Машинист экскаватора 6 разряда
Организация работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами
Подготовка к экскаваторным работам
Правильная организация работ обеспечивает максимальную производительность экскаватора, поэтому на каждом объекте должен быть проект производства работ (ППР), а каждому машинисту экскаватора должна быть выдана технологическая карта, соответствующая выполняемой работе.
Машинист экскаватора обязан изучить эти документы и выполнять работы в строгом соответствии с ними.
Чтобы создать нормальные условия работы, необходимо выполнять следующие мероприятия, предусматриваемые проектом производства работ.
Устроить съезды к забою и выезды от него.
Устроить временные землевозные дороги и содержать их в исправном состоянии.
Установить телефонную радиосвязь между диспетчерским пунктом, местом работы экскаватора и местом укладки грунта.
Установить освещение забоев и мест укладки грунта.
Заготовить переносные щиты при работе в топких и вязких грунтах.
Установить ограждения в местах работы экскаватора.
Отвести от забоя поверхностные воды, а при наличии грунтовых вод устроить водоотлив или водопонижение.
Построить склады для топлива, смазочных материалов и обеспечить водоснабжение.
При работе зимой организовать подогрев масла и воды.
Создать запас материалов для ремонта и расширения землевозных дорог.
Построить временные сооружения, в том числе помещения для обогрева рабочих, мастерские для текущих и аварийных ремонтов и склады для хранения необходимого запаса эксплуатационных материалов (стальных канатов, запасных частей, металла). Небольшое количество экскаваторов на строительной площадке обслуживает передвижная мастерская.
Для экскаваторов с электроприводом подвести силовую линию электропередачи.
Организовать, если необходимо, буро-взрывные работы при разработке скальных грунтов.
Оттаить или разрыхлить мерзлые грунты.
Устранить с разрабатываемого участка все действующие надземные и подземные сооружения или оградить их, если они должны быть сохранены.
Разбить границы выемки и укладки грунта, а также оси движения экскаватора и работающих с ним транспортных средств. Машинист экскаватора и водители транспортных средств должны хорошо знать эти границы и не отклоняться от установленных осей движения.
Наряды нужно выписывать на основании Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР, сб. 2, выпуск I, 1969 г.).
Техника выполнения экскавации
1. Цикл работы одноковшового экскаватора состоит из следующих операций: – резания (копания) грунта; – поворота платформы для разгрузки ковша; – разгрузки ковша; – обратного поворота после выгрузки в забой; – опускания ковша в положение резания.
Продолжительность цикла — один из важнейших факторов, влияющих на производительность экскаватора. При этом особое значение имеют операции поворота платформы, составляющие 50—60% продолжительности цикла.
2. Радиус копания не должен превышать 0,7—0,9 наибольшего радиуса копания для данной марки экскаватора.
3. При врезании ковша в грунт необходимо работать на полной мощности двигателя, плавно включая его. Этим достигается постепенное увеличение толщины срезаемой стружки грунта. Разгружать ковш следует равномерно и с наименьшей высоты, не допуская сильных ударов о грунт и тем более о кузов.
4. Чтобы сократить продолжительность цикла, следует по возможности максимально совмещать операции. Например, поворот платформы на загрузку можно совмещать со следующими дополнительными операциями: с подтягиванием рукояти в сторону кабины после выведения ковша из грунта; с подъемом ковша на разгрузку; выдвижением рукояти перед установкой ковша над методом разгрузки; опусканием ковша над местом разгрузки или с разгрузкой ковша при работе в отвал.
Поворот ковша к забою можно совмещать с подтягиванием рукояти и опусканием ковша в положение резания.
Включать рычаг для следующей операции рекомендуется несколько раньше, чем закончится предыдущая, так как от движения рычага до включения механизма проходит некоторое время. У опытного машиниста все элементы цикла (операции) плавно переходят один в другой и сливаются.
5. В целях уменьшения времени, затрачиваемого на поворот платформы, следует максимально сокращать угол ее поворота, что достигается приближением места установки транспортных средств под погрузку к оси проходки экскаватора. Место установки транспортных средств указывается вешкой.
Разработку грунта следует начинать с наиболее близкой к транспортным средствам точки, а выгрузку его из ковша — с наиболее отдаленной точки кузова (платформы).
6. На производительность экскаватора отрицательно влияют простои, вызываемые передвижками Экскаватора в забое и переходами его из забоя в забой. В целях максимального сокращения этих простоев необходимо: – своевременно планировать пути передвижения экскаватора (при слабых грунтах своевременно укладывать щиты или); – удалять с пути экскаватора выступы, валуны и засыпать углубления; – переходы совершать, по возможности в дневное время.
Следует по возможности избегать больших передвижений экскаватора собственным ходом (свыше 10 км), чтобы не изнашивать ходовое устройство.
В случае если экскаватор завяз, следует, подкопав грунт, создать впереди гусениц наклонную плоскость, уложить вдоль нее настил и по нему выводить экскаватор. Ведущие колеса гусениц при этом должны быть сзади.
При спуске с горы ведущая ось гусениц должна быть впереди на случай необходимости снова подняться в гору.
Во избежание самопроизвольного повертывания поворотной рамы при передвижении экскаватора следует обязательно оставлять включенным тормоз поворотного механизма.
7. Производительность экскаватора зависит от глубины (высоты) забоя.
Рис. 28. Ковши со сплошной режущей кромкой:
а — драглайна, б — прямой лопаты, в — обратной лопаты
Применение на экскаваторах таких ковшей улучшает технические показатели экскаваторов, снижает их металлоемкость и удельную мощность. Производительность экскаватора повышается и соответственно снижается стоимость разработки грунта.
Для разрыхленных скальных пород рекомендуется применять специальные ковши или нормальные ковши емкостью не менее 1 м3. Для мелкодробленого скального грунта можно использовать экскаваторы с ковшом емкостью 0,5—0,8 м3.
Максимальная производительность экскаватора достигается при соотношении между емкостью ковша экскаватора, грузоподъемностью транспортных средств и дальностью возки, приведенном в табл. 48 и 49. Кратность соотношения емкости ковшей и кузовов автосамосвалов должна быть не менее трех и не более семи.
Разгружать ковши емкостью 1,25 м3 и выше на автосамосвалы грузоподъемностью 3,5—5 т нерационально.
Организация работ, выполняемым экскаватором с прямой лопатой
1. На производительность экскаватора влияют высота и ширина забоя.
Если высота забоя больше необходимой для наполнения ковша и грунт осыпается, то разрабатывать его нужно у подошвы забоя, подбирая осыпающийся грунт. Когда грунт не осыпается, то разработку такого забоя следует вести по частям, черпая грунт сначала сверху на глубину двух-трех стружек, а затем уже снизу.
Наиболее высокая производительность экскаватора с ковшами емкостью 0,25 и 0,5 м3 в грунтах I и III групп достигается, если ширина забоя составляет 1,5 R (R— наибольший радиус резания).
У экскаваторов с ковшом емкостью 1,0 ж3 в грунтах I и III групп самая высокая производительность достигается при ширине забоя, равном 2R, и самая низкая — при ширине забоя, равном R. В низких забоях при работе в тяжелых гидрогеологических условиях наиболее высокую производительность можно получить, используя широкие забои. Во всех остальных случаях целесообразно работать в узких забоях.
2. Для повышения производительности рекомендуется при врезании в грунт брать стружку максимальной толщины, допускаемой характеристикой экскаватора, что сокращает время набора грунта. В этом отношении большое преимущество имеют экскаваторы с независимой или комбинированной системой напора, на которых машинист может регулировать силу напора и тем самым толщину стружки.
3. В мягких грунтах забой разрабатывают прямой лопатой так, чтобы каждое последующее резание несколько перекрывало предыдущее (рис. 29). Величина перекрывания а возрастает с увеличением толщины стружки, высоты забоя и коэффициента разрыхления грунта.
4. В твердых грунтах забой целесообразно разрабатывать в шахматном порядке (рис. 30). Второе резание производят на расстоянии а от места первого резания размером менее ширины ковша, а третьим резанием забирают целик. Благодаря этому резание лобовой частью ковша выполняют с большей скоростью, чем достигается хорошее наполнение ковша.
5. В песчаных грунтах, если забой высокий, рекомендуется заполнять ковш из нижней части забоя, а во время вынужденных простоев обрушивать верхние слои путем резания толстой стружки ковшом с открытым днищем.
6. Влажные глинистые грунты следует резать тонкой стружкой, чтобы грунт не набивался плотно в ковш.
7. Скальные грунты, не поддающиеся разработке экскаватором, нужно предварительно рыхлить.
При разработке скального грунта, а также мягкого грунта с вкраплением крупных валунов, размеры которых превышают емкость ковша экскаватора, следует перемещать эти валуны ковшом к подошве откоса так, чтобы они не мешали подъезду транспорта и работе экскаватора.
8. Разработку глубоких выемок следует вести уступами (рис. 32). Сначала разрабатывают пионерную траншею лобовым или расширенным забоем, а затем боковыми забоями.
9. Для отвода ливневых вод подошва каждого уступа должна иметь уклон в сторону начала разработки, а подошва последнего уступа — проектный уклон. Если высота лобового забоя менее 2 м, то ковш целесообразно разгружать в транспортные средства, устанавливаемые на верхней бровке выемки. Этим уменьшается угол поворота платформы, а следовательно, и продолжительность цикла.
Рис. 32. Схема разработки выемки уступами с погрузкой грунта в автосамосвалы:
10. При разработке котлована для ввода экскаватора в забой устраивают съезд.
11. Если транспортные средства подают с промежутками, то в это время следует разрабатывать отдельные участки забоя, опорожняя ковш вблизи экскаватора для последующей погрузки его в автосамосвалы.
12. Поворот платформы можно начинать только после выведения ковша из грунта, одновременно передвигая рукоять в сторону кабины (на себя), чтобы во время поворота не задеть ковшом стенки забоя. Поворот платформы на выгрузку следует производить плавно, но на максимальных скоростях и с наполненным ковшом.
Целесообразно наполнять ковш при необходимости в два приема, чем тратить время на поворот с недостаточно наполненным ковшом. Не допускается разравнивать грунт на транспортных средствах ковшом с поворотом платформы.
13. Если при работе прямой лопатой в отвал платформу необходимо поворачивать на 160—180°, то ковш рекомендуется разгружать, не останавливая экскаватор и поворачивая платформу на 360°. Это дает возможность в 1,5—2 раза экономить время на разгон и торможение.
14. Когда разрабатывают выемки в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод, крутизна откосов выемок во избежание обвалов должна со
ответствовать проекту, но не более величины, указанной в табл. 50. Крутизна откосов выражается отношением высоты откоса к глубине его заложения.
15. В переувлажненных суглинистых и глинистых грунтах величину крутизны откосов следует уменьшать,
определяя ее в каждом случае в пределах между ее значением, указанным в табл. 50, и крутизной 1:1, что соответствует углу откоса в 45°.
16. При работе в вязких грунтах необходимо время от времени очищать ковш от налипшего грунта. Несоблюдение этого правила значительно снижает производительность экскаватора. Во время очистки ковш должен быть опущен на землю. Особенно часто нужно очищать его при температуре воздуха ниже 0°, так как налипший грунт быстро замерзает и очистка требует больших усилий и времени.
17. Чтобы избежать поломки транспортных средств, грунт следует выгружать с минимальной высоты, но допускающей беспрепятственное открывание днища. При погрузке скалистых грунтов ковш нужно предварительно почти опустить на платформу или автомашину и затем, открыв днище, несколько поднять его.
18. Необходимо следить за целостью буферных устройств стрелы и днища ковша; разбитый буфер следует немедленно исправить или заменить. Нельзя подтягивать блок ковша до упора в блоки стрелы.
19. Разработку грунта с включениями крупных валунов приходится вести весьма осторожно (рис. 36). Вокруг валуна необходимо прежде всего вынуть мягкий грунт. Валун подкапывают на среднем вылете рукояти с боков и снизу, не перегружая двигатель. Если валун находится в подошве забоя, то после такого окапывания, отведя экскаватор немного назад, вынимают валун и отодвигают в нерабочую зону забоя. Если валун расположен на средней высоте забоя, то его окапывают с боков и сверху, оставляя под ним целик. Затем ковш с открытым днищем подводят под валун, поднимают его и опускают на подошву забоя, после чего валун отодвигают в нерабочую зону.
Если валун находится в верхней части забоя, но не выше наибольшей высоты копания экскаватора, то необходимо под валуном оставлять целик высотой не менее 2 м.
20. Забой следует разрабатывать в соответствии с установленной схемой работ и начинать со стороны разгрузки ковша. Это позволяет начинать поворот сразу после наполнения ковша и совмещать с подъемом ковша, а обратный поворот совмещать с опусканием ковша. Поворотное движение должно прекращаться к моменту посадки ковша на грунт.
21. Транспорт следует подавать со стороны пульта управления, чтобы машинист видел положение автосамосвала при разгрузке.
52. При работе на сыпучих грунтах первые несколько ковшей следует наполнять, срезая стружку половиной ширины ковша, чтобы грунт не осыпался на подъездные пути.
23. Работать следует на неполном вылете рукояти.
Особенно не рекомендуется подводить ковш на выгрузку на предельном вылете, так как при этом увеличивается время на разгрузку.
Работа на наибольших вылетах допускается лишь при разработке сыпучих грунтов во избежание заваливания экскаватора при обрушении козырьков.
24. Работа на малых и средних вылетах позволяет в тяжелых грунтах набирать ковш «с шапкой», а в легких— сокращать цикл экскавации.
Организация работ, выполняемых экскаватором с драглайном
1. Работу драглайном следует начинать со стороны отвала и сразу на полную глубину выемки, а загрузку ковша производить на возможно более коротком пути, причем ковш должен перемещаться без рывков и заглублений.
2. Подъемный канат при копании не должен провисать, чтобы ковш можно было поднять сразу после заполнения.
3. Не следует подтягивать ковш слишком близко к экскаватору, так как образующийся при этом вал из грунта загрязняет гусеницы и препятствует передвижению экскаватора.
4. Ковш драглайна нужно опускать в забой зубьями вниз так, чтобы его днище не попадало на грунт. Ковш должен падать отвесно. Для этого перед его опусканием сначала отпускается тормоз тягового барабана, а затем тормоз подъемного барабана. Перед соприкосновением ковша с грунтом необходимо своевременно притормозить подъемный и тяговый барабаны, чтобы предупредить образование канатных петель на барабанах.
5. Сгребать грунт ковшом из отдельных мест забоя следует в интервалах между проходом транспорта. Можно при этом увеличивать радиус действия, работая с закидкой (забросом) ковша.
Во избежание перевертывания ковша, что резко снижает его наполнение, во время заброса не следует слишком свободно стравливать с барабана тяговый канат. Надо учесть, что закидка ковша, увеличивая радиус действия экскаватора, одновременно увеличивает продолжительность цикла экскавации. Поэтому ее нельзя применять без особой необходимости.
6. Поднимать ковш следует лишь настолько, насколько это необходимо для разгрузки его, находясь над кузовом самосвала или платформы па высоте не более 0,5—1 м.
7. Очищать и углублять каналы следует вниз по течению воды в канале, чтобы течение воды не намывало вновь грунт на очищенное место. Если же воды в канале, нет, то работать следует вверх по уклону.
8. При работе в отвал следует разгружать ковш на ходу. Если угол поворота на выгрузку составляет более 140°, то при возвращении ковша в забой не следует менять направление поворота платформы. Благодаря тому что не тратится время на торможение и разгон поворотной платформы, продолжительность цикла сокращается.
9. При возведении насыпей драглайном начинают разрабатывать резерв со стороны бермы (рис. 37, а), постепенно перемещая забой к полевой бровке резерва. Отсыпают грунт с наиболее удаленной от резерва стороны.
Рис. 37. Схемы набора грунта и разработки широких выемок драглайном:
10. При работе драглайном из резерва в насыпь рекомендуется забрасывать ковш, что удлиняет путь его наполнения, уменьшает количество передвижек экскаватора и позволяет совмещать операции обратного поворота платформы и опускания ковша.
11. При забрасывании ковша дальше головных блоков стрелы тормоза тягового и подъемного барабанов отпускают почти одновременно, причем тормоз тягового барабана отпускают полностью, чтобы подтянутый к стреле ковш использовал всю величину своего отклонения от вертикали к экскаватору для более далекой закидки, а подъемный канат слегка притормаживают с таким расчетом, чтобы к моменту максимального отклонения подъемного каната от стрелы ковш мог быть опущен на грунт.
12. При подъеме ковша включают подъемный барабан, а тяговый барабан притормаживают настолько, чтобы ковш во избежание высыпания грунта поднимался вверх в горизонтальном положении или с несколько приподнятым козырьком. Наполнять его следует равномерно и до конца и лишь после этого поворачивать платформу.
Ковш должен выходить из забоя под определенным углом к горизонту так, чтобы грунт не высыпался. Наклон ковша регулируют разгрузочным канатом.
13. Работу драглайном из резерва в насыпь рекомендуется вести по схемам, указанным на рис. 37, б, в, г, д.
14. Для уменьшения продолжительности цикла драглайна рекомендуется применять челночные способы погрузки грунта на автосамосвалы в тех случаях, когда возможна подача транспорта по подошве забоя и при низком расположении грунтовых вод.
Различают поперечно-челночный и продольно-челночный способы погрузки. При поперечно-челночном способе (рис. 38, а) автосамосвалы подают под погрузку попарно в одно время или с небольшими интервалами и под равными углами к оси экскаваторной проходки. Разработку грунтов ведут симметрично и поочередно с обеих сторон стоящих под погрузкой автосамосвалов; возвратные повороты платформы экскаватора сводятся к минимуму.
При продольно-челночном способе погрузки грунта (рис. 38, б) транспорт каждый раз устанавливают то ближе, то дальше от забоя в зависимости от его углубления, вследствие этого ковш совершает возвратно-поступательное движение по прямой, а платформа экскаватора не поворачивается.
Рис. 38. Челночные способы погрузки грунта драглайном:
а — поперечно-челночный, б — продольно-челночный; 1— экскаватор, 2 — автосамосвал, 3 — ковш при наборе грунта, 4 — ковш, поднимаемый с грунтом, 5 — опускаемый порожний ковш, 6 — разгружаемый ковш
Организация работ, выполняемым экскаваатором с обратной лопатой
1. Обратной лопатой разрабатывают траншеи и не большие котлованы глубиной не более 5,5 м.
При разработке траншеи (рис. 39) шириной по дну до 1 м ось движения экскаватора соответствует оси траншеи, а если ширина траншеи по дну более 1 ж, ось передвижения экскаватора -должна находиться между осью траншеи и линией кромки откоса.
В траншеях с откосами выемку грунта следует начинать с откосов по схеме, приведенной на рисунке.
2. При разработке обратной лопатой небольших котлованов под отдельно стоящие фундаменты рекомендуется подавать самосвалы с двух сторон разрабатываемого котлована, чтобы угол погрузки был не более 70°. При работе в отвал грунт укладывают на одну сторону выемки.
После поворота платформы к забою ковш выносят вперед, а стрелу плавно опускают до соприкосновения режущей кромки ковша с грунтом. При чрезмерно глубоком врезании ковша, вызывающем перегрузку двигателя, стрелу несколько приподнимают.
3. Во время разработки траншеи платформу можно поворачивать только тогда, когда ковш находится над поверхностью земли. При разработке котлованов платформу с наполненным ковшом следует поворачивать на разгрузку одновременно с подъемом стрелы и выдвижением ковша до крайнего выдвинутого положения рукояти.
Организация работ, выполняемых экскаватором с рыхлителем или копром
1. При использовании экскаваторов с рыхлителем или копром нужно дизель-молот с рыхлителем опустить. на грунт либо дизель-молот с копром опустить на сваю или шпунт, освободив для этого тормоз подъемного барабана. Для запуска дизель-молота необходимо снять кошку с зацепов траверсы. При падении вниз ковш крюком зацепит за палец на цилиндре. Затем цилиндр поднимают и, не доводя кошку до посадки на траверсу, сбрасывают цилиндр при включенной подаче топлива (сброс цилиндра можно произвести и при положении, когда кошка опущена на траверсу).
После сброса цилиндра дизель-молот начинает работать.
2. В процессе заглубления сваи или клина подъемный канат должен быть расторможен, а кошка должна находиться на зацепах траверсы. При забитом в грунт клине рыхлителя запрещается отъезжать экскаватору, так как при этом можно поломать штангу, верхнюю направляющую или другие узлы оборудования.
3. В начальный момент разработки забоя в мерзлом грунте нельзя забивать клин в грунт на полную высоту, так как при первых заглублениях клин из грунта выдергивается очень тяжело, что вредно отражается на канатах и узлах рыхлителя.
При заглублении клина на необходимую глубину клин вырывают из грунта и устанавливают на новую позицию.
4. Если невозможно использовать механическое управление дизель-молотом (например, отсутствует гибкий шланг), цилиндр и кошку можно сбрасывать вручную, для чего к концу рычага кошки привязывают тонкий канат или веревку. Рывком троса или веревки цилиндр дизель-молота сбрасывают с крюка и кошка снимается с зацепов.
При осмотре, смазке и других ремонтных работах цилиндр, подвешенный на подъемном канате, нужно опустить на предохранительный упор, прикрепленный к штанге. При этом барабан подъемного каната должен бить заторможен.