постоянном токе. По характеру действия они делятся на две группы: с независимой (или постоянной) скоростью подачи электродной проволоки и с автоматическим регулированием длины дуги. В настоящее время создано и практически применяется в сварочном производстве пять типов автоматов:
1) сварочные тракторы;
2) самоходные сварочные голов и;
3) подвесные сварочные головки;
4) шланговые автоматы;
5) специальные автоматы (для приварки шпилек, для сварки электрозаклепками и др.).
Из этих автоматов наиболее широкое использование нашли сварочные тракторы и самоходные головки.
Рис. 1. Полуавтомат А-537:
1 — горелка; 2 — механизм подачи; 3 — баллон с газом; 4 — источник питания.
Рис. 2. Общая схема полуавтомата для сварки под флюсом:
1 — патрубок; 2 — бункер для флюса; 3 — рукоятка; 4 — канал для подачи электродной проволоки.
Рис. 3. Общая схема полуавтомата для сварки под флюсом ПДШМ-500М:
1 — горелка с держателем; 2 — кассета с электродной проволокой; 3 — трубка для подачи флюса; 4 — бункер для флюса с виброситом; 5 — шкаф управления; 6 — камера инжектора; 7 — влагоотделитель.
Рис. 4. Общая схема сварочного полуавтомата А-1197:
1 — блок управления; 2 — источник питания; 3 — газоподвод; 4 — баллон с газом; 5 — сварочный кабель; 6 — электрододержатель; 7 — подающий механизм; 6 — кассета с проволокой.
Полуавтомат А-1035 предназначен для сварки и наплавки порошковой проволокой в углекислом газе и открытой дугой, может быть применен для сварки под флюсом.
Полуавтоматы для сварки открытой дугой самозащитными проволоками. Полуавтомат А-765 предназначен для сварки и наплавки стали самозащитной сплошной и порошковой проволоками. Регулирование скорости подачи электродной проволоки ступенчатое.
Полуавтомат А-1114М предназначен для сварки самозащитной проволокой при монтажных работах; он может быть модернизирован для сварки в углекислом газе. Скорость подачи электродной проволоки настраивается ступенчато сменой подающих роликов; в пределах каждой ступени скорость регулируется плавно с помощью генератора постоянного тока.
Сварочные тракторы. Отличительной особенностью сварочных тракторов является то, что они перемещаются непосредственно по изделию или по легким переносны направляющим. Эти автоматы сравнительно легки по весу и малы по габаритам. Универсальный сварочный трактор ТС-17М переносного типа применяется для дуговой сварки под флюсом переменным или постоянным током. Им можно сваривать прямолинейные и кольцевые швы стыковых соединений с разделкой и без разделки кромок, а также угловые и нахлесточные соединения при толщине металла от 2 до 20 мм. При сварке внутренних кольцевых швов диаметр изделия должен быть не менее 1200 мм.
ТС 17-М
Сварочный трактор АДС-1000-2. Трактор рассчитан на сварочный ток от 200 до 1000 а и электродную проволоку диаметром от 1,6 до 5 мм. Скорость сварки трактором от 16 до 126 м/час при скорости подачи проволоки от 52 до 403 м/час. Скорость сварки и скорость подачи проволоки регулируется сменными шестернями. Трактор имеет корректирующий механизм для направления электрода по шву во время сварки и для поперечного наклона головки с мундштуком при сварке угловых швов. Вес трактора без проволоки 42 кг, вес электродной проволоки 8-10 кг, емкость флюсового бункера 4,5 дм3 (10 кг флюса).
При изменении длины дуги и соответствующем изменении напряжения на дуге через систему управления автоматом подается сигнал на двигатель подачи электродной проволоки. Если произошло удлинение дуги, то происходит увеличение числа оборотов двигателя подачи проволоки и соответствующее увеличение скорости подачи проволоки. Если дуга укорачивается, то число оборотов двигателя снижается, длина дуги восстанавливается до уровня, соответствующего нормальной длине. Автомат состоит из сварочного трактора, шкафа распределительного устройства, сварочного трансформатора ТСД-1000-4.
Сварочный трактор (рис. 2) представляет собой самоходную тележку III с установленными на ней сварочной головкой II с бункером для флюса 13, барабаном для электродной проволоки 17 и пультом управления I.
Сварочная головка состоит из электродвигателя 1 с редуктором и двух пар роликов. Верхняя пара роликов 2, 3 — подающие ролики, а нижняя пара 4, 5 – правильные.
Верхняя пара роликов состоит из ведущего и прижимного роликов. Двигатель головки обеспечивает плавное регулирование подачи электродной проволоки от 0,5 до 2 м/мин при напряжении на дуге 35 В. Тяговое усилие механизма подачи электродной проволоки не менее 60 кг. Во избежание пробуксовки проволоки давление подвижного ролика регулируется пружиной 7.
Токоподвод 10 сварочной головки укреплен на цилиндрических направляющих 8 и перемещается в вертикальном направлении на 80 мм. Он состоит из двух токоподводящих колодок: подвижной и неподвижной. Подвижная колодка прижимает электродную проволоку при помощи пружин, сила нажатия которых регулируется винтами. Сварочный кабель подключается к неподвижной колодке 6 болтами 11.
Токоподвод заканчивается прикрепленной к .нему воронкой 12, обеспечивающей концентрическую (относительно конца электрода) подачу флюса, поступающего из бункера.
Бункер для флюса 13 укреплен к боковой стороне головки и соединяется с воронкой гофрированной трубкой 14. Сварочная головка вместе с бункером подвешена на одном из концов горизонтального рукава и может быть повернута относительно оси крепления на угол 45о в ту или другую сторону от вертикали; угол поворота фиксируется винтом.
Сварочная головка может быть установлена для сварки «углом вперед». Это положение фиксируется зубчатыми полумуфтами 9 и винтом 15. На другом конце горизонтального рукава установлены пульт управления 1 и барабан 16 для электродной проволоки 17.
На пульте управления смонтированы измерительные приборы: амперметр и вольтметр 18, потенциометр 19 для регулирования напряжения на дуге, потенциометр 20 для регулирования скорости сварки, кнопки 21 для дистанционного регулирования сварочного тока, кнопки 22 для перемещения электрода вверх и вниз перед началом сварки, кнопки 23 «пуск» и «стоп» для пуска и прекращения работы автомата, переключатель 24 для управления ходом каретки «вправо» и «влево» и выключатель холостого хода 25.
На горизонтальном рукаве укреплена розетка 26 штепсельного разъема для соединения гибким шлангом сварочного трактора и шкафа управления.
Рис. 2. Схема сварочного трактора ТСД-1000-4 автомата АДС – 1000 – 2
Горизонтальный рукав месте с пультом управления, барабаном и сварочной головкой крепится на вертикальной стойке и может быть развернут относительно ее да угол 90° в ту или другую сторону. Этот поворот фиксируется винтом 27, находящемся на этой стойке. Поворот горизонтального рычага вокруг собственной оси на угол до 45° фиксируется винтом 28.
Вертикальная стойка крепится на самоходной тележке, винтом 31 и может перемещаться вместе с надстройкой в пределах ±30 мм относительно продольной оси шва.
Тележка имеет свой двигатель 29, который через редуктор 30 приводит в движение тележку. Скорость сварки регулируется в пределах 15—70 м/ч.
Механизированная сварка осуществляется с помощью полуавтоматов. На рис. 3 представлена схема шлангового полуавтомата.
Шланговый полуавтомат имеет следующие основные узлы: подающий механизм с электродвигателем 1 и кассету со сварочной проволокой 2, помещенные в защитный кожух или на каркас; источник питания электродвигателя подачи электродной проволоки 3; воронку для флюса, установленную на сварочную горелку 4; защитный шланг сварочной проволоки 5, кнопку включения 6. Свариваемое изделие 7 и мундштук горелки подключены к полюсам сварочного генератора (СГ). Сварочный генератор и источник питания 3 подключаются ксети трехфазного тока пакетными выключателями Р1 и Р2.
Форма и геометрические размеры шва характеризуются следующими основными параметрами: глубиной проплавления шириной шва
и высотой усиления
Отношение
называется коэффициентом формы шва.
может изменяться от долей единицы до нескольких десятков.
Сварочный трактор АДС-500 является самым легким. Его вес всего 29 кг. Он предназначен для автоматической сварки под флюсом постоянным током стыковых и угловых соединений при толщине металла от 3,0 до 30 мм. Сварка производится электродной проволокой диаметром 1,6-2,5 мм со скоростью от 15 до 70 м/час. Скорость подачи проволоки не зависит от длины дуги и может изменяться в пределах от 1,8 до 7,0 м/мин. Регулировка скорости сварки и подачи производится плавно путем изменения оборотов электродвигателя.