Машинист экскаватора 6 разряда
Смазка экскаваторов
Одним из наиболее существенных условий хорошей работы экскаваторов является правильная и своевременная смазка его механизмов и деталей. От качественной смазки всех механизмов экскаватора в значительной степени зависят производительность, срок службы машины и межремонтные сроки. Смазка мест трения доброкачественными смазочными материалами предохраняет трущиеся детали от преждевременного износа и повышает мощность двигателя, используемого для полезной работы.
Смазочные материалы следует хранить в закрытых сосудах, предохраняя от попадания воды, пыли, песка и других засоряющих веществ.
Загрязненные смазочные материалы вызывают преждевременный износ деталей и задиры трущихся поверхностей.
Смазочные материалы могут загрязняться и при нанесении их на недостаточно чистые поверхности и детали. Для удаления попавшего в подшипники песка потребуется разобрать и тщательно промыть их.
После смазки машину и все смазанные узлы нужно тщательно обтереть и удалить излишки масла.
На экскаваторах применяют как жидкие, так и густые смазочные материалы.
Экскаваторы смазывают согласно картам смазки, приведенным в инструкциях по их эксплуатации, а также в инструкциях по эксплуатации дизелей, пусковых двигателей, масляных насосов, компрессоров и экскаваторов.
Смазочные материалы должны отвечать следующим, требованиям: обладать высокой маслянистостью и создавать прочную пленку на смазываемых поверхностях, обладать вязкостью, соответствующей условиям работы деталей; термической устойчивостью и стабильностью против окисления кислородом воздуха; иметь низкую температуру застывания; небольшую испаряемость и высокую температуру вспышки; не содержать активных сернистых соединений, свободных минеральных кислот или щелочей и содержать возможно меньше органических кислот; содержать минимально допустимое количество механических примесей и воды.
Все перечисленные свойства смазочных материалов определяют путем лабораторного анализа, но некоторые из них машинист экскаватора может проверить сам, пользуясь простейшими способами.
Наличие воды и механических примесей в масле может быть установлено такими способами.
1. Масло наливают в чистую и сухую посуду. Если оно помутнеет, значит в нем есть вода.
2. Каплю масла наносят на чистое сухое бесцветное стекло. Наклонив стекло, дают пятну растечься по стеклу. Чистое масло оставляет ровный прозрачный след, загрязненное—крапинки.
3. В чистую пробирку наливают немного масла (2—3 см3) и осторожно нагревают. Если масло содержит воду, слышно потрескивание и наблюдается вспенивание масла.
4. В чистую сухую прозрачную бутылку наливают 50 г масла и разбавляют его 200—250 г чистого бензина, бутылку закрывают пробкой, смесь взбалтывают и бутылку переворачивают вниз горлышком. Все механические примеси —грязь, вода — оседают в узкой части горлышка.
Кислотность масла можно проверять следующим способом. В масло опускают чистую сухую медную пластинку на двое суток, после чего ее вынимают. Если па поверхности пластинки появится зеленый налет, то это указывает на повышенную кислотность масла. Такое масло следует немедленно направить на исследование в лабораторию.
Вязкость может быть проверена следующим образом. Берут две одинаковые пробирки, наливают в одну из них масло, вязкость которого уже известна, а во вторую наливают проверяемое масло. Уровень масла в пробирках должен быть одинаковым. Затем пробирки закрывают пробками так, чтобы между ними и маслом оставался одинаковый воздушный пузырёк, пробирки переворачивают пробками вниз и наблюдают за скоростью движения пузырьков. Во сколько раз в испытываемом масле движение пузырька будет быстрее или медленнее, во столько раз будет больше или меньше его вязкость.
На новых экскаваторах или на машинах после проведения капитального ремонта в редукторе рабочего хода, коробке передач, редукторе привода рабочего органа, редукторе привода транспортера масло следует менять через 60 ч работы.
Масло, подлежащее заливке в масляный бак гидропривода, следует хранить в опломбированной таре. Масло снабжают паспортом, свидетельствующим о соответствии его ГОСТу. Разрешается в виде исключения заливать масло из общей тары, но с предварительной проверкой его соответствия ГОСТу, с последующим отстоем и фильтрацией через трехслойный батистовый фильтр.
Категорически запрещается использовать масло, бывшее в употреблении, и масло с содержанием примесей или влаги.
Масляные баки следует заливать рабочей жидкостью в закрытом чистом вентилируемом помещении непосредственно из тары через воронки, которые должны быть промыты бензином и насухо вытерты тканью, не оставляющей на поверхности волокна. Бак можно вскрывать только непосредственно перед самой заливкой масла.
Если необходимо пользоваться промежуточной тарой (когда рабочую жидкость берут из общей тары), ее следует промывать и вытирать так же, как воронку и специальную тару.
После заливки масляных баков нужно включить насосы для заполнения рабочей жидкостью силовых цилиндров и всей гидросистемы. Заполнив гидросистему, нужно долить масло в бак до нормального уровня.
Масло меняют в гидросистеме в первый раз после обкатки (54—-100 ч работы), а в дальнейшем через каждые 450—480 ч. Внеочередную смену масла производят, при попадании в него воды, механических примесей и после нагрева до температуры свыше 90°.
При сливе масла из трубопроводов и гибких шлангов нужно разъединять линии нагнетания и слива по штуцерам в наиболее низких точках системы.
Для более полного слива масла необходимо рычаги коробки управления (распределителя) последовательно перемещать в обе стороны относительно нейтрального положения.
Перед сливом масла нужно на несколько минут включить насосы, чтобы механические примеси не успели осесть.
После промывки элементов гидросистемы бензином или дизельным топливом и их сборки систему вновь заправляют рабочей жидкостью.
В промытых трубопроводах, гидроцилиндрах и других элементах гидросистемы все отверстия следует закрывать заранее подготовленными чистыми пробками или заглушками.
Канаты смазывают специальной канатной мазью 39У (ГОСТ 5570—69). Перед смазыванием мазь должна быть подогрета, а канат предварительно очищен от грязи. При отсутствии канатной мази ее можно заменить отработанным маслом дизеля. Наносить смазку на канат можно с помощью щетки или кисти. Новые канаты перед их постановкой рекомендуется пропитать маслом в масляной ванне.
Втулочно-роликовые цепи и пальцы шарниров гусениц смазывают жидкими смазочными материалами (можно отработанными маслами двигателей). Цепь главного привода (на тех машинах, где она имеется) следует систематически очищать от грязи, через каждые 450—500 ч непрерывной работы, промывать в керосине, протирать насухо и после этого прокипятить в масле.
Для смазки экскаваторов и их двигателей (кроме двигателя У-1Д-6-250 ТК и компрессоров пневмосистем) применяют масла, приведенные в табл. 73 и 74.
Для двигателей У-1Д-6-250 ТК применяют авиационные масла МС-20 или МК-22 (летом) и МС-14 (зимой).
Для компрессоров пневматических систем — компрессорное 19 (т).
Кроме того, применяют следующие смазочные материалы для различных узлов:
жировой солидол УС-1 (зимой) или УС-2 (летом);
синтетический солидол УСс-1 (зимой) или УСс-2(летом);
индустриальная канатная смазка ИЕ;
графитная смазка УСсА;
консервационные смазки;
предохранительный состав (смазка ПП-95/5);
пушечные смазки (смазка УНЗ и ITBK).
Приведенный расход топлива соответствует нормам на эксплуатацию строительных и дорожных машин, утвержденным Постановлением Госстроя РСФСР № 608 от 15 августа 1967 г.
Расход бензина для запуска дизелей принимается летом—3% и зимой — 4,5% относительно расхода дизельного топлива.
В зимнее время нормы расхода дизельного топлива увеличиваются на 10%, при работе в северных районах — на 15% и при работе в условиях Крайнего Севера — на 20 %.