Машинист экскаватора 6 разряда
Устройство и технические характеристики роторного траншейного экскаватора
Роторные траншейные экскаваторы предназначены для рытья траншей под инженерные коммуникации (газопроводы, водопроводы, кабели связи и др.). Отличительной особенностью роторных траншейных экскаваторов, выпускаемых в нашей стране, является способность отрывать траншеи не только в талых, но и в мерзлых грунтах при глубине промерзания 0,6—0,8 м, а экскаваторы ЭТР-132Б и ЭТР-253А могут разрабатывать грунт при глубине промерзания 1 — 1,5 м. Для разработки траншей с откосами крутизной до 1 : 0,25 на роторных экскаваторах устанавливают пассивные ножевые откосники.
Экскаватор ЭТР-132Б предназначен для отрывки узких траншей прямоугольного профиля шириной 0,23—027 м в мерзлых и талых грунтах. Рабочее Оборудование полуприцепное, режущими и транспортирующими грунт элементами ротора являются 18 зубьев. Благодаря балансирной подвеске рабочего оборудования можно отрывать траншею с вертикальными стенками на косогоре. Экскаватор обеспечивает одновременно с отрывкой траншеи буксировку тележки с кабельным барабаном и укладку кабеля.
Экскаваторы ЭТР-161 и ЭТР-162 могут отрывать траншеи глубиной до 1,6 м в грунтах I—IV категорий.
В качестве базы экскаватора ЭТР-161 использован трактор Т-74, в трансмиссию которого для получения скоростей рабочего хода введена дополнительная понижающая четырехступенчатая коробка передач.
Экскаватор ЭТР-162 создан на базе трактора ДТ-75. В трансмиссию трактора введен гидромеханический планетарный ходоуменьшитель, обеспечивающий бесступенчатое регулирование скорости рабочего хода.
Наибольшее распространение получили экскаватор ЭР-ТАМ и его модификации ЭР-7Е, ЭР-7Т и др., обеспечивающие разработку траншей глубиной 1,8—2,2 м и шириной 0,8—1,7 м. Тягач этих экскаваторов выполнен на базе трактора Т-100М.
Экскаваторы ЭР-7Е, ЭР-7П и ЭР-7Т отличаются от ЭР-7АМ в основном размерами рабочего оборудования. Для разработки траншей под кабели, трубопроводы малого диаметра, а также для нарезания щелей в мерзлом грунте с последующей разработкой массива грунта другими землеройными машинами или взрывным способом разработана еще одна модификация экскаватора ЭР-7АМ — ЭР-7К. Одновременно с рытьем траншеи экскаватор может буксировать тележку массой до 8,5 т с кабелем или пластмассовой трубой. Эксплуатация машины возможна при температуре окружающего воздуха до —40 °С.
Отличительной особенностью экскаватора ЭТР-204, который заменит экскаватор ЭР-7АМ, является объемный гидропривод рабочего хода и навесное рабочее оборудование. Экскаватор предназначен для разработки траншей глубиной до 2 м и шириной 1,2 м. Применение объемного гидропривода рабочего хода позволяет бесступенчато регулировать рабочие скорости, наиболее полно использовать мощность двигателя, повысить производительность машины.
Рис. 1. Экскаватор ЭТР-132Б
Рис. 2. Экскаватор ЭР-7АМ
Рис. 3. Экскаватор ЭТР-204 в транспортном положении: 1— тягач, 2 и 3—механизмы подъема задней и передней частей рабочего оборудования, 4 — рама тягача, 5 — шарнирная цепная передача, 6 — привод конвейера, 7— конвейер, 8— рама рабочего оборудования, 9 — поддерживающий ролик, 10—рама ротора, 11 — зачистное устройство, 12 — направляющий ролик, 13 — ротор, 14 — ковш, 15 — вал привода ротора, 16 — редуктор привода ротора, 17 — муфта предельного момента, 18 раздаточный редуктор, 19 — бортовой редуктор, 20 — ведущая звездочка
Применение навесного рабочего оборудования дает возможность отрывать траншеи без аппарелей заглубления, упрощает технологию производства работ, позволяет выглублять рабочий орган из траншеи при технической неисправности и др. Экскаваторы ЭТР 223 и ЭТР-224 отличаются от экскаватора ЭТР-204 размерами разрабатываемых траншей и вызванными в связи с этим некоторыми изменениями отдельных узлов и механизмов. Экскаватор ЭТР-253А предназначен для разработки траншей глубиной до 2,5 м и шириной 2,1 м. В нем применен электрический привод ротора и конвейера и гидравлический привод подъема рабочего оборудования. Обеспечение необходимых скоростей рабочего хода достигается за счет введения в электрическую схему трактора магнитною усилителя с обратными отрицательными и положительными связями.