Машинист экскаватора 6 разряда
Техническое обслуживание экскаваторов и систем их управления
Техническое обслуживание экскаваторов проводится в соответствии с инструкцией по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин СН 207—68.
Система ППР, установленная инструкцией, предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания или ремонта экскаваторов после отработки каждой машиной определенного количества часов.
Техническое обслуживание экскаваторов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа деталей и сопряжений путем своевременного проведения регулировочных работ, смазки машин, выявления возникающих дефектов и устранения их.
Техническое обслуживание экскаваторов подразделяют на:
ежесменное техническое обслуживание, выполняемое в течение рабочей смены (ЕО);
периодическое техническое обслуживание, выполняемое после отработки экскаватором определенного количества часов (ТО).
Инструкцией СН 207—68 установлены нормы по техническому обслуживанию и ремонту строительных машин и двигателей.
Время, затрачиваемое на проведение ежесменного обслуживания (0,5—0,6 ч), учтено в Единых нормах и расценках на строительные и монтажные работы (ЕНиР).
Ремонт, производимый ежесменно
Ковшовая рама и механизм черпания
1) Осмотр и проверка соединений ковшовой цепи с заменой негодных цепных болтов (пальцев) и шплинтов.
2) Проверка натяжного устройства туруса (выдвижного барабана).
3) Проверка состояния боковых растяжек ковшовой рамы.
4) Проверка состояния направляющих полозков и замена их в случае надобности.
5) Проверка соединений троса на ковшовой раме.
6) Проверка направляющих роликов и осей.
7) Проверка состояния ковшовых скребков (ножей), крепление ослабших заклепок скребков.
8) Осмотр узла механизма цепных блоков. Подтяжка подшипников и болтов цепных блоков.
9) Осмотр масленок. Замена неисправных масленок, осмотр отверстий для жидкой смазки и установка отсутствующих пробок.
10) Проверка состояния смазки, очистка ковшей, рамы и °Ункера от глины.
Ходовая платформа экскаватора
1) Проверка крепления подшипников, подтяжка ослабших болтов, проверка смазочных отверстий и подачи смазки.
2) Проверка рычагов управления.
3) Проверка крепления шкивов и шестерен на шпонках.
4) Осмотр фрикционов и проверка их работы.
5) Осмотр и проверка состояния ремней и их швов. Перешивка ремней в случае необходимости.
6) Проверка креплений опорных станин. Подтяжка ослабших креплений.
7) Осмотр ходовых осей и колес.
8) Смазка ходовых механизмов.
9) Уборка помещения кабины и обтирка частей механизмов.
10) Исправление ограждений механизмов.
Подъемный механизм и тросы
1) Осмотр креплений троса. Подтяжка ослабших креплений.
2) Осмотр и регулировка фрикционов лебедки.
3) Осмотр подшипников, проверка смазочных отверстий, подтяжка ослабших болтов.
4) Смазка механизмов.
5) Осмотр блоков троса.
Ковшовая рама и механизм черпания
1) Проверка и крепление швов всей конструкции рамы.
2) Проверка ползуна. Замена винтов и винтовых гаек. Замена негодных направляющих роликов и осей.
3) Замена негодных ковшей и звеньев цепи.
4) Смена гребней цепных блоков.
5) Проверка валов с заменой негодных.
6) Пригонка подшипников. Замена негодных шарикоподшипников.
7) Замена обода натяжного барабана, наплавка бандажей колес барабана.
8) Осмотр и замена негодных осей шарниров рамы.
9) Пригонка резьбы натяжных хомутов и штанг боковых растяжек.
Ходовая платформа экскаватора
1) Капитальный ремонт двигателя.
2) Капитальный ремонт силовой электропроводки и аппаратуры.
3) Осмотр и замена электрического кабеля.
4) Проверка и замена негодных валов и осей.
5) Осмотр подшипников, замена вкладышей, замена негодных шарикоподшипников.
6) Крепление конструкции кабины и платформы.
Подъемный механизм и тросы
1) Проверка валов и замена валов, пришедших в негодность.
2) Проверка фрикционов с заменой негодных деталей.
3) Проверка швов стрелы-укосины.
4) Осмотр и замена негодных блоков.
Моторист должен знать объем работы по всем разделам ремонта и график их выполнения.
Многоковшовый экскаватор обслуживается, кроме моториста, который непосредственно занят управлением работой механизмов экскаватора, еще и штатом подсобных рабочих, как-то: рабочим-бункерщиком, сцепщиком вагонеток, бригадой рабочих, занятых на откатке, бригадой рабочих, занятых на передвижке -путей, на подготовке карьера.
Все эти рабочие, в той или иной мере близко соприкасаясь с экскаватором, часто по заданию мастера карьера или моториста выполняют и другие работы: очищают ковши, ковшовую раму и бункер от глины, помогают мотористу вправлять вышедшую из направляющих ковшовой рамы черпаковую цепь, надевать перешитый ремень, вручную провертывая вращающиеся части механизма, и т. п. Поэтому все обслуживающие экскаватор рабочие должны быть обязательно обучены безопасным методам работы на карьере.
Каждый рабочий должен быть соответствующим образом проинструктирован, прежде чем он будет допущен к работе на карьере.
Инструктаж необходимо периодически повторять.
Само собой понятно, что моторист экскаватора должен особенно хорошо знать правила безопасности работы, выполнять их всегда и требовать выполнения этих правил всеми рабочими, соприкасающимися с экскаватором.
Мастер карьера в одинаковой степени обязан следить за выполнением правил безопасности рабочими как на всей территории карьера вообще, так и вблизи экскаватора, заботясь о целости и сохранности установленных ограждений и предохранительных приборов.
Мастер карьера, моторист экскаватора и все рабочие обязаны помнить, что малейшее нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям.
На каждом карьере должны быть вывешены правила техники безопасности для рабочих, работающих на карьере.
Ответственность за точное соблюдение этих правил лежит на мастере и начальнике карьера.
Ни один рабочий, не прошедший предварительного инструктажа о безопасных методах работы на карьере, не может быть допущен к работе на карьере.
Инструктаж этот отнюдь не должен рассматриваться руководителями карьера как формальное мероприятие, направленное к страхованию их от ответственности за несчастные случаи с рабочими. Делу обучения рабочих правилам безопасности нужно уделять серьезное внимание, добиваясь того, чтобы каждый рабочий знал как разрешенные безопасные приемы и правила работы, так и запрещенные методы работы, а также и возможные последствия нарушений установленных правил. Лишь тот инструктаж будет полезен и даст желаемый результат, который дойдет до сознания рабочих, будет ими вполне понят и усвоен.
В советской социалистической промышленности производственная обстановка, окружающая рабочего, должна гарантировать ему совершенно безопасный труд. Это налагает на руководителей нашей промышленности большую ответственность в деле создания благоприятной производственной обстановки, которая должна быть совершенно безопасной для трудящихся.
Стахановское движение среди бригад, работающих на механизированном карьере, должно развиваться на основе наилучшего использования экскаватора. Это возможно лишь при условии (бережного и разумного обслуживания машины “мотористом и создания благоприятной эксплуатационной обстановки для работы экскаватора мастером карьера.
Моторист, строго соблюдая правила технической эксплуатации экскаватора, обеспечивает тем самым исправность и работоспособность машины.
Мастер карьера регулирует режим работы на сопряженных с работой экскаватора вспомогательных участках, заботясь о том, чтобы ни один из них не тормозил нормальной работы экскаватора.
Практически это сводится к постоянному наблюдению за состоянием рельсовых путей—как главного экскаваторного, так и узкоколейного. Малейшие дефекты пути, о которых говорилось выше, могущие вызвать задержки в откатке и подаче на карьер порожняка или влекущие за собой вредные последствия для самого экскаватора, устраняются мастером карьера немедленно. Это достигается неослабным контролем со стороны мастера карьера над работой бригады путевых рабочих, проводящей планово-предупредительные ремонты путей карьера, согласно установленному графику.
Мастер карьера должен всегда помнить, что успешное-внедрение и развитие стахановских методов труда на карьере зависит во многом, если не целиком, от состояния транспорта Карьера.
Сдельщина на подсобных участках необходима потому, что в этом случае создается заинтересованность рабочих в повышении производительности труда.
Своевременно и добросовестно выполненные подсобные работы создадут лучшие возможности для работы экскаватора. Наоборот, плохо организованные вспомогательные работы неизбежно отразятся на использовании экскаватора.
Как бы ни была хорошо налажена работа моториста по уходу за экскаватором, как бы четко ни работала бригада откатчиков глины, их достижения могут быть легко сведены на нет плохой работой бригады, ведающей подготовкой карьера (съемом растительного слоя, откачкой воды или же съемом утепляющего слоя и утеплением карьера).
На практике часто наблюдаются случаи, когда эти подготовительные работы, проводимые несвоевременно и недостаточно качественно, вызывают задержки в работе основных бригад и простои экскаватора.
Причинами этого явления почти всегда оказываются плохая организация труда на данных участках и отсутствие условий, стимулирующих повышение производительности труда, так как труд рабочих на таких участках, как правило, расценивается не сдельно, а повременно.
Развивая сказанное, можно подразделить основные мероприятия, от которых так или иначе зависит развитие стахановски j,методов труда на карьере, на организационные и технические.
Ремонт, производимый раз в квартал
Ковшовая рама и механизм черпания
1) Переборка ковшовой цепи с заменой ковшей и звеньев цепи.
2) Осмотр и замена осей направляющих роликов. Наплавка ободьев роликов.
3) Осмотр подшипников валов. Шабровка и пригонка вкладышей.
4) Осмотр цапф валов.
5) Осмотр и замена сработанных осей блоков.
6) Проверка состояния заклепочных и сварных швов и крепление ослабших швов.
7) Проверка и наплавка гребней цепных блоков (звезд).
Ходовая платформа экскаватора
1) Осмотр и пригонка вкладышей подшипников осей и валов.
Подъемный механизм и тросы
1) Осмотр и пригонка вкладышей подшипников.
2) Осмотр цапф валов, шлифовка шеек.
3) Проверка сцеплений шестерен. Замена негодных.
4) Притирка конусов фрикционов.
5) Осмотр и замена негодных тросов.
Ремонт, производимый через каждые 15 дней работы экскаватора
Ковшовая рама и механизм черпания
1) Осмотр ковшовой цепи, частичная переборка ее с заменой негодных планок, звеньев, проушин и болтов (пальцев).
2) Проверка состояния гребней цепных блоков, смена их в случае необходимости или наплавка.
3) Проверка высоты ковшей. Замена негодных скребков (ножей) новыми.
4) Проверка подшипников вала цепных блоков. Чистка (возобновление) холодильников, проверка натягов вкладышей. Очистка, промывка, набивка тавотом шарикоподшипников.
Пример обслуживания экскаватора