Машинист крана-манипулятора 6-го разряда
Аварийно-спасательные агрегаты (эвакуаторы)
Аварийно-спасательные агрегаты (АСА) представляют собой группу специальных машин, предназначенных для проведения эвакуационных работ различных транспортных средств, находящихся в аварийной ситуации.
АСА оборудованы специальными манипуляторами с грузоподъемными, грузоперемещающими устройствами, траверсами и другими механизмами, необходимыми для проведения работ по подъему, вытаскиванию из кювета потерпевшего аварию транспортного средства и его последующей транспортировки. Обща схема таких машин, классифицируемых по грузоподъемности, показана на рис. 25. Наибольшее распространение получили АСА системы Вго Wгесkег, разработанные в Швеции и монтируемые на шасси автомобилей «СКАНИЯ». На рис. 26 показан общий вид АСА для эвакуации тяжелых транспортных средств, потерпевших аварию на дороге.
Максимальна грузоподъемность такой машины 25 т, высота подъема манипулятором груза 4,5 м, максимальна вертикальна нагрузка на вилочное буксирное устройство при транспортировке аварийной автомашины 10 т. Транспортировка аварийной машины осуществляется при приподнятой ее передней или задней части специальной траверсой,
подведенной либо под кронштейны рессор, либо крепящейся к осям колес или поперечине собственной рамы аварийной машины. Главная лебедка (рис.26, поз.9) оборудована стальным тросом длиной 40 м, диаметром 25 мм и имеет наибольшее тяговое усилие 340 кН и две тяговые скорости вращения барабана: 20 и 2,3 об/мин.
Переход с одной скорости на другую (малую) осуществляется автоматически после достижения усилия величиной 38 кН.
Для расцепления барабана и свободного вытравливания каната (троса) привод лебедки имеет пневмоприводную муфту, а манипулятор оснащен направляющим роликовым приспособлением для каната лебедки. При особо тяжелых режимах работы лебедки, требующих удвоенного тягового режима, машина оборудована полиспастной системой. На АСА предусмотрена дополнительна лебедка, монтируема на стреле, имеющая длину троса 40 м и тяговое усилие 100 кН. Направляющие ролики дополнительной лебедки позволяют затягивать канат с грузом под углом до 90° относительно оси АСА. Лобовая лебедка установлена на усиленном толкающем бампере, имеет тяговое усилие 70 кН и диаметр каната 16 мм при длине 40 м. Грузоподъемные и грузоперемещающие устройства АСА имеют гидравлический привод, работающий от поршневого насоса, приводимого в действие от механизма отбора мощности через карданный вал. Работу манипулятора обслуживают два гидроцилиндра двухстороннего действия. Работа главной лебедки, стрелы манипулятора и дополнительной лебедки может осуществляться от выносного пульта управления на расстоянии до 20 м.
Одна из схем транспортировки эвакуируемой машины после аварии представлена на рис.27.