Машинист экскаватора 6 разряда
Стрелоподъемные лебедки экскаваторов
По конструкции привода стрелоподъемные лебедки бывают шестеренными (на экскаваторе Э-652А) и червячными (на экскаваторах Э-352А, Э-1252А). При червячной лебедке стрелу поднимают и опускают с помощью двигателя, при шестеренном приводе поднимают с помощью двигателя, а опускают под действием собственного веса. В последнее время скорость опускания стрелы можно регулировать управляемым тормозом (обычно замкнутого типа) и ограничивать специальным противообгонным устройством.
Барабан стрелоподъемной лебедки у экскаваторов Э-652А размещен на промежуточном валу поворотной платформы, у экскаватора Э-352А — на валу подъемного барабана, у экскаватора Э-1252А — совершенно отдельно, в раме поворотной платформы.
Некоторые стрелоподъемные лебедки могут работать независимо от механизма поворота платформы и одновременно с ним (экскаваторы Э-652А, Э-10011 А), другие не позволяют этого (экскаваторы Э-1251А, Э-1252А, Э-352А и др.). В первом случае можно совмещать движения поворота платформы и изменения вылета стрелы, во втором совмещение невозможно, так как эти операции обычно осуществляются одним и тем же механизмом реверса и, следовательно, перед включением одного из механизмов нужно выключать (при помощи кулачковой муфты или передвижной шестерни) второй механизм.
На рис. 56, а показана конструкция стрелоподъемной лебедки с шестеренным приводом, смонтированной на экскаваторах Э-652А. Стрелоподъемный барабан установлен в подшипниках на валу. При работе крановым оборудованием барабан постоянно соединен с валом двухсторонней кулачковой муфтой, перемещающейся вдоль вала по шпонке (или шлицевой части вала). На валу свободно вращается вместе со ступицей зубчатый венец, который входит в главную трансмиссию экскаватора. На диске этой же ступицы болтами закреплен фрикционный шкив двухконусного фрикциона.
Рис. 56. Шестеренная стрелоподъемная ле-мЗедка:
а — вал лебедки с механизмами, б — тормоз стрело-подъемного барабана; 1—тормозной шкив, 2— стрело-подъемный барабан, 3 — подшипники барабана, 4 — кулачковая муфта, 5, 6, 16 — звездочки, 7 — подшипник, 8 — зубчатый венец, 9 — фрикционный шкив, 10 — фрикционные колодки, 11 — корпус пневматического цилиндра, 12 — поршень, 13 — возвратная пружина, 114 — ступица ведущего диска, 15 — вал, 17 — пресс-масленка, 18 — тормозная лента, 19 — пружины тормоза, 20 — направляющая труба, 21 — кольцо, 22 — рукоятка управления тормозом, 23 — рычаг, 24 — сбегающий конец тормозной ленты, 25 — тяга, 26 — собачка, 27 — пружина собачки, 28 — рычаг собачки
Фрикционные колодки болтами прикреплены к корпусу пневматического цилиндра и могут перемещаться вдоль вала на двух шпонках. Они постоянно отжимаются от шкива возвратной пружиной. Включается двухконусный фрикцион пневматическим цилиндром, расположенным в торце вала. Поршень цилиндра закреплен гайкой на валу. При подаче воздуха в цилиндр его корпус перемещается по валу и прижимает колодки к шкиву. Вращение передается валу и через кулачковую муфту — барабану. Таким образом стрелу поднимают.
При выключенном двухконусном фрикционе стрела удерживается в поднятом положении замкнутым ленточным тормозом, лента которого охватывает тормозной шкив барабана.
Устройство этого тормоза показано на рис. 56, б. Рабочая пружина, установленная с большой предварительной затяжкой, старается повернуть рычаг по часовой стрелке, натягивая вниз сбегающий конец тормозной ленты. Однако во время работы прямой лопатой или драглайном, когда стрела находится в постоянном положении и кулачковая муфта выключена, из-за вибрации машины и толчков при большом натяжении стрелового каната стреловой барабан может очень медленно, постепенно проворачиваться. Это сопровождается некоторым опусканием стрелы и увеличением ее вылета, что особенно опасно при работе драглайном с низко опущенной стрелой. Увеличение вылета, не замеченное вовремя машинистом, может вызвать потерю устойчивости и опрокидывание экскаватора. Поэтому, кроме описанного тормоза, установлено еще предохранительное храповое устройство с управляемой собачкой.
Внутренняя поверхность тормозного шкива выполнена в виде храповика, в зубья которого упирается собачка, прижимаемая к храповику пружиной, действующей на рычаг. При включенной собачке шкив и барабан не могут повернуться по часовой стрелке. Для опускания стрелы необходимо вначале несколько приподнять стрелу, повернув барабан против часовой стрелки. При этом освобождается собачка, ранее прижатая зубом храповика, и ее можно будет выключить, для чего нужно подтянуть вверх (по стрелке) кольцо, соединенное тягой с рычагом. Чтобы удержать собачку в выключенном положении, следует повернуть кольцо на 90° вокруг оси тяги, причем оно упрется в вырезы в трубе.
После выключения собачки можно опускать стрелу, нажимая на рукоятку (по стрелке), причем будет ослабляться тормозная лента и стрела начнет опускаться под действием собственного веса. Если опустить рукоятку, то тормоз автоматически включится пружиной. Во время работы крановым оборудованием собачка должна все время находиться в выключенном положении, а после окончания работы — включаться.
Скорость опускания стрелы ограничивается расположенным на валу главной лебедки роликовым противообгонным устройством, соединенным втулочно-роликовой цепью со звездочкой, жестко укрепленной на стрелоподъемной барабане.
Опирается вал стрелоподъемной лебедки на сферические подшипники, смонтированные в станине поворотной рамы. Один конец вала поддерживается подшипником, установленным непосредственно на валу, а второй опирается на подшипник большого диаметра, расположенный между звездочкой и шкивом. Усилие на этот подшипник передается не непосредственно с вала, а через подшипники и ступицу барабана. Подшипники смазывают с помощью пресс-масленок.
На рис. 57 показана конструкция стрелоподъемной лебедки червячного типа, устанавливаемой на экскаваторах Э-1251А и Э-1252А. Эта лебедка приводится в движение через подвижную шестерню, вводимую в зацепление с шестерней вертикального вала механизма реверса. С шестерни, перемещающейся по шлицам, вращение передается червяку, находящемуся в постоянном зацеплении с червячным колесом, установленным на валу стрелоподъемного барабана. При вращении барабана подтягивается или отпускается стреловой канат, который поднимает или опускает стрелу. Направление вращения барабана изменяется фрикционными муфтами механизма реверса.
Вал червяка установлен на подшипниках скольжения , укрепленных в поворотной раме экскаватора. Кроме того, установлен шариковый упорный подшипник, воспринимающий осевое усилие, действующее на червяк со стороны червячного колеса.
На выпускавшихся ранее машинах устанавливали бронзовый подпятник, который очень сильно изнашивался и поэтому был заменен шарикоподшипником.
Червячная передача помещена в масляной ванне корпуса. Для заливки масла и контроля за состоянием передачи предусмотрена крышка с пробкой, закрывающей отверстие, через которое заливают масло. Сливают масло через отверстие, закрытое спускной пробкой.
Рис. 57. Червячная стрелоподъемная лебедка:
1 — подшипник, 2 — приводная подвижная шестерня, 3 — червячное колесо, 4 — крышка, 5 — стреловой канат, 6 — барабан, 7 — вал, 8 — втулка, 9— спускная пробка, 10— корпус, 11 — тормозной шкив, 12 — упорный подшипник, 13 — червяк, 14 — пружина
На нижнем конце вала червяка на шпонке укреплен тормозной шкив, который охвачен неуправляемой тормозной лентой, постоянно затянутой с помощью рабочей пружины. Величину затяжки пружины регулируют гайками. Этот неуправляемый ленточный тормоз замкнутого типа, постоянно притормаживающий вал червяка от проворачивания, предотвращает самопроизвольное опускание или падение стрелы. Тормоз находится под рамой поворотной платформы и при недостаточной плотности сальника может замасливаться. Поэтому необзфдимо постоянно внимательно следить за его состоянием. В противном случае стрела может неожиданно упасть.
Вал барабана установлен в бронзовых втулках. Левая втулка смазывается из масляной ванны корпуса, а правая, так же как и подшипник , — через пресс-масленки.
При эксплуатации экскаваторов, особенно с крановым оборудованием, возможны случаи опрокидывания стрелы назад, на машину. Это может произойти при подъеме стрелы, уже находящейся под большим углом наклона к горизонтальной плоскости, вследствие заклинивания включенного фрикциона, управляющего стрелоподъемной лебедкой, и недостаточно быстрой реакции машиниста, не принявшего экстренных мер для немедленной остановки трансмиссии.
На экскаваторах устанавливают специальный механизм, автоматически останавливающий трансмиссию в момент, когда поднимаемая стрела достигает предельно допустимого угла подъема.