Курсы повара
Понятие «Рыночная экономика»
Рынок — это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.
Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы — акции компаний, вклады и прочее. А в качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.
В связи с этим существует множество классификаций рынков, например:
- по объекту рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок земли и другие;
- по масштабу продаж: оптовый и розничный;
- по территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой;
- по отношению к закону: легальный и теневой;
Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.
Признаки рыночной экономики
Свободное взаимодействие производителей и потребителей возможно лишь при соблюдении нескольких условий. Так основными признаками рыночной экономики являются:
- Частная собственность
Рыночная экономика немыслима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.
- Свобода предпринимательства
Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности возможно как в форме организации, так и без неё.
Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.
Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:
Индивидуальный предприниматель (ИП) — рискует всем своим имуществом.
Товарищество — объединение двух или более лиц для совместного ведения дел. Участники полного товарищества также несут ответственность своим имуществом.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставной капитал которого разделён на доли. Участники рискуют вкладами в пределах своих долей.
Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, капитал которого разделён на ценные бумаги (акции). Акционеры являются совладельцами компании. Они несут риск убытков в пределах стоимости их акций.
- Конкуренция
Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:
- сделать свой товар дешевле других;
- повысить качество товара;
- сделать свой товар известным и узнаваемым;
- создать уникальный товар.
Недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.
- Свободное ценообразование.
Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:
спроса, то есть количества товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за определённое время, и предложения — количества товара, которое продавец может произвести и продать по данной цене за определённый период времени.
Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, — его цена падает, и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке — возникает дефицит, и цена на товар увеличивается.
В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.