Слесарь по ремонту автомобилей 2-3 разряда
Основы устройства легковых автомобилей
Учебники по устройству легкового автомобиля
https://disk.yandex.ru/i/TuGN9JxI9UgaoA
https://disk.yandex.ru/d/h9QqYf0LC1AA0w
https://disk.yandex.ru/i/FvSxXX0Zm3ws7g
Устройство грузовых автомобилей
https://disk.yandex.ru/i/d-7ZBoeLlKoFYw
Автомобиль — самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство. Попытки создать самодвижущуюся тележку предпринимались с XVIII века. В России над проектом такой повозки работал изобретатель И.П. Кулибин. В 1770 году французский изобретатель Н.-Ж. Кюньо построил паровой трехколесный тягач, который явился предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые повозки были тяжелыми, неудобными для пользования на обычных дорогах и распространения не получили.
Появление двигателя внутреннего сгорания, легкого, компактного и сравнительно мощного, открыло широкие возможности для развития автомобиля. И в 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер создал первый мотоцикл с бензиновым двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К. Бенц запатентовал трехколесный автомобиль.
Началось промышленное производство автомобилей в Европе, а в 1892 году американский изобретатель Г. Форд построил автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили
начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах «Фрезе и К°». В 1908 году началась сборка автомобилей «Руссо-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге
сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства.
Однако началом отечественного автомобилестроения считается 1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ — Московский завод имени Лихачева) были изготовлены первые отечественные грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф с двигателем мощностью 30 л. с. В 1927 году появился первый отечественный новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л. с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автомобильного завода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в
производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970 г.) и Камского автомобильного завода (КамАЗ, 1976 г.) по производству грузовых автомобилей.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надежности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».
В системе начального профессионального образования обучение устройству автомобиля и его обслуживанию проводится последовательно по трем основным дисциплинам: «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Эксплуатация автомобилей», объединенным в общий курс подготовки квалифицированных слесарей по ремонту автомобилей. Изучаемые предметы преподаются в тесной взаимосвязи,
как с общеобразовательными, так и с техническими дисциплинами: «Материаловедение и слесарное дело», «Допуски и технические измерения» и др. Учащийся должен получить знания по устройству автомобилей, обеспечивающие ему возможность успешного приобретения практических навыков по их техническому обслуживанию и ремонту. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, определять потребность в ремонте тех или иных узлов, механизмов и систем автомобилей, чтобы надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей и оценивать его результаты. Настоящее учебное пособие имеет задачу помочь учащимся профессиональных училищ сделать первые шаги в овладении знаниями и навыками по выбранной специальности, облегчить вступление в профессиональный круг интересов автомехаников.
Основы устройства легковых автомобилей
Автомобиль — это самоходное механическое транспортное средство, выполняющее перевозку грузов, людей и специальные задачи. По своему назначению автомобили различают:
• грузовые;
• пассажирские;
• специальные.
Все автомобили делятся по приспособленности к работе в различных дорожных условиях на две группы: нормальной и повышенной проходимости. Для различия автомобилей по указанному признаку существует «колесная формула», которая обозначает соотношение общего количества колес к числу ведущих колес. Например, 4×2;4×4;6×4;6× 6
и т.д.
К грузовым автомобилям относятся:
• автомобили для перевозки грузов;
• автомобили-тягачи;
• прицепы и полуприцепы.
Грузовые автомобили могут использоваться как универсальный транспорт, перевозящий различные грузы на платформе. Оборудованные специализированными приспособлениями автомобили могут использоваться для перевозки определенных грузов, например:
• самосвалы — для перевозки сыпучих и вязких грузов;
• цистерны — для жидких и газообразных грузов;
• рефрижераторы — для скоропортящихся грузов;
• прицепы и полуприцепы — для перевозки крупногабаритных или больших партий грузов.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности (табл. 1).
К пассажирским автомобилям относятся:
• легковые, для перевозки до 6 пассажиров;
• автобусы, для массовых перевозок пассажиров.
Специальные автомобили оснащены специализированным оборудованием для выполнения какой-либо одной конкретной задачи. К ним относятся:
• пожарные автомобили;
• санитарные автомобили;
• машины технической помощи;
• поливочные автомобили;
• мусоросборочные автомобили и др.
Модели отечественных автомобилей обозначаются индексом, состоящим из сокращенного наименования завода-изготовителя и шести цифровых знаков (рис. 1).
Рис. 1. Структура классификационного индекса модели автомобиля
Например:
КамАЗ-5320 — Камский автомобильный завод;
5 — автомобиль пятого класса с полной массой
от 14 до 20 т;
3 — автомобиль грузовой;
20 — номер модели автомобиля.
ВАЗ-2105 — Волжский автомобильный завод;
2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;
1 — автомобиль легковой,
05 — номер модели автомобиля.
Автомобиль состоит из агрегатов, механизмов и систем, образующих части (рис. 2):
• шасси;
• кузов;
• двигатель.
Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя к колесам ведущих мостов, изменяя крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, одного или нескольких ведущих мостов.
Сцепление — механизм, позволяющий кратковременно и плавно разъединить или соединить двигатель с механизмами трансмиссии. Коробка передач — механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время. Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами в зависимости от неровностей дорожного покрытия.
Ведущий мост включает в себя главную передачу и дифференциал с полуосями. Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на полуоси ведущих колес под постоянным углом. Дифференциал — механизм, позволяющий вращаться ведущим колесам с различной скоростью по отношению к друг другу в зависимости от степени сцепления их с дорожным покрытием. Ходовая часть включает в себя раму, переднюю и заднюю оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины. Механизмы управления позволяют изменять направление и скорость движения, а также останавливать автомобиль и удерживать его на месте. Механизмы управления включают в себя рулевое управление и тормозные системы. Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водителя и платформы для размещения груза. К кузову также относятся крылья, облицовка, капот и брызговики. Современные легковые автомобили имеют несущий кузов, к которому крепятся все агрегаты и механизмы. Кузов автобуса —
салон — служит для размещения пассажиров.
Рис. 2
Двигатель — агрегат, преобразующий тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу, а создаваемый с помощью кривошипношатунного механизма крутящий момент используется для передвижения автомобиля (рис. 3).