Машинист экскаватора 6 разряда
Кинематические и гидравлические схемы роторного траншейного экскаватора
Большинство роторных траншейных экскаваторов (ЭТР-161, ЭР-7АМ и все экскаваторы, выпускаемые на его базе) выпускают с механическим приводом ротора, конвейера и механизма передвижения.
Механизм передвижения экскаватора ЭР-7АМ приводится от двигателя через муфту сцепления, дополнительную и тракторную коробки передач, главную передачу заднего моста, бортовые фрикционы, бортовые редукторы и конечную трансмиссию. Дополнительная и тракторная коробки передач соединены верхним и нижним карданными валами. Траспортныё скорости обеспечиваются тракторной коробкой передач при выключенной дополнительной коробке. В этом случае движение передается от двигателя через верхний карданный вал и далее через коробку, которая обеспечивает получение четырех скоростей транспортного передвижения.
Двенадцать рабочих скоростей экскаватора обеспечиваются совместной работой обеих коробок, причем движение от дополнительной коробки к тракторной передается через нижний карданный вал. Механизм управления дополнительной коробкой передач имеет блокировочное устройство, обеспечивающее включение дополнительной коробки только при нейтральном положении шестерни реверса тракторной коробки.
Главная передача, бортовые редукторы и фрикционы трактора Т-100М использованы в экскаваторе ЭР-7АМ без изменений. От бортовых редукторов вращение передается ведущим звездочкам гусеничного хода через конечные трансмиссии. Конечные трансмиссии используются в конструкции экскаватора для уширения базы тягача, удлинения гусеничного хода (по сравнению с трактором Т-100М) и увеличения тягового усилия.
Ротор приводится от коробки передач трактора через редуктор 18 отбора мощности, карданный вал, редуктор привода ротора, двустороннюю шарнирную цепную передачу, вал привода ротора и двустороннюю открытую зуб-чато-реечную передачу. В качестве редуктора привода ротора используется задний мост автомобиля ЗИЛ-164 с доработкой.
Дифференциал заднего моста выполняет функцию уравнительного механизма, выравнивающего крутящие моменты на обеих сторонах ротора. В конструкции редуктора отбора мощности предусмотрена многодисковая фрикционная муфта, предохраняющая трансмиссию ротора и конвейера от перегрузки
Конвейер приводится от реверсивного редуктора, который размещен между двумя полувалами привода ротора и получает вращение попеременно от одного из полувалов через цепные муфты.
Экскаваторы ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 в отличие от экскаваторов ЭР-7АМ имеют гидравлический бесступенчатый привод рабочего передвижения экскаватора. При движении на транспортных скоростях (рис. 54) от двигателя через тракторную коробку передач. главную передачу заднего моста 18, бортовые фрикционы и бортовые редукторы вращение передается на ведущие звездочки гусеничного хода.
Рис. 1. Кинематическая схема экскаваторов ЭР-7АМ и ЭР-7Е: 1 — двигатель; коробки передач: 2 — дополнительная, 4 — тракторная; 3 и 20 — верхний и нижний карданные валы; передачи: 5 — главная заднего моста, 10—шарнирная цепная, 12 — зубчато-реечная; редукторы: 6 — бортовой, 9 — привода ротора, 16 — привода конвейера, 18 — отбора мощности} 7 — конечная трансмиссия; 8 — муфта предельного момента; И — вал привода ротора; 13 — конвейер; 14 — ротор; 15 — цепная муфта; 17 — дифференциал; 19 — бортовой фрикцион
Рис. 2 Кинематическая схема экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223, ЭТР-224: 1 — двигатель; 2 — тракторная коробка передач; 3 — бортовой фрикцион, редукторы: 4 — бортовой; 5 — раздаточный. 9 – привода ротора-насосы: 5 — подпиточный, 7 — привода рабочего передвижения; 8 — муфта предельного момента; 10 — шарнирная цепная передача; 11 — вал привода ротора; 12 — конвейер; 13 — ротор; 14 — дифференциал; 15 — гидромотор привода рабочего передвижения; 16 и 17 — верхний и нижний карданные валы; 18 — главная передача заднего моста
Движение на рабочих скоростях производится с приводом от гидромотора без шестерни раздаточного редуктора, нижний карданный вал, шестерни Факторной коробки передач и далее через главную передачу, борговые фрик-ионы и бортовые редукторы на ведущие звездочки. Питание гидромотора беспечивается насосом переменной подачи. Насос подпиточный. В конструкции раздаточного редуктора отсутствует блокировка, препятствующая включению рабочего хода на повышенных передачах тракторной коробки. Следует помнить, что при рабочем передвижении можно включать только первую передачу тракторной коробки, так как включение повышенных передач приводит к перегрузке трансмиссии и поломкам экскаватора.
Ротор приводится во вращение от раздаточного редуктора через муфту предельного момента, редуктор привода ротора, шарнирную цепную передачу, вал привода ротора и двустороннюю зубчато-реечную передачу. В качестве редуктора привода ротора используется дифференциал заднего моста автомобиля ЗИЛ-130, смонтированный в специальном корпусе.
Верхний и нижний барабаны конвейера приводятся во вращение цепными передачами от редуктора привода конвейера.
Гидравлический привод на роторных экскаваторах используется в механизмах подъема—опускания рабочего оборудования и механизмах рабочего передвижения.
Гидравлическая система подъема и опускания рабочего оборудования экскаваторов ЭР-7АМ, и ЭР-7П питается от насоса НШ-46У, установленного на дополнительной коробке передач. Гидроцилиндры подъема задней и передней частей рабочего оборудования помещены горизонтально на специальной раме над кабиной тягача, масляный бак с фильтром установлен под капотом двигателя, гидрораспределитель типа Р75-В2 смонтирован на задней стенке кабины.
Гидросистема подъема и опускания рабочего оборудования экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 выполнена на базе агрегатов гидросистемы трактора Т-130, от которой используются масляный бак, фильтр, насос типа НШ-98, гидрораспределитель и трубопроводы. Для подъема передней части рабочего оборудования используют спаренные гидроцилиндры, задней — гидроцилиндры. Гидроцилиндр служит для подъема и опускания откидной части конвейера. Для уменьшения скорости опускания рабочего оборудования в сливных линиях всех гидроцилиндров установлены дроссели с обратными клапанами.
Привод рабочего передвижения экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 выполнен по закрытой схеме. Бесступенчатое регулирование скорости обеспечивается за счет применения аксиально-поршневого насоса регулируемой подачи типа 207.20.
Для заполнения системы маслом служит ручной насос, который забирает Масло из бачка и подает его в систему через фильтр и предохранительный клапан. Пополнение системы можно осуществлять только при выключенных насосах. Подпиточный насос при открытом вентиле забирает масло из бака и подает его через открытый обратный клапан, фильтр и обратный клапан (в зависимости от направления движения экскаватора) в систему. Избыток масла через клапан сливается в бак. Насосы приводятся во вращение от раздаточного редуктора экскаватора.
Рис. 3. Гидравлическая схема экскаваторов ЭР-7АМ и ЭР-7П: 1 — масляный бак, 2 — фильтр, 3 — насос, 4 — гидрораспределитель. 5 — перепускной клапан, 6 — предохранительный клапан, 7 и 8 — гидроцилиндры
Гидравлический привод рабочего передвижения имеют также экскаваторы ЭТР-162 и ЭТР-132Б.