Машинист экскаватора 6 разряда
Устройство и технические характеристики цепного траншейного экскаватора и дреноукладчика
Цепные траншейные экскаваторы предназначены для отрывки траншей в грунтах I—III категорий. Они отрывают траншеи с ровными стенками и дном, поэтому перед укладкой трубопроводов или кабелей не требуется дополнительных планировочных работ. Отвалы грунта располагаются в непосредственной близости от бровки траншеи, что удобно для последующей засыпки.
Промышленность выпускает цепные траншейные экскаваторы различные как по компоновке, так и по конструкции рабочего оборудования. Экскаваторы на пневмоколесном ходу выпускают на базе колесных тракторов, экскаваторы на гусеничном ходу — на базе гусеничных тракторов или собственных гусеничных шасси. Рабочее оборудование экскаваторов ЭТЦ-161, ЭТЦ-165, ЭТЦ-252 и ЭТУ-354А скребковое, а экскаватора ЭТУ-354 — ковшовое.
Рабочее оборудование экскаватора ЭТЦ-161 состоит из цепного рабочего органа скребкового типа и шнекового конвейера. Спереди на трактор устанавливают бульдозерный отвал. Привод рабочего оборудования предусмотрен от вала отбора мощности трактора через редуктор с муфтой предельного момента. Привод рабочего хода осуществляется гидростатической передачей, бесступенчатое регулирование рабочей скорости производится с помощью регулятора потока.
Экскаватор ЭТЦ-165 выполнен на базе универсального колесного трактора МТЗ-82. Два ведущих моста базового трактора обеспечивают высокие тягово-сцепные качества экскаватора. Автоблокировка дифференциала заднего моста снижает буксование и улучшает прямолинейность движения машины при работе экс-кавационным и бульдозерным оборудованием.
Возможность поворота бульдозерного отвала в плане и выдвижение его в сторону за колею трактора позволяют производить засыпку при движении параллельно траншее, что резко повышает производительность.
Экскаваторов ЭТУ-354, ЭТУ-354А и ЭТЦ-252 предназначены для отрывки траншей прямоугольного и трапецеидального сечения глубиной до 3,5 м, шириной по дну до 1,1 м и шириной по верху до 2,8 м в грунтах I—III категорий с каменистыми включениями размером до 200 мм. Цепные откосообразователи экскаватора ЭТУ-354А оснащены поперечными цепями, что обеспечивает более эффективное обрушение грунта.
Рис. 1. Экскаватор ЭТЦ-161: 1 — зачистное устройство, 2 — рабочий орган, 3 — редуктор привода рабочего органа, 4 —турасный вал, 5 — гидромеханический ходоуменьшитель, 6 — трактор «Беларусь» МТЗ-50, 7 — гидроцилиндр подъема бульдозера, 8 —бульдозер, 9 — шнековый конвейер
На экскаваторах ЭТУ-354 и ЭТУ-354А применяют сменное оборудование, предназначенное для разработки мерзлых грунтов с глубиной промерзания до 1 м.
Экскаватор ЭТЦ-252, который заменяет экскаваторы ЭТУ-354 и ЭТУ-354А, имеет ряд преимуществ перед ними: более мощный двигатель, удобная кабина машиниста, бесступенчатое регулирование скоростей рабочего хода, рациональная навеска рабочего органа, гидропривод конвейера. Бее это позволяет улучшить условия труда машиниста, резко повысить производительность, улучшить приспособляемость экскаватора к грунтовым условиям.
Цепные траншейные экскаваторы обычного исполнения не могут разрабатывать прочные и мерзлые грунты, поэтому для выполнения этих работ создается специальный экскаватор ЭТЦ-208.
Рабочее оборудование этой машины представляет собой гусеничную цепь, оснащенную резцами и скалывающими клиньями. Рабочее оборудование и поперечный конвейер приводятся от вала отбора мощности трактора через специальный редуктор. Привод рабочего хода обеспечивается гидромеханическим ходо-уменьшителем.
Экскаватор-дреноукладчик представляет собой цепной траншейный экскаватор со специальным оборудованием и системами для строительства закрытого горизонтального дренажа (табл. 19). В зонах избыточного увлажнения используют экскаваторы-дреноукладчики ЭТЦ-202 и ЭТЦ-202А, которые отрывают траншею шириной 0,5 м в грунтах I—II категорий с наличием отдельных камней размером до 35 см.
Экскаваторы-дреноукладчики оснащены системами автоматического выдерживания заданного уклона дна траншеи, что позволяет укладывать дренаж как на ровной местности, так и на трассах с поперечным уклоном до 3, с продольным до 5° и при наличии местных неровностей до 15 см. Экскаваторы имеют ковшовое рабочее оборудование и ленточный отвальный конвейер.
Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202А (рис. 38) является модернизированной моделью экскаватора ЭТЦ-202, оборудован универсальным трубоукладчиком, который позволяет укладывать как керамические, так и пластмассовые дренажные трубы. Экскаватор имеет гидромеханическую трансмиссию рабочего передвижения, обеспечивает разгрузку грунта на любую сторону.
Для строительства дренажа в зонах искусственного орошения созданы экскаваторы-дреноукладчики с глубиной копания до 4 м. В настоящее время для укладки дренажа глубиной до 4 м применяют дреноукладчики типа ЭД-3,0; Д-658 и Д-659.
Экскаваторы-дреноукладчики типа Д-659, получившие наибольшее распространение, представляют собой цепной траншейный экскаватор на гусеничном ходу со специальным оборудованием, предназначенный для строительства горизонтального дренажа глубиной до 4 м из гончарных труб диаметром 100—200 мм с одновременной изоляцией их песчано-гравийным фильтром и последующей засыпкой траншей грунтом. Тягач экскаватора сконструирован на базе узлов трактора Т-100М и роторного траншейного экскаватора ЭР-7А. Рабочий орган дреноукладчика Д-659А(Б) цепной ковшовый. Ковшовая цепь, звездочки турасного вала и огибные ролики унифицированы с соответствующими деталями экскаватора.
Рис. 2. Экскаватор ЭТУ-354А: 1 — гусеничный ход, 2 — лебедка, 3 -коробка передач, 4 — двигатель, 5— кабина, 6 — турасный вал, 7 — откосообразователи, 8 — рабочий орган, 9 — верхняя рама, 10 — конвейер
Рис. 3. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202А: 1 — трубоукладчик, 2 — рама рабочего органа, 3 — ковшовая цепь, 4 — гидроцилиндр подъема рабочего органа, 5 — пилон, 6 — рама гусеничного хода, 7 — конвейер, 8 — кабина 9 — гусеничная цепь, 10 — бортовой фрикцион, 11 — капот, 12 – двигатель, 13 — рама экскаватора, И барабан для пластмассовых труб, 15 — фара, 16 — привод рабочего органа, 17 — направляющее кольцо для пластмассовых труб, 18 — датчик