Машинист крана
Опорно-поворотные устройства
Поворотная рама — основание поворотной части автомобильного крана. На ней размещены силовое оборудование, механизмы, пульт управления, противовес, двуногая стойка и рабочее оборудование крана. Поворотные рамы стреловых самоходных кранов однотипны по конструктивному исполнению и состоят из трех частей: рамы и двух боковых площадок — балконов. Рама, являющаяся основной несущей частью поворотной рамы крана, состоит из двух продольных балок коробчатого поперечного сечения, которые связаны между собой спереди поперечной лобовой балкой, а в нескольких местах по длине менее мощными поперечными балками. Окна между продольными и поперечными балками перекрыты листовым прокатом.
К балкам 10 приварены стойки 9 и проушины 2, на которых устанавливают соответственно стрелу крана и двуногую стойку, служащую для подвески стрелы, а также кронштейны 3. К кронштейнам 3 приварены стальные листы, образующие рабочую площадь балконов. К балке 8 приварены кронштейны 7, к которым крепят канатные тяги устройства, предохраняющего стрелу от запрокидывания. На балконах размещены сборочные единицы и агрегаты управления крана и различное вспомогательное оборудование. На балконе 4, кроме того, расположена площадка 6 для установки кабины с пультом управления. По верхней плоскости рамы в необходимых местах сделаны люки с крышками, обеспечивающие доступ к таким местам, как токосъемник, вращающиеся соединения и т. п. На нижней плоскости приварены накладки, которыми рама опирается на наружную обойму опорно-поворотного устройства.
Рамы кранов с гидравлическим приводом и телескопическими стрелами (рис. 122) сварены из двух продольных листов 6 и 7, поперечной лобовой балки 11, поперечных балок 4 и 5, на которых устанавливают механизм поворота, и кронштейнов 2 и 1, служащих для крепления стрелы и гидроцилиндров подъема стрелы. К основанию конструкции приварено кольцо 3 для установки и крепления рамы к поворотной опоре. В хвостовой части рамы между листами вварена рама 8 для установки грузовой лебедки. К фланцам 9 крепится противовес. Площадка 10 служит основанием кабины.
Опорно-поворотное устройство передает нагрузки от поворотной части платформы на неповоротную (ходовую) часть машины и обеспечивает вращение поворотной платформы с рабочим оборудованием. На автомобильных кранах применяют два типа опорно-поворотных устройств: шариковые и нормализованные роликовые. Такие опорно-поворотные устройства характеризуются эксплуатационной надежностью и долговечностью, большой грузоподъемностью, равномерностью передаваемой нагрузки, не требуют больших объемов работ, связанных с эксплуатационными регулировками и смазыванием. Шариковое опорно-поворотное устройство выполнено в виде радиально-упорного двухрядного подшипника и состоит из внутренней 2 и наружной обоймы и двух рядов шариков 7, установленных между ними.
Шарики разделены между собой пластмассовыми сухариками 3, выполняющими роль сепаратора. Наружная обойма, болтами 9 прикрепленная к поворотной раме 5, состоит из верхнего 6 и нижнего 10 колец, которые сцентрированы между собой буртиком и стянуты болтами 11. Между кольцами установлены регулировочные прокладки 8. Внутренняя обойма 2, прикрепленная к ходовой раме 1 болтами 14, имеет зубчатый венец, который обегает выходная шестерня механизма поворота. Смазывают опорно-поворотное устройство шприцеванием через две диаметрально расположенные на наружной обойме пресс-масленки 4. Уплотнительное кольцо 13 предотвращает течь смазки из внутренней полости опорно-поворотного устройства. Опорно-поворотное устройство может иметь зубчатый венец на наружной обойме. Тогда внутренняя обойма выполняется из двух колец: верхнего и нижнего. Внутренняя обойма болтами крепится к поворотной раме, а наружная — болтами к ходовой раме.
Нормализованное роликовое опорно-поворотное устройство имеет большую грузоподъемность, лучшую равномерность передаваемой нагрузки и, как следствие, меньшие массу и габариты. Оно состоит из трех колец расположенных между ними роликов, причем соседние ролики имеют взаимно перпендикулярные оси, которые наклонены к вертикали под углом 60 или 30°. Внутреннее кольцо 3, болтами прикрепленное к ходовой раме, имеет зубчатый венец 2, с которым входит в зацепление выходная шестерня механизма поворота. Наружные кольца болтами скреплены между собой и прикреплены к поворотной раме.
При эксплуатации следят за затяжкой болтов. Ролики, катящиеся по дорожкам В, воспринимают действующие вниз нагрузки, ролики, катящиеся по дорожкам Г, работают как захватные, передавая усилие от кольца 4 к кольцу 3 и удерживая поворотную раму от опрокидывания. Ролики смазывают через специальные масленки 7 в кольце 5.