Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Обслуживание автомобильных кранов
Обслуживание крана следует производить в соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями по эксплуатации. В период обкатки нового крана, когда происходит приработка механизмов, рекомендуется работать в облегченных условиях, избегать подъема предельных грузов и особо тщательно выполнять операции по уходу за краном.
При длительной стоянке кран должен быть приведен в транспортное положение и установлен на выносные опоры, винты стабилизирующих устройств должны быть вывернуты до положения, обеспечивающего зазор между опорной частью винта и площадкой рычага.
Перед выездом необходимо произвести техническии осмотр крановых механизмов и оборудования: проверить крепление основных агрегатов и узлов, наличие смазки и устранить неисправности. Перед пуском двигателя нужно убедиться в наличии воды, масла и топлива, проверить и довести до нормы давление воздуха в шинах, затем снять кран с выносных опор и вывернуть винты стабилизирующего устройства. Рычаги управления в кабине крановщика должны находиться в нейтральном положении; канаты правильно уложенными на барабанах лебедок; стрела, при расположении опоры не перед радиатором, должна быть поднята над нею не менее чем на 50 мм (если кран длительное время находился на хранении и его стрела была уложена на опору, то стрелу следует привести в указанное положение).
После прогрева двигателя рычаг управления коробкой отбора мощности устанавливают в положение, соответствующее включению привода на ведущие колеса автомобиля (это выполняется, когда на кране установлена коробка отбора мощности первой группы).
Подготовка к работе
По прибытии крана на рабочую площадку необходимо до подъема стрелы затормозить машину ручным тормозом и установить кран на выносные опоры, вращая винты домкратов выносных опор, пока платформа крана не займет горизонтальное положение. Винты стабилизирующих устройств должны быть затянуты.
Затем включают коробку отбора мощности в кабине автомобиля. Для этого нажимают на педаль сцепления, рычаг коробки передач переводят в положение, соответствующее включению первой или второй передачи, а рычаг коробки отбора мощности переводят в положение «Включено», только после этого плавно отпускают педаль сцепления. Дальнейшее управление краном производится из кабины крановщика.
Когда на кране установлена коробка отбора мощности второй группы, то ее включение происходит в следующей последовательности: выжимают педаль сцепления и переводят рычаг включения коробки отбора мощности в положение «Включено», затем плавно отпускают педаль сцепления. Рычаг коробки передач автомобиля при этом должен находиться в нейтральном положении.
Чтобы снять расчалку грузового крюка, которой он закреплен за передние буксирные крюки автомобиля, грузовой канат ослабляют кратковременным включением грузовой лебедки на спуск. После снятия расчалки стрелу поднимают на 30—50 мм от стойки (опоры). Для проверки исправности тормозного устройства стреловой лебедки включают сцепление, а рычаг переводят в нейтральное положение. Дальнейший подъем стрелы можно производить, убедившись, что тормоз надежно удерживает стрелу в приподнятом положении.
При подготовке к работе крана с электрическим приводом предварительно проверяют положение рукояток контроллеров, которые должны находиться в нулевом положении, а универсальный переключатель в положении «Работа», трехполюсный переключатель в силовом шкафу переводят в положение «Генератор».
После пуска автомобильного двигателя устанавливают рычаг коробки отбора мощности в положение, соответствующее работе крана, рычаг коробки передач автомобиля переводят в положение третьей или четвертой передачи.
При дальнейшем управлении рекомендуется нажать несколько раз на педаль топливоподачи, находящуюся в кабине крановщика, и убедиться в исправности управления двигателем, а затем включить магнитный пускатель, нажав кнопку на пульте управления, и проверить работу генератора по показаниям вольтметра. При максимальных оборотах двигателя вольтметр должен показывать 380 в.
К выполнению рабочих операций приступают, убедившись, что тормозное устройство лебедки надежно удерживает стрелу в приподнятом положении.
Если кран питается от электрической сети, то перед началом работы необходимо подключить один конец четырехжильного кабеля питания к зажимам автомата с надписью «Сеть», присоединив при этом четвертую, нулевую, жилу кабеля к нулевому контакту крана.
Подключать к сети разрешается только при наличии надежного соединения провода нулевой фазы с массой крана. В этом необходимо убедиться, прежде чем подключать второй конец кабеля к внешней сети. Затем отключить автомат с надписью «Генератор», перевести в положение «Сеть» трехполюсный переключатель, включить автомат с надписью «Сеть» и, проверив, что рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении, нажать кнопку «Пуск» пульта управления. При этом направление движения механизмов должно соответствовать надписям на контроллерах, в противном случае следует поменять местами две фазы кабеля в точке подсоединения к внешней сети.
После окончания работы с питанием от внешней сети рукоятки контроллеров необходимо вывести в нулевое положение, нажать кнопку «Стоп» цепи управления и отключить кабель от сети.
Для передвижения своим ходом кран должен быть приведен в транспортное положение- Для этого поворотную часть крана врашают так, чтобы поставить стрелу вдоль машины и затем опустить ее на опору. Если опора стрелы расположена не перед радиатором, то стрелу опускают в положение, при котором между ней и стойкой (опорой стрелы) остается не менее 50 мм. Грузовой крюк закрепляют расчалкой к передним крюкам автомобиля. Затем немного натягивают грузовой канат, снимают кран с выносных опор и вывертывают винты стабилизирующего устройства.
Рычаг коробки отбора мощности движением от себя должен быть установлен в положение, соответствующее включению привода на ведущие колеса автомобиля. Когда коробка отбора мощности служит только для привода крановых механизмов, ее рычаг управления устанавливают в положение выключено.
Кран необходимо содержать в исправном и безопасном для работы состоянии, что обеспечивается уходом, предупреждающим различные неполадки.
Уход за краном сводится к выполнению ежедневного технического осмотра с устранением мелких неполадок и периодического, проводимого не реже одного раза в 10 дней, тщательного осмотра крана. При ежедневных осмотрах следует особенно внимательно проверять состояние тормозных устройств, фрикционных муфт и канатов.
Наибольшее число обрывов (лопнувших проволок), которое допускается на длине одного шага свивки каната, составляет для канатов крестовой свивки 6 X 19— 12 обрывов, 6 X 37 — 22 и 6×61—36 обрывов; для канатов односторонней свивки допускаемое число обрывов вдвое меньше. Если число обрывов превышает допустимое, то канат должен быть заменен.
Исправность редукторов проверяют на холостом ходу. Шестерни редукторов не должны стучать или шуметь. При появлении шума необходимо устранить неисправность.
При ежедневном осмотре, который производится крановщиком, должно быть очищено от пыли и грязи электрооборудование, проверены исправность крепления, отсутствие подтекания смазки в подшипниках, состояние проводов, плавность и легкость хода рукояток контроллеров, четкость фиксации их в каждом положении, а также исправность сигнала и тормозных электромагнитов.
После окончания работы крана проверяют на ощупь нагрев подшипников, корпусов электродвигателей, катушек аппаратуры и реле. Недопустимым считается нагрев, когда руку невозможно удержать на нагретой поверхности.
О неполадках следует сообщить ответственному за техническое состояние крана.
При периодических осмотрах, проводимых электриком, электродвигатели очищают от пыли и грязи, проверяют крепление щеток и кабелей к щеткодержателю и щеткодержателя к пальцу, состояние нажимного механизма щеткодержателя и износ щеток, состояние контактных поверхностей, изоляции проводов, а также состояние подшипников с добавлением или заменой смазки.
При осмотре автоматов-пускателей проверяют легкость хода подвижных частей, взаимное расположение подвижных и неподвижных главных и блокировочных контактов, регулируют нажатие контактов.
При осмотре контроллеров проверяют легкость и плавность хода рукояток, очищают от нагара контакты.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу тормозных электромагнитов, требуется регулярный и тщательный уход за ними, который должен проводиться одновременно с осмотром и обслуживанием механической части тормозов. При среднем режиме работы осмотр и регулирование должны осуществляться 1—2 раза в неделю.
При этом необходимо очищать от пыли и грязи детали электромагнитов, проверять затяжку болтов крепления электромагнитов и их катушек, регулярно смазывать подвижные части, периодически контролировать величину хода якоря, а после замены тормозных обкладок восстанавливать наименьший зазор между обкладками и шкивом тормоза, оставляя ход якоря наименьшим.
Сопротивления также должны быть очищены, так как при загрязнении ухудшается вентиляция — охлаждение. При этом должна быть проверена плотность затяжки всех контактов и целостность элементов сопротивлений.
При осмотре кольцевого токоприемника производят очистку его от пыли и грязи, проверяют состояние щеток, щеткодержателей и кабелей, а также плотность затяжки контактных соединений.
Смазка механизмов, узлов и деталей существенно влияет на работоспособность и срок службы крана. Отсутствие, недостаток или низкое качество смазки приводят к нагреву трущихся поверхностей, их ускоренному износу, а также образованию задиров и выходу деталей из строя. Поэтому необходимым условием для нормальной работы автомобильного крана является правильная и своевременная смазка механизмов, агрегатов и деталей, проводимая в полном соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. В картах и схемах смазки приводятся необходимые сведения о применяемых смазочных материалах, указываются точки смазки, а также сроки и способы добавления или замены смазки.
При выполнении смазочных операций необходимо принимать меры к тому, чтобы вместе со смазкой в механизмы не попали песок, земля и другие примеси.
Все открытые шестерни, а также беговые дорожки круга катания перед смазкой следует очистить от грязи.
Наибольшее распространение для смазки кранов получили индустриальные и автотракторные масла и консистентные смазки: солидолы, консталины, графитовая и канатная мази.
В качестве заменителя можно использовать солидол с добавлением 5—10% битума марки III.
Смазка канатов производится протиранием тряпкой, пропитанной мазью, или пропусканием каната через ванну с подогретой мазью. Расход смазочного материала для каната составляет примерно 3 г на 1 ж длины и 1 мм диаметра каната. Например, для смазки каната диаметром 15 мм, длиной 30 м требуется 3 X 15 X 30 = 1350 г мази. Зубчатую передачу поворотной части крана и беговые дорожки круга катания рекомен дуется смазывать графитной смазкой.
Неисправности выявляются при проверке технического состояния и осмотрах крана во время его работы, а также в процессе ремонта. Устранение неисправностей в объеме текущего ремонта, т. е. с заменой отдельных деталей, промывкой или регулированием механизмов без разборки или с частичной разборкой узлов, выполняется в зависимости от сложности работ крановщиком или другими специалистами (слесарем, электриком) при участии крановщика.