Слесарь по ремонту автомобилей 6 разряда
Газовые рампы
Рампа – система состоящая из труб и трубопроводной арматуры, которые соединяет газовые баллоны и потребителя газа – для расходных рамп, либо источник и наполняемые газовые баллоны – для наполнительных рамп.
Классификация газовых рамп
По способу подачи газа бывают:
А) Разрядные – служат для непрерывной централизованной подачи технических газов к потребителю от баллонов с давлением до 20 Мпа. Рампа разрядная, как правило, представляет собой коллектор с установленной на нем арматурой и регулятором давления.
Рисунок 1. Рампа разрядная.
- Труба рампы (делают из нержавеющей стали по ГОСТу 9941-81 или из латуни по ГОСТу 494-2014)– по ней двигается газ по направлению к потребителю.
- Вентиль сбросной – открывают для удаления газа из рампы.
- Вентиль запорный (баллонный) – служит для подачи газа из баллонов в трубу рампы.
- Штуцер – соединительный элемент для крепления приборов, либо для соединения частей трубопровода.
- Манометр – служит для измерения давления.
- Вентиль запорный рамповый – перекрывает поток газа между рампой и потребителем.
- Регулятор давления – уменьшает давление газа, доводит его до параметров, которые необходимы потребителю.
Б) Наполнительные газовые рампы предназначение для наполнение баллонов техническими газами до давления 200 кгс/см2(20Мпа). Наполнение производится от воздухораспределительных установок, компрессоров высокого давления, газификаторов, газификационных установок.
Рисунок 2. Рампа наполнительная.
- Труба рампы (делают из нержавеющей стали по ГОСТу 9941-81 или из латуни по ГОСТу 494-2014)– по ней двигается газ по направлению к потребителю.
- Вентиль сбросной – открывают для удаления газа из рампы.
- Вентиль запорный (баллонный) – служит для подачи газа из баллонов в трубу рампы.
- Штуцер – накидная гайка для крепления приборов, либо для соединения частей трубопровода.
- Манометр – служит для измерения давления.
- Вентиль запорный рамповый – перекрывает поток газа между рампой и потребителем.
- Предохранительный клапан – защищает рампу от избыточного давления, которое может повредить систему. Клапан отрывается, когда давление превышает допустимый предел (настраивается индивидуально) и сбрасывает избыточное давление.
По конструкции:
А) Перепускная – это комплект оборудования для подключения двух (и более) групп баллонов к рабочей магистрали. Газовая схема включает в себя как минимум два баллонных коллектора и один соединительный коллектор. Каждый коллектор имеет общий вентиль для управления включением группы. Перепускная рампа предназначена для организации непрерывной подачи газа потребителю посредством поочередного включения групп баллонов в работу с их своевременной заменой.
Перепускная рампа может быть как разрядной, так и наполнительной.
Рисунок 3. Рампа наполнительная перепускная.
Б) Составная газовая рампа предназначена для непрерывного централизованного снабжения потребителей техническими газами из баллонов под давлением до 20МПа(200 кгс/см2). Особенностью данного изделия является то, что коллектор состоит из унифицированных узлов. Каждый узел разработан так, что может быть соединен с другим узлом посредством резьбового соединения. На любой узел через унифицированные переходники устанавливается манометр, либо предохранительный клапан, либо баллонный вентиль. Таким образом достигается простота сборки, высокая скорость подготовки продукции к отгрузке и ремонтопригодность. При выходе любого узла из строя, есть возможность его демонтировать для ремонта и продолжить эксплуатацию всего изделия.
Рисунок 4. Рампа составная расходная.
3. По типу газа, используемого потребителем:
- Рампы для кислорода, инертных газов (кислородная рампа, азотная рампа)
- Рампы для горючих газов (водород, метан)
- Рампы для пропана
- Рампы для ацетилена. Их выделяют в отдельную группу из-за особых требований к безопасному рабочему давлению при транспортировке ацетилена по трубопроводу.
4. По типу технологического исполнения:
- Рампы с одной ветвью.
- Рампы с двумя и более ветвями.
5. По уровню автоматизации:
- Рампа ручная. Ручное переключение с израсходованной ветви на ветвь с полными баллонами.
Рисунок 5. Рампа с ручным управлением.
- Рампа полуавтоматическая. Происходит автоматическое переключение с израсходованной ветви на ветвь с полными баллонами, а после замены пустого баллона возврат в исходное состояние производится вручную.
Рисунок 6. Рампа с полуавтоматическим управлением.
- Рампа автоматическая. Этот тип разрядной рампы полностью автоматизирован, за исключением того, что баллоны меняются вручную.
Рисунок 7. Рампа с автоматическим управлением.
Рампы автоматического и полуавтоматического действия для обеспечения бесперебойной подачи могут иметь систему контроля и сигнализации давления газа в баллонах с передачей информации на расстояние.
6. По типу источника газа:
Рампы для газовых баллонов
Баллонами называются металлические сосуды, которые используют для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением выше атмосферного. Их изготавливают обычно из бесшовных труб, материалом которых является углеродистая и легированная стали. Для сжиженных газов – пропана и бутана, а в некоторых случаях для растворения ацетилена, допускается использование сварных баллонов. Емкость баллонов от 0,4 до 55 л. Самые распространенные баллоны емкостью 40 л баллоны для кислорода и других сжатых газов представляют собой стальные сосуды . В горловине баллона сделано отверстие с конусной резьбой, куда ввертывается запорный вентиль. Баллоны бесшовные для газов высоких давлений изготовляют по ГОСТу 949 – 73 из труб углеродистой и легированной стали. Баллоны 150 (чугунные) и 150Л (из лигированной стали) применяют для кислорода, водорода, азота, метана, сжатого воздуха и редких газов. Для сжатого воздуха и метана используют также баллоны 200 (чугунные) и 200Л (из лигированной стали). Для углекислого газа применяют баллоны 150 л, для ацетилена, аммиака и других газов с давлением до 100 кгс/см2 – баллоны 100 л.
Моноблок – это мобильная и компактная установка, состоящая из 12 баллонов, заключенных в каркасный металлический контейнер и объединенных единым коллектором, для хранения, транспортировки и централизованной раздачи больших объемов технических газов (кислород, азот, аргон). Моноблоки удобны при погрузо-разгрузочных работах.
В состав моноблока входят баллоны обычного (150 атм) и повышенного (200 атм) давления, изготовленные из углеродистой и легированной стали.
Рисунок 8. Моноблок из 12 баллонов.
- Использование моноблока позволяет:
– организовать работу с техническими газами на более высоком технологическом уровне
– значительно сократить трудозатраты, используемые человеческие ресурсы и финансовые средства.Обозначения моноблоков:12-40-150У – в моноблоке 12 баллонов объемом 40 литров, давление 150 атм, углеродистая сталь
12-40-200У – в моноблоке 12 баллонов объемом 40 литров, давление 200 атм, углеродистая сталь
12-40-150Л – в моноблоке 12 баллонов объемом 40 литров, давление 150 атм, легированная сталь
12-40-200Л – в моноблоке 12 баллонов объемом 40 литров, давление 200 атм, легированная сталь
7. По типу несущей конструкции:
А) Рампа с настенным креплением
Б) Рампа с настенным креплением и опорой на полу
8. По типу размещения рампы разделяют на:
А) Открытые
Б) Шкафные
Подавляющее большинство клиентов используют малое количество баллонов – до 3х, имеют небольшое количество сменных баллонов, поэтому для безопасного использования баллоны устанавливают в закрытые металлические шкафы. При таком расположение газовых баллонов ограничивается прямой доступ персонала к оборудованию, шкаф защищает баллоны от погодных условий, также придает более эстетический вид.
Основные требования предъявляемые к шкафам:
- Должны иметь удобный доступ персонала ко всем размещённым в нём баллонам и арматуре для управления газовыми потоками.
- Стандартная конструкция шкафа должна вмещать до трёх баллонов объёмом 40 или 50 л отечественного или импортного производства
- Шкаф должен являться несущей конструкцией для газоразрядной рампы (газоразрядных узлов).
- В одном шкафу не допускается устанавливать баллоны с окислителями и горючими газами.
- Баллоны должны иметь присоединительные резьбы в соответствии с действующим стандартом.
- Применяемая арматура, регуляторы давления и другие элементы рамп должны быть надежны и ремонтопригодны.
- Рампы с горючими газами должны иметь в своём составе разрядный узел с инертным газом (азот, аргон) для продувки и дегазации рампы и трубопроводов.
Рампы для чистых газов. Рампы разрядные обеспечивают подачу газов чистоты 6.0 (99,9999% об.) Современные комплектующие и технические решения гарантируют высокое качество газа. В конструкции рампы применяются трубные фитинги из нержавеющей стали, регуляторы давления (GCE) с нержавеющими мембранами, змеевики к баллонам из нержавеющей стали со встроенным фильтром и обратным клапаном. Все элементы закреплены на нержавеющей панели. Рампа может быть дополнительно укомплектована устройствами финишной очистки, которые удаляют из газа примеси — влагу, кислород, углеводороды и защищают дорогостоящее оборудование и технологические процессы в случае ошибочного подключения баллона с газом плохого качества. Применение: аналитика, газовая хроматография, атомная абсорбционная спектрометрия, микроэлектроника, лазерная техника, фармацевтика и т.д. Рампа разрядная состоит из регулятора давления с мембраной из нержавеющей стали, коллектора с отсечными вентилями к каждому баллону и дренажным вентилем, манометров входного и выходного давления, предохранительного клапана на линии низкого давления. Подсоединение баллонов осуществляется с помощью нержавеющих змеевиков с коленом. Для горючих и коррозионно активных газов выполняется общий дренажный коллектор.