Машинист экскаватора 6 разряда
Техническое обслуживание экскаваторов в зимнее время
Основными факторами, влияющими на работу экскаваторов в зимнее время, являются:
1) резкое повышение вязкости картерных масел и трансмиссионных смазок;
2) повышение вязкости топлива;
3) трудность поддержания в системе охлаждения соответствующих температур для сохранения оптимального теплового режима двигателя;
4) возможность замерзания воды и других охлаждающих жидкостей в системе охлаждения;
5) ухудшение работы системы зажигания бензиновых двигателей и электростартеров;
6) повышение вязкости рабочих жидкостей гидравлических и тормозных систем;
7) ухудшение условий работы пневматических систем управления;
8) сложность разработки мерзлых грунтов;
9) частые поломки рабочих органов и ходовых тележек гусеничных экскаваторов не только вследствие промерзания грунтов, но и из-за хладноломкости применяемых в их конструкциях металлов. Согласно ГОСТ 11555—65, экскаваторы, кроме изготовленных в северном исполнении, должны работать при температуре наружного воздуха от 40° С до —40° С.
Резкое увеличение вязкости картерных масел и трансмиссионных смазок из-за их остывания — одна из причин трудности запуска двигателей в зимнее время. При запуске холодного двигателя ненормальная циркуляция масла в системе приводит к повышенному износу деталей (цилиндров, поршневых колец и др.). Увеличение вязкости трансмиссионных смазок может привести к потере 40—50% мощности двигателя.
Основным способом обеспечения нормальной смазки экскаваторов является обязательное применение зимних сортов масел и заливка их в систему смазки в подогретом (до 70—80° С) состоянии. Нельзя допускать нагрева их до температуры кипения.
Подогревать масло рекомендуется в масловодогрей-ках, специальных маслогрейках или в горячей воде во избежание пригорания масла, которое неизбежно при разогреве его непосредственно на открытом огне или углях.
При длительных перерывах в работе масло необходимо сливать из картера сразу после остановки двигателя.
Топливо и обслуживание топливной системы
1. В зимних условиях рекомендуется применять топливо следующих марок:
для бензиновых пусковых двигателей — бензин А-66, для дизелей —ДЗ и ДЛ (ГОСТ 4749—49), А и 3 (ГОСТ 305—62)..
Керосин и дизельное топливо нужно тщательно перемешать в чистой посуде. При заправке нельзя допускать, чтобы в бак попали снег, вода и грязь. Если в заправленном топливе обнаружится вода, ее нужно удалить. Для этого топливо оставляют на морозе, чтобы вода замерзла, а затем процеживают, удаляя таким образом образовавшиеся льдинки.
2. При резких колебаниях температуры зимой в топливных баках конденсируются находящиеся в воздухе водяные пары, поэтому при заправке топлива в пустой бак или при дозаправке желательно дизельное топливо подогреть до температуры не выше 60° С и перед заправкой обязательно слить осадок и воду из отстойника бака и фильтров.
3. Целесообразно при подготовке экскаваторов к зиме утеплять топливопроводы, фильтры и баки листовым асбестом толщиной 4—6 мм или слоем обмазки, покрытым сверху тканью, или листовым железом толщиной 0,8—1,25 мм.
В особо суровых зимних условиях топливные баки покрывают массой из асбестовой крошки или асбестовой муки (35%), древесных опилок (30%), огнеупорной, глины (20%) и жидкого стекла (15%). Предварительно поверхность бака покрывают водостойкой краской или лаком, а затем сеткой из мягкой проволоки диаметром 0У6—1 мм с ячейками 100ХЮ0 мм. На нее накладывают слой обмазки толщиной 20—25 мм и после просушки влажную еще массу обматывают матерчатой лентой. Топливопроводы также утепляют листовым асбестом или асбестовой обмазкой.
Охлаждающие жидкости и обслуживание системы охлаждения
1. При температуре воздуха не ниже —20° С охлаждающей жидкостью может служить вода, но заливать ее нужно в горячем состоянии, чтобы перед запуском предварительно прогреть двигатель.
Для этого необходимо:
1) открыть сливной краник радиатора и сливное отверстие пробки;
2) пропустить через» систему охлаждения 3—4 ведра воды, нагретой до температуры не выше 40—50° С (во избежание образования трещин в головках цилиндров из-за попадания,на холодный металл горячей воды); при этом воду через сливные кран и пробку сливают до тех пор, пока из них не потечет вода;
3) закрыть сливной краник пробкой и без промедления заполнить систему горячей водой с температурой 80—90° С;
4) закрыть заливную горловину крышкой и приступить к запуску двигателя.
2. При температуре воздуха ниже —12° С иногда приходится заправлять систему охлаждения водой с температурой около 90° С через радиатор трехкратно. Запускать пусковой двигатель и дизель при отсутствии горячей воды в системе охлаждения запрещается. Во время неоднократной перезаправки системы охлаждения горячей водой целесообразно радиатор дизеля закрыть чехлом.
3. Во время работы машины необходимо, чтобы температура воды в системе была не ниже 75° С, а во время остановок радиатор был прикрыт капотом и вода не остывала ниже 45° С.
4. В случае остановки экскаватора более чем на час воду из системы необходимо слить. Температура воды при этом должна быть около 50° С. Сливать из системы воду с более высокой температурой запрещается во избежание образования трещин в блоке цилиндров. Нельзя также сливать воду, остывшую до температуры ниже 45° С, так как она во время слива может замерзнуть в радиаторе, головке блока или сливном кране.
5. Обязательно следует проверить, полностью ли вода вытекла из системы; для этого открывают крышку заливной горловины, прокручивают коленчатый вал рукояткой и закрывают заливную горловину крышкой.
6. Сливной кран должен оставаться открытым на все время простоя экскаватора.
7. В зимнее время радиатор системы охлаждения должен быть обязательно утеплен. Это важно потому, что на холостом ходу и при малых нагрузках двигателя вода в нижней части радиатора может замерзнуть, а это в свою очередь может вызвать закипание воды в верхней части радиатора.
В очень большие морозы можно закрыть радиатор чехлом и во время работы экскаватора, если на ощупь заметно остывание некоторой части системы охлаждения, дать прогреться дизелю, сливая при этом охладившуюся воду и заливая одновременно горячую воду.
8. При температуре воздуха ниже —20° в систему охлаждения заливают антифризы (низкозамерзающие смеси) марок 65, 40 или их смеси в любой пропорции.
9. Температура замерзания антифриза марки 65 (около 65% этиленгликоля и около 35% воды), удельный вес которого 1,085—1,090, не выше —65°, а температура замерзания антифриза марки 40, удельный вес которого 1,0675—1,0725 (около 50% этиленгликоля и 50% воды), не выше —40°.
10. Благодаря высокой точке кипения этиленгликоля (197°) из смеси выкипает в первую очередь вода. Если в смеси останется всего 10% воды, то температура замерзания такой смеси повысится до —30°. Поэтому необходимо через каждые 40—50 ч работы двигателя брать пробу из антифриза и проверять температуру замерзания. Когда она дойдет до —35°, необходимо долить в систему чистую воду.
П. Антифриз очень ядовит — при попадании его даже в небольших количествах в желудочно-кишечный тракт происходит тяжелое отравление, часто со смертельным исходом. Поэтому с ним нужно обращаться осторожно и хранить в закрывающейся посуде.
Антифриз дорогой; его необходимо беречь и всякий раз по окончании работы и остановки двигателя на длительный срок антифриз необходимо сливать из системы охлаждения в специальную посуду, а перед заправкой в двигатель прогревать в специальных водогрейках.
12. Заправлять антифризом систему охлаждения необходимо в такой последовательности:
1) накрыть двигатель и радиатор теплым капотом;
2) закрыть сливной краник и пробку, открыть заливную горловину радиатора и залить в систему охлаждающую жидкость, нагретую до температуры 60—70°;
3) после заправки системы слить 10% жидкости, так как антифриз при нагревании сильно увеличивается в объеме. Сливать жидкость можно после охлаждения ее до температуры 5—10°.
13. Перед началом работ или в конце зимнего периода необходимо промыть систему охлаждения и удалить из нее образовавшуюся накипь.
Рекомендуется следующий состав для удаления накипи:
1) соляная кислота (ГОСТ 1382—69) — 7 л; < 2) соляная синтетическая кислота (ГОСТ 857—69) — 6 л;
3) ингибирт ПБ-5 — 0,2—0,3 кг;
4) технический уротропин — 2,5 кг;
5) смачиватель ОП-6 или ОП-10—0,3 кг;
6) пеногаситель (амиловый или изоамиловый спирт; скипидар) —0,1 кг;
7) вода — 100 л.
14. Перед удалением накипи надо снять термостаты и заливать смесь в систему охлаждения предварительно прогретого двигателя, после чего дать ему проработать 10—15 мин при температуре не выше 50° С. Удаление накипи производят несколько раз, после чего промывают систему горячей водой по 3—5 мин, затем заливают ней трализующий раствор (5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия), нагретый до 80—85°С, и держат его в системе 15 мин. Затем систему вновь промывают чистой водой. Чтобы уменьшить возможность образования накипи целесообразно при остановке двигателя воду из системы спускать в чистую посуду для ее последующей заправки.
15. Заправка в зимнее время охлаждающей жидкости должна производиться после предварительного подогрева ее до 80—90° С при утепленной системе охлаждения (радиатор закрывается шторкой, щитком или чехлом). Спускные краны системы должны быть открыты до тех пор, пока из: них не пойдет горячая жидкость.
Обслуживание электрической системы
1. При низких температурах мощность электростартеров, применяемых для запуска дизелей и пусковых двигателей, понижается из-за снижения отдачи аккумуляторной батареи. Так, при понижении температуры электролита от 25° до минус 20° С вращающийся’ момент стартера уменьшается на 30—35%.
Из табл. 80 видно, как влияет плотность электролита на температуру его замерзания.
2. При эксплуатации пускового электрооборудования в зимнее время необходимо:
1) при пуске Двигателя на холодных батареях включать стартер не более 5—7 раз и не больше каждый чем на 5—7 сек;
2) батареи держать все время полностью заряженными;
3} при длительных перерывах аккумуляторы снимать с экскаватора и хранить в относительно теплом помещении, при длительном хранении батарей температура в помещении должна быть отрицательной во избежание саморазряжения батареи;
4) батарею при установке на экскаватор утеплить, установив ее в ящике с прослойкой войлока, или искусственно обогреть батарею нагревательными лампами, каталитическими печами, теплым воздухом от двигателя и т. п.