Машинист экскаватора 6 разряда
Механизмы передвижения и ходовое оборудование
Механизм передвижения гусеничного экскаватора предназначен для передачи движения ходовому оборудованию от общей трансмиссии. Механизмы передвижения универсальных гусеничных экскаваторов принципиально не отличаются один от другого. На рис. 70 показан механизм передвижения экскаватора Э-652А.
Вертикальный вал приводится в движение через кулачковую муфту, соединяющую этот вал со свободно сидящей на нем шестерней, вращающейся от шестерни поворотного механизма через промежуточную паразитную шестерню. На нижнем шлице-вом конце вала, установленного на бронзовых втулках, закрепленных в полой центральной цапфе ходовой рамы , поставлена коническая шестерня. Она находится в постоянном зацеплении с конической шестерней, жестко укрепленной на средней части горизонтального вала, состоящего из трех частей: средней и двухконцевых (полуосей).
Средняя часть вала опирается на два разъемных бронзовых подшипника ходовой рамы. Концевые части одной стороной опираются на бронзовые втулки, запрессованные в торцы средней части вала; второй точкой опоры для них являются бронзовые втулки в ходовой раме. На шлицевых консольных концевых частях вала, выходящих за пределы ходовой рамы, укреплены ведущие звездочки приводных втулочно-роликовых цепей.
Рис. 70. Механизм передвижения гусеничного экскаватора:
1 — шестерня механизма поворота, 2— кулачковая муфта, 3 — шестерня механизма передвижения, 4 — вертикальный ходовой вал, 5, 6 — конические шестерни, 7 — стопор, 8 — пневмокамера, 9 — втулка полуоси, 10 — полуось, 11 — подшипник, 12 — средняя часть горизонтального вала механизма передвижения, 13 — ведущая полумуфта, 14 — ведомая полумуфта, 15 — пружина подвижной полумуфты, 16 — втулочно-роликовая цепь, 17 — ведущая звездочка, 18 — ходовая рама
Вращение от средней части концевым передается двумя кулачковыми муфтами. Ведущие полумуфты неподвижно закреплены на средней части вала, а ведомые полумуфты перемещаются по шлицам вдоль полуосей. Обе кулачковые муфты горизонтального вала механизма передвижения постоянно включены пружинами.
Все три части вала работают как одно целое и движение от звездочек передается цепями звездочкам (рис. 71), укрепленным на шлицах консольной части валов ведущих колес гусениц.
На валу, установленном на бронзовых втулках подшипников в кронштейнах рамы гусеничной тележки, на шпонке укреплено ведущее колесо 6 гусеницы, вращающееся вместе с валом и звездочкой. При этом во впадины колеса 6 попадают выступы (кулаки) гусеничных звеньев и ведущие колеса перекатываются по бесконечной гусеничной ленте, то есть экскаватор перемещается. Для передвижения в обратную сторону достаточно изменить направление вращения вертикального вала, что осуществляется механизмом реверса.
Рис. 71. Гусеничная тележка:
а — тележка в сборе, б — ведущее колесо гусеницы, в — натяжное колесо гусеницы, г — опорный каток, д — поддерживающий ролик; 1— ходовая рама, 2 — опорный каток, 3— рама гусеничной тележки, 4 — натяжное устройство гусеничной ленты, 5 — направляющее колесо, 6 — ведущее колесо гусеницы, 7 — болт натяжного устройства, 8 — звено гусеницы, 9 — поддерживающий каток, 10 — ведомая звездочка, 11 — крышка масленки, 12, 14, 16, 18 — втулки, 13 — вал ведущего колеса, 15 — корпус подшипника натяжного колеса, 17 — дуговой болт, 19 и 20 — оси
Для поворота машины, например направо, нужно правую ведомую кулачковую полумуфту вывести из зацепления с ведущей полумуфтой и сдвинуть вправо так, чтобы ее кулачки вошли в зацепление с приваренным к ходовой раме неподвижным стопором. Правая гусеница застопорится, а левая, на которую продолжает передаваться движение с ходового вала, будет перемещаться вперед, поворачивая экскаватор вокруг остановленной правой гусеницы.
Для поворота налево нужно выключить и ввести в зацепление со стопором, имеющимся также и на этой стороне рамы , любую полумуфту. Кулачковыми муфтами горизонтального ходового вала управляют с места машиниста.
Одновременное стопорение обеих гусениц, необходимое при копании, достигается управляемой с места машиниста собачкой храпового устройства, закрепленной на ходовой раме и вводимой в зацепление с наружными зубцами ведущей кулачковой полумуфты. При этом стопорится горизонтальный вал ходового механизма и останавливаются обе гусеницы.
Схема работы храпового устройства показана на рис. 72. Пружина удерживает в опущенном состоянии переднюю собачку и рычаг. Задняя собачка под влиянием собственного веса и под действием рычага также опускается во впадину между кулачками ведущей полумуфты, жестко укрепленной на средней части горизонтального вала механизма передвижения. Таким образом, собачки препятствуют вращению в обе стороны горизонтального вала с полуосями, ходовыми цепями и гусеницами. Для выключения собачек нужно подать воздух под давлением в исполнительную пневмокамеру.
Диафрагма пневмокамеры через шток преодолевает сопротивление пружины и, повернув собачку по часовой стрелке, выводит ее из зацепления с кулачками полумуфты. Одновременно с собачкой поворачивается рычаг и поднимает собачку. В этом положении горизонтальный вал механизма передвижения может вращаться в любую сторону. Поднятые собачки могут удерживаться в этом положении стопором.
Рис. 72. Схема работы храпового устройства механизма передвижения: а — включенное положение, б — выключенное положение: 1 — исполнительная пневмокамера, 2 — шток, 3 — передняя собачка, 4 — горизонтальный вал ходового механизма, 5 — ведущая кулачковая полумуфта, 6 — задняя собачка, 7 — рычаг передней собачки, 8 — стопор передней собачки, 9 — возвратная пружина
Вес экскаватора и внешние нагрузки, действующие на него при паботе, передаются через ходовую раму (см. рис. 71) на поперечные балки, жестко соединенные с рамами двух гусеничных тележек.
Рама гусеничной тележки имеет передние и задние кронштейны, на которых крепят корпусы подшипников со втулками вала ведущего колеса и оси направляющих колес. На ней же смонтированы оси опорных катков, передающих нагрузку на нижнюю ветвь гусеничной ленты, и оси катков, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы. Бесконечная гусеничная лента, охватывающая ведущее и направляющее колеса, состоит из звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами, продетыми в отверстия проушин звеньев. На внутренней поверхности звеньев сделаны выступы (кулаки), с помощью которых гусеничная лента зацепляется с ведущим колесом.
В процессе работы экскаватора за счет износа в соединительных шарнирах удлиняется как гусеничная лента, так и втулочно-роликовая цепь. Для регулирования натяжения гусеничной ленты установлены винтовые натяжные устройства, позволяющие перемещать вдоль кронштейнов рамы корпусы подшипников ведущего колеса. Корпусы перемещаются по специальным направляющим кронштейнов рамы при помощи натяжных болтов и гаек, фиксируемых после регулирования стопорами.
Для регулирования натяжения гусеничной ленты используют переднее натяжное устройство, которое перемещает направляющее колесо 5. Так как цепь или гусеничную ленту регулируют двумя болтами, поочередно перемещающими правый и левый подшипники, то во избежание перекоса оси или вала правый и левый болты надо подтягивать одинаково.
Ведущие колеса гусениц экскаваторов выполняют в виде многогранника. При этой конструкции колеса свободно проваливается грунт, попадающий между наружной поверхностью колеса и гусеничной лентой. Грунт не запрессовывается между ведущим колесом и звеньями ленты, последняя не растягивается и не обрывается. Если в конструкции гусеничного хода не предусмотрено самопроизвольного очищения ведущих колес от грунта, машинисту необходимо систематически очищать их.
Уход за гусеничным оборудованием и механизмом передвижения заключается в правильном регулировании натяжения ходовых Цепей и гусеничных лент, а также в регулярной смазке подшипников скольжения, в которых вращаются валы и оси ходового механизма и катков гусениц. Подшипники смазывают через пресс-масленки на торцах валов и осей. Для предохранения от случайных повреждений пресс-масленкИ устанавливают в углублениях на торгах осей катков и колес гусеничных тележек и закрывают завинчивающимися пробками.
На рис. 73 показана одна из конструкций пневмоколесного ходового оборудования. Поворотная платформа соединена с ходовой частью малороликовым опорно-поворотным устройством и центральной цапфой, входящей во втулку поворотной рамы. Конические опорно-захватные ролики устанавливают между верхним и нижним поясами опорно-поворотного круга, прикрепленного к ходовой раме. Ходовая рама опирается на два зедущих моста: передний и задний. Задний мост соединен с рамой жестко, а передний — через рессоры. На экскаваторах Э-302А передний мост установлен балансирно, без рессор. Экскаватор может перемещаться на прицепе к грузовику, для чего предусмотрено дышло, укрепленное шарнирно на раме. или собственным ходом. На прицепе экскаватор перемещается с большой скоростью при переброске на значительные расстояния (свыше 15—20 км). По труднопроходимым дорогам экскаватор обычно перемещается собственным ходом. Его хорошая проходимость обеспечивается приводом на все колеса.
Движение от установленного на поворотной платформе двигателя на колеса экскаватора передается при помощи механизма передвижения следующим образом. Вертикальный вал приводится так же, как и вертикальный вал гусеничного экскаватора. Далее вращение передается укрепленной на шлицах нижнего конца вала конической шестерне, находящейся в постоянном зацеплении с другой конической шестерней, жестко укрепленной на валу коробки перемены передач, заключенной в корпус. На валу неподвижно укреплены шестерни, с которыми могут вводиться в зацепление перемещающиеся по шлицам ведомого вала подвижные шестерни (первая скорость) или (вторая скорость). Шестерни переключают сдвоенной вилкой .
Таким образом, ведомый вал может вращаться с большей или меньшей скоростью при неизменном числе оборотов ведущего вала. С вала при помощи двух карданных валов, каждый из которых снабжен двумя универсальными шарнирами, вращение передается переднему и заднему ведущим мостам. Фланец-вилка шарнира соединена с фланцем вала-шестерни. Валом-шестерней вращение передается через коническую шестерню и цилиндрическую шестерню промежуточного вала на дифференциальный механизм (дифференциал) ведущего моста. Дифференциал дает возможность передавать движение на правую и левую полуоси таким образом, чтобы они вращались с разными скоростями. Это необходимо при движении экскаватора по кривой, когда соединенные с полуосями правое и левое колеса должны вращаться с разной скоростью.
При передвижении по сравнительно хорошей дороге передний ведущий мост можно отключать от механизма передвижения и тогда колеса вращаются вхолостую, а ведущими являются только задние колеса.
Рис. 73. Пневмоколесное ходовое оборудование:
1 — задний мост, 2— ходовая рама, 3 — опорно-поворотный круг, 4 — вертикальный вал ходового механизма, 5 — центральная цапфа, 6 — карданный вал, 7 — универсальный шарнир, 8 — передний ведущий мост, 9 — переднее колесо, 10 — дышло, 11 — рессора, 12 — винт, 13 — корпус коробки перемены передач, 14 — шестерня вертикального вала, 15 — ведущая шестерня, 16, 19 — подвижные шестерни, 17 — ведомый вал, 18 — вилка, 20 — шестерня, 21 — ведущий вал, 22—коническая шестерня, 23 — полуось, 24 — промежуточный вал, 25 — вал-шестерня, 26 — фланец
Следует учи тывать, что при изменении внешних нагрузок ходовая рама будет покачиваться на рессорах. Чтобы избежать этого, в передней части рамы установлено винтовое устройство (стабилизатор), выключающее рессоры при работе экскаватора. Рессоры выключают винтами. Подтягивая их, жестко соединяют передний мост с рамой.