Водитель автомобиля категории «B» и «B1», оснащенных спецсигналами
Технические данные автомобиля.
Технические данные автомобиля
Таблица. Показатели потребительских свойств автомобиля
Наименование | Ед. измерения | Наименование | Ед. измерения |
Тип кузова |
Маркировка | Размерность колес | Маркировка |
Число дверей | Шт | Колесная база | мм |
Число мест | Шт | Колея передняя/ задняя | мм |
Компоновка а/в | Маркировка | Габариты (длина х ширина х высота) | мм |
Расположение двигателя | Маркировка | Снаряженная масса | кг |
Компоновка/рабочий объем двигателя | см3 | Полная масса | кг |
Тип ГРМ/число клапанов на цилиндре | Объем багажника или грузового отсека | м3 | |
Система питания | Разгон до 100км/ч | с | |
Мощность / Частота вращения | л.с. мин-1 | Максимальная скорость | км/ч |
Крутящий момент Частота вращения | Н∙м Мин-1 | Емкость топливного бака | л |
Число передач (мех/авт КП) | Число ступеней | Расход топлива. средний | л/100 |
Маркировка – условные обозначения Кузова.
Обозначение | Наименование |
С | Седан, нотчбек (трехобъемный с 2 или 4 дверьми) |
К | Купе (двух или трехобъемный с 2 или 3 дверьми); |
Х | Хэтчбек (двухобъемный с 3 или 5 дверьми); |
У | Универсал (двухобъемный 5-дверный); |
Ув | Внедорожник или крососовер скузовом универсал (двухобъемный с 3 или 5 дверьми); |
Ка | Кабриолет (двухдверный) |
КаК | Кабриолет со складывающимся жестким верхом) |
Ро | Открытый двухдверный двухместный кузов спортивного типа; |
РоК | Родстер со складывающимся жестким верхом; |
М | Мини-вэн (однообъемный или полутораобъемный); |
П | Пикап |
Маркировка -Компоновки автомобиля.
Обозначение | Наименование |
Тип привода | |
П | на передние колеса |
З | на задние колеса |
И | на все колеса постоянный (интегральный, Full time) |
4х4 | на все колеса подключаемый (Part time)$ |
расположение двигателя | |
Пр | продольное впереди; |
Пп | поперечное впереди |
З | заднее |
Ц | центральное (двигатель за солоном в базе); |
Маркировка – Двигателя (условные обозначения).
Обозначения | Наименование |
Тип двигателя | |
R | Рядный (3, 4, 5 или 6 цилиндров); |
V | V – образный (6, 8, 10 или 12 цилиндров) |
B | Оппозитный (Boxer, 4 или 6 цилиндров); |
Bk | Роторно-поршневой двигатель Ванкеля (РПД, 2 секционный). |
Тип газораспределительного механизма (ГРМ) | |
OHV | С нижним расположением распределительного вала |
OHC | С верхним расположением распределительного вала |
DOHC | С двумя распределительными валами в головке блока цилиндров |
Тип системы питания | |
Вц | Впрыск центральный |
Вр | Впрыск распределенный |
Вн | Непосредственный впрыск |
Вр/Т | Бензиновый двигатель свпрыском и турбонаддувом |
Вн/Т | Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском и турбонаддувом, а также промежуточным охладителем наддуваемого воздуха |
Вр/К | Бензиновый двигатель с впрыском и механическим компрессором (нагнетателем); |
Вн/КТ | Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском, механическим компрессором (нагнетателем) и турбонаддувом |
Вр/Гб | Двигатель с распределенным впрыском на газе |
Д | дизель |
Д/Т | турбодизель |
Дн | Дизель с непосредственным впрыском |
Дн/Т | Турбодизельс непосредственным впрыском (и интеркулером) |
Вр+Э | ДВС с распределенным впрыском + электродвигатель |
Маркировка – Трансмиссии.
Обозначения | Наименование |
Число ступеней механической коробки передач – 3/-, 4/-, 5/-, 6/- | |
Число ступеней автоматической коробки передач – -/3А, -/4А, -/5А | |
Бс | Бесступенчатая автоматическая трансмиссия ∙и пр); -/А |
Классификация легковых автомобилей.
Класс автомобиля | Группа | Индекс | Предельные значения | |
Рабочий объем двигателя | Масса неснаряженного автомобиля | |||
особо малый | до 0,849 | до 649 | ||
от 0,85 до 1,099 | от 650 до799 | |||
малый | от 1,1 до 1,299 | от 800 до899 | ||
от 1,3 до 1,499 | от 900 до1049 | |||
от 1,5 до 1,799 | от 1050до 1149 | |||
средний | от 1,8 до 2,499 | от 1150 до 1299 | ||
от 2,5 до 3,499 | от 1300до 1499 | |||
большой | от 3,5 до 4,499 | от 1500 до 1900 | ||
более 5,0 | Не регламентируется | |||
высший | – | Не регламентируется |
|
Выпускаются легковые автомобили дорожной и повышенной проходимости.
Обозначения базовых моделей легковых автомобилей состоят из названия завода изготовителя, затем индекса, соответствующего рабочему объему двигателя (первые две цифры), последние две цифры – номер модели. Например, запись ВАЗ 2105 означает, что завод-изготовитель ВАЗ, относится к малому классу с объемом двигателя от 1,1 до 1,799 л, модель – 05. Для обозначения модификаций к этой записи добавляется пятая цифра.
Двигатель является одной из трех основных частей автомобиля. Большое разнообразие самоподвижных систем и выполняемых ими функций обусловило создание значительного количества разнообразных двигателей. Все существующие двигатели можно классифицировать:
по способу смесеобразования: различаются двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели, воспламенение при соприкосновении с нагретым в цилиндре воздухом) и внешним смесеобразованием (газовые и карбюраторные имеют принудительное зажигание от электрической искры), то есть, горючая смесь образуется соответственно внутри или вне цилиндров двигателя;
по способу выполнения рабочего цикла различаются двух- и четырехтактные двигатели;
по числу цилиндров различаются одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые двигатели;
по расположению цилиндров существуют двигатели с расположением цилиндров в один ряд(вертикально или наклонно) и с расположением цилиндров под углом (V – образные двигатели);
по способу охлаждения: двигатели имеют воздушное или жидкостное охлаждение;
по виду применяемого топлива различаются бензиновые (воспламенение смеси электрической искрой), газовые (воспламенение смеси электрической искрой), дизельные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления), многотопливные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления) газодизельные двигатели.
Обозначения двигателей состоят из аббревиатуры завода изготовителя, далее стоит цифра, соответствующая классу двигателя (таблица 1.5), вторая и третья цифры – порядковый номер базовой модели (для дизелей начинается с 40). Следующая цифра – номер модификации (если имеется). Затем после точки ставится 10 – цифровое обозначение группы двигателей. Например, запись ЗМЗ-4063.10 означает, что завод изготовитель – Заволжский моторный завод, класс – 4(т.е. диапазон рабочего объема от 1,8 до 4,0 л), порядковый номер базовой модели – 06, модификация – 3, двигатель – 10.
Для обозначения деталей и узлов, составляющих двигатель, к обозначению двигателя добавляются еще пять цифр: две первые из них – номер типовой (сборочной) подгруппы (например, 11 – смазочный насос), последние три – номер детали по каталогу.
Многоцилиндровые двигатели можно представить как несколько соединенных в одно целое одноцилиндровых двигателей, имеющих общий коленчатый вал. Цилиндры могут располагаться в один ряд (однорядная компоновка), при этом оси цилиндров расположены строго вертикально или под небольшим углом к вертикали (не превышающем 200). Цилиндры располагаются под значительным углом к вертикали (наиболее часто встречается V-образная двухрядная компоновка). Если угол равен 1800, то двигатель называется оппозитным (с противолежащими цилиндрами). V-образная двухрядная компоновка уменьшает габариты (длину и высоту) двигателя, она применяется в основном на грузовых автомобилях. Например, цилиндры (восемь) двигателя КамАЗ-5320 расположены в два ряда по ходу автомобиля под углом 900.
К недостаткам V-образной компоновки относится сравнительно большая ширина и более сложное изготовление.
Основные обозначения при расчете параметров.
Существующие автомобили (легковые, грузовые, специальные, автобусы) разнообразны по конструктивному оформлению. Но при этом любой автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.
Двигатель – это источник механической энергии, приводящий автомобиль в движение, в основном применяются двигатели внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания топлива, в результате которого выделяется превращающаяся в механическую работу теплота, происходит внутри, в цилиндрах двигателя.
Шасси – это совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, создания тягово-скоростных свойств, для передвижения автомобиля и создания плавности хода, проходимости, управляемости, маневренности, устойчивости, безопасности движения. Оно состоит из трансмиссии, несущей системы (ходовой части) и механизмов управления.
Кузов служит для размещения людей или грузов. Кузов легковых автомобилей и автобусов состоят из салонов для людей, кузова грузовых автомобилей состоят из грузовой платформы и кабины для людей. Кузова автобусов и легковых автомобилей выполняют функцию рамы в несущей системе автомашины.
Кроме основного способа размещения двигателя, шасси и кузова возможны и другие варианты, позволяющие реализовать какие-нибудь специальные функции автомобиля. Например, кузова вагонного типа с задним размещением двигателя или полноприводные автомобили с дополнительными механизмами в трансмиссии.
Агрегат представляет собой несколько соединенных между собой и с базовой деталью механизмов или сложных узлов. Система представляет собой совокупность узлов и механизмов, выполняющих определенные функции при взаимодействии друг с другом.
Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса и преобразования крутящего момента по величине и направлению. Наиболее распространены механические трансмиссии различных конструкций:
Сцепление предназначено для временного отключения двигателя от трансмиссии его плавного включения;
Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, длительного отключения двигателя от трансмиссии и движения задним ходом;
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между валами (от коробки передач к главной передаче и дифференциалу заднего ведущего моста). У переднеприводных автомобилей карданной передачи нет.
Ведущий мост, состоящий из главной передачи ( для увеличения крутящего момента и передачи его под прямым углом), дифференциала (обеспечивает возможность вращения колес с разными скоростями при повороте на изгибе дороги различного радиуса и неровных дорогах), и полуоси (для передачи крутящего момента ведущим колесам). Ведущих мостов может быть несколько, у автомобилей повышенной проходимости может быть три ведущих моста.
Несущая система – это ходовая часть состоящая из рамы, переднего и заднего мостов (для поддержания рамы и кузова, передачи вертикальной нагрузки на колеса) с амортизаторами и подвеской (для упругой связи между рамой или кузовом с мостами или колесами) и колес которые обеспечивают непосредственное сцепление автомобиля с дорогой. У тягачей к несущей системе относится седельносцепное устройство. В большинстве легковых автомобилей рама отсутствует.