Машинист крана
Механизмы управления краном
КРАНЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Основной грузозахватный орган кранов с механическим приводом — крюковая подвеска. Основное стреловое оборудование — решетчатая стрела постоянной длины или выдвижная стрела. Все краны снабжены сменными видами стрелового оборудования. Грузовая и стреловая лебедки кранов с механическим приводом размещены в задней части по воротной рамы одна за другой или в одну линию. На конце рамы установлен противовес. Механизм поворота размещен в передней части платформы между стойками, на которые опирается стрела крана. В центре поворотной рамы между грузовой лебедкой и механизмом поворота установлен реверсивно-распределительный механизм, передающий движение лебедкам и механизму поворота. В передней части поворотной рамы находится кабина, переднее окно которой открывается и может фиксироваться в открытом положении.
Для защиты от солнечного света над передним окном установлен светозащитный козырек 15. Циркуляция воздуха в кабине обеспечивается вентилятором 13, установленным* на пульте 9. На боковой стенке кабины и её двери закреплены таблички 1, 10 — 12 и 14 с указаниями по управлению реверсом, включению грузовой и стреловой лебедок, рычагов управления и с данными по грузоподъемности. В кабине поворотной рамы сосредоточены органы управления основными механизмами крана: рычаги управления 3, 7 и 8 (реверсивным механизмом; стреловой лебедкой. и механизмом поворота; грузовой лебедкой) и педали 4 — 6 (управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя; аварийного выключения сцепления; управления сцеплением шасси).
У ряда кранов педали аварийного выключения сцепления нет. На пульте 9 управления (в правом переднем углу кабины) расположены кнопки 23 и 24 включения стартера и звукового сигнала (рис. 130,6). На передней стенке кабины под нижней кромкой окна находятся (на рисунке не показаны) роликовый блок ограничителя грузоподъемности, сигнализатор наклона крана (СКМ-3) и усилительноисполнительный блок ч сигнализатора опасных напряжений (УАС-1). Направление движения всех рабочих органов крана изменяют рычагом 3: при переводе рычага из нейтрального положения в крайнее заднее (на себя) включают подъем крюка, стрелы и поворот крана влево; при переводе в крайнее переднее положение (от себя) — опускание груза, стрелы и поворот крана вправо.
Грузовую лебедку включают, переводя рычаг 7 в переднее положение (от себя), стреловую — переводя рычаг 8 в переднее положение (от себя), механизм поворота — переводя тот же рычаг 8 в заднее положение (на себя). Для подъема груза выжимают педаль 6, устанавливают рычаги 3 и 7 в крайнее заднее положение, а затем плавно отпускают педаль 6. По достижении грузом заданной высоты вновь выжимают педаль 6 и устанавливают рычаги 7 и 3 в нейтральное положение. Чтобы опустить груз, рычаг 3 переводят в крайнее заднее положение. Для подъема стрелы выжимают педаль 6, устанавливают рычаги 3 и 8 в крайнее заднее положение и плавно отпускают педаль 6.
По достижении стрелой необходимого угла наклона вновь выжимают педаль 6, а затем переводят рычаги 8 и 3 в нейтральное положение. Опускают стрелу, переводя рычаг 3 в крайнее переднее положение. Для поворота крапа влево (или вправо) выжимают педаль 6, устанавливают рычаг 3 в крайнее заднее (или крайнее переднее) положение и, переводя рычаг 8 в заднее положение, отпускают педаль 6. Окончив поворот, выжимают педаль 6 и переводят рычаги 3 и 8 в нейтральное положение. Для увеличения частоты вращения двигателя, а следовательно, и скорости исполнительных механизмов нажимают на педаль 4, связанную с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя шасси.
Для аварийного выключения сцепления (в случае выхода из строя пневмоуправления) пользуются педалью 5, связанной непосредственно системой тяг с рычагом выключения сцепления шасси. По окончании подъема (опускания) груза или стрелы лебедки останавливают, а на их механизмы накладывают тормоза. Система управления обеспечивает отключение механизма лебедки только после включения тормоза. Для этого рычаги 3, 7 и 8, а также педаль 6 сблокированы с конечными выключателями 2, встроенными в электрическую цепь электропневматических клапанов управления соответствующими тормозными пневмокамерами.
Электропневматические клапаны 7 (рис. 131) управляют пневмокамерами 8 тормозов лебедок. Управление сцеплением включает в себя пневмоклапан непрямого действия 9 и электропневматический клапан 5. От воздушного баллона 3 через разобщительный кран 2 и вращающееся соединение 1 сжатый воздух проходит через пневмоклапан 9 к пневмокамере 6 управления сцеплением.
Клапан 5 соединен с основной пневмолинией через тройник 10 и пневмоклапан «ИЛИ» 4. Клапан, служащий для автоматического выключения сцепления при срабатывании ограничителя грузоподъемности, включен в электрическую цепь ограничителя. В рабочем положении обмотки электромагнита обесточены и впускное отверстие клапана 5 перекрыто. Сжатый воздух от пневмоклапана 9 проходит через пневмоклапан 4 к пневмокамере сцепления. При срабатывании ограничителя грузоподъемности ток проходит через обмотки электромагнита клапана и впускное отверстие открывается. Сжатый воздух, минуя пневмоклапан 9, проходит через клапан 5 и пневмоклапан 4 к пневмокамере 6, которая выжимает сцепление, отключая трансмиссию крана от двигателя.
У крана КС-2561К между краном 2 и вращающимся соединением 1 установлен влагоотделитель, а между вращающимся соединением и тройником 10 — второй тройник, от которого воздух попадает через специальный пневмоклапан непрямого действия к пневмогидроцилиндру механизма выдвижения стрелы. Установка конечных выключателей блокировки рычагов включения лебедок и реверса и педали сцепления показана на рис. 132. При выключенных рычагах 3 (рис. 132, а) и 4 контакты конечных выключателей 1 и 5 разомкнуты; при включении рычагов (рис. 132,6) контакты замыкаются. В нейтральном положении рычага управления реверсом контакты конечного выключателя 6 (рис. 132, в) размыкаются упором 13, связанным с шариком 11 фиксатора. При включении реверса шарик утапливается в лунку сектора 12 и контакты выключателя замыкаются (рис. 132, г). При выключении сцепления винт 2 (рис. 132,0), связанный с валом управления сцеплением, отходит от кнопки конечного выключателя 9 и контакты последнего размыкаются. При отпущенной педали сцепления (рис. 132, е) контакты выключателя 9 (расположен под полом кабины) замыкаются. Положение винтов 2 и упора 13 регулируют так, чтобы контакты замыкались только при полностью включенных муфтах.
При замыкании любого из конечных выключателей размыкаются соответствующие тормоза и загораются сигнальные лампы на пульте управления; при размыкании тормоза замыкаются, а сигнальные лампы гаснут. Принцип действия системы блокировки крана КС-2561К аналогичен описанному и отличается только конструкцией систем, воздействующих на контакты выключателей. Для уменьшения усилий при установке крана на выносные опоры используют гидравлический домкрат. Поочередно устанавливают домкрат под каждую из выносных опор, приподнимают ее и вывинчивают винт до упора в пяту башмака. На кране КС-2561К выносные опоры и выключатели подвесок гидрофицированы.
Гидрораспределитель пробочный секционный с ручным управлением состоит из напорной секции с предохранительным клапаном, четырех рабочих и одной сливной секции. Крайние рабочие секции предназначены для управления соответственно левым и правым гидроцилиндрами выносных опор. Одна из двух средних секций предназначена для одновременного управления передними гидроцилиндрами выносных опор, а вторая — гидроцилиндрами выключателя упругих подвесок.
КРАНЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Основной грузозахватный орган кранов с электрическим приводом (СМК-10, СМК-101, КС-4561А) – крюковая подвеска. Основной вид стрелового оборудования — решетчатая стрела постоянной длины или выдвижная стрела. Все краны снабжены сменными видами стрелового оборудования. Электропривод кранов позволяет использовать генератор не только для питания механизмов крана, но и как источник электроэнергии для питания посторонних потребителей переменного тока напряжением 380 В.
В местах стыка отдельных частей, а также между капотом и рамой устанавливают резиновые прокладки. Для удобства обслуживания механизмов капот имеет открывающиеся люки, крышки которых на петлях крепятся к уголкам каркаса.
Кабина машиниста размещена с левой стороны поворотной рамы на специальном кронштейне и прикреплена к нему болтами и гайками. Чтобы кран вписывался при транспортировании в железнодорожный габарит, верхнюю часть кабины делают съемной. Части кабины соединены болтами и гайками, а на месте разъема проложена резиновая прокладка.
КРАНЫ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Основное стреловое оборудование — телескопическая или выдвижная стрела. На кране КС-3562Б с гибкой подвеской стрелы основное стреловое оборудование — решетчатая стрела постоянной длины. Все краны снабжены сменными видами стрелового оборудования.
Устройство кранов с гидравлическим приводом и гибкой подвеской стрелы практически ничем не отличается от устройства кранов с электрическим приводом. Управление гидрораспределителем механическое. Устройство кранов с гидравлическим приводом и телескопическими стрелами однотипно и отличается друг от друга конструкцией отдельных сборочных единиц.
Органы управления основными операциями кранов находятся в кабине машиниста, расположенной в передней части поворотной платформы. Рабочие операции у крана КС-4571 выполняют при нижнем фиксированном положении рукоятки 4 (рис. 135), соответствующем 1400 об/мин двигателя (после выполнения рабочих операций рукоятку 4 переводят в положение, соответствующее 1000 об/мин двигателя). У остальных моделей кранов с гидравлическим приводом — при нижнем фиксированном положении педали управления топливоподачей. Для подъема груза или стрелы рукоятки 2 и 8 перемещают из нейтрального положения назад (к себе), а для опускания — вперед (от себя).
Выдвижение и втягивание секций телескопической стрелы производят рукояткой 3, которую перемещают соответственно вперед (от себя) или назад (к себе).
При перемещении рукоятки 7 вперед (от себя) поворотная часть крана поворачивается вправо, а при перемещении рукоятки 7 назад (к себе) — влево. Скорость выполнения всех операций зависит от положения рукояток 2, 3, 7 и 8: чем дальше они отклонены от нейтрального положения, тем выше скорость выполнения той или иной операции. Гидравлическая схема предусматривает возможность получения повышенных скоростей движения груза: при нажатии на педаль 6 к гидромотору грузовой лебедки подается дополнительный поток рабочей жидкости и скорость лебедки увеличивается. Аналогично выполняются рабочие операции и у других моделей кранов. Привод гидронасосов 8 осуществляется от двигателя 1 шасси через коробку передач 3 и коробку отбора мощности 5. У крана КС-4571 коробка отбора мощности 5 приводится от раздаточной коробки 9, а вращение гидронасосам передается через специальный редуктор 7.
У крана КС-4571 гидравлическая схема с двумя гидронасосами, а у остальных кранов — с одним.