Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Общие сведения о производстве и профессии
Работа крана состоит из ряда операций: захват отдельного штучного груза (или пакета), его подъем и перемещение к месту назначения, опускание и отцепка груза, подъем и перемещение грузозахватного устройства или приспособления в исходное положение для захвата, подъема и перемещения следующего груза. Эти операции чередуются в определенной последовательности, повторяясь через определенные промежутки времени (циклы).
Краны относятся к грузоподъемным машинам прерывного, или цикличного, действия в отличие от транспортирующих машин непрерывного действия (например, конвейеров), которые перемещают грузы непрерывным потоком. Стреловые краны подразделяют на несколько групп, наиболее многочисленной из которых является группа самоходных кранов. От других кранов стрелового типа (например, башенных) самоходные краны отличаются тем, что имеют специальное ходовое устройство для независимого перемещения по местности и комплектуются различными видами сменного стрелового оборудования, что позволяет использовать краны на разнообразных работах и сравнительно быстро изменять их рабочие параметры. Они обладают большой маневренностью в пределах строительной площадки. Монтаж и демонтаж самоходных кранов, подготовка площадок для их эксплуатации и передвижения, а также перебазирование крана с объекта на объект осуществляются проще, быстрее и дешевле.
Подвижные транспортные машины, предназначенные для транспортировки и работы со специальными грузами, представляют особую группу специальных машин, позволяющих перевозить груз в определенных условиях окружающей среды. Особенностью конструкции таких машин является их высокая мобильность, плавность хода, автономное энергообеспечение, работа с перевозимым грузом без вспомогательных внешних грузоподъемных и грузоперемещающих устройств, сохранность груза при транспортировке и работа с ним в различных температурных условиях и при атмосферных осадках, скрытность от внешних наблюдателей и возможность наибольшей автоматизации проводимых операций.
Основой транспортно-стыковочного агрегата является шасси колесной или гусеничной машины требуемых габаритов и грузоподъемности. На шасси монтируетс специальный термостатируемый контейнер для размещени груза и манипулятор, обеспечивающий проведение необходимых рабочих операций с грузом. Такие специальные мобильные машины (агрегаты) получили название изотермических транспортно-стыковочных (ИТСМ).
Наиболее широкое распространение в нашей стране получили транспортно-стыковочные агрегаты, использующие шасси колесных автомашин ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, УРАЛ, Брянского и Курганского автозаводов.
Конструкции манипуляторов, монтируемых на этих машинах, различны и зависят как от массы груза, так и от назначения, обусловленного требованиями к работе с грузом. В основном применяют конструкции манипуляторов портального и стрелового типов. Портальные манипуляторы позволяют обеспечить наибольшую скрытность и автоматизацию рабочих операций с грузом, а стреловые -имеют широкие возможности по выполнению грузовых операций без строгой ориентации положения груза относительно машины.
Учитывая широкое применение манипуляторов для различных работ, связанных не только со специальными грузами, рассмотрены и машины – эвакуаторы. Эвакуаторы являются самоходными специальными транспортными средствами, оборудованными манипулятором и предназначенными для оказания необходимой помощи
и дорожной транспортной технике, находящейся в аварийной ситуации.