Машинист экскаватора 6 разряда
Гидравлическое управление экскаватора
При гидравлическом управлении усилия на рукоятках управления и величина их хода значительно меньше, чем при механическом управлении, благодаря чему значительно снижается утомляемость машиниста и повышается производительность экскаватора.
Усилие, необходимое для включения фрикционных и некоторых других механизмов, создается исполнительным цилиндром, на поршень которого воздействует жидкость, подаваемая под давлением в цилиндр. Рисунок 1 поясняет способы включения фрикционов различных типов при помощи гидравлического исполнительного цилиндра. Поданная под давлением жидкость включает фрикцион. Выключается он возвратной пружиной, выжимающей жидкость из цилиндра, после прекращения ее подачи.
Жидкость можно подавать в исполнительный цилиндр насосом, создающим давление, или цилиндром-датчиком, на поршень которого машинист нажимает рычагом или педалью. В первом случае система управления называется насосной, а во втором — безнасосной. В качестве рабочей жидкости в гидравлических системах управления применяют минеральные масла (трансформаторное, веретенное), причем выбор масла зависит в основном от температуры воздуха в период эксплуатации машины.
В безнасосном гидравлическом управлении усилие от действия машиниста передается управляемому механизму маслом, заполняющим два цилиндра (датчик и исполнительный) и соединяющую их трубку. Принцип действия безнасосного гидравлического управления основывается на несжимаемости жидкости, благодаря чему машинисту не приходится затрачивать дополнительной энергии на сжатие ее.
На рис. 2 показано безнасосное управление тормозом главной лебедки, действующее следующим образом. При нажатии на педаль она поворачивается по часовой стрелке на оси. Вместе с педалью поворачивается жестко соединенный с ней кулачок, нажимающий на ролик, соединенный с хвостовиком штока. Ролик, шток и поршень перемещаются вправо, сжимая пружину и выдавливая заполняющее систему масло из цилиндра-датчика по трубке в исполнительный цилиндр. Поступая в цилиндр, масло отжимает влево поршень, передающий движение через шток на нижний конец рычага. Поворачиваясь по часовой стрелке, рычаг сжимает возвратную пружину, а его верхний конец, соединенный шарнирно со сбегающим концом тормозной ленгы, затягивает ее, включая таким образом тормоз. Для удержания тормоза во включенном положении нужно нажать на педаль пяткой. Педаль повернется на шарнире, соединяющем ее с изогнутым рычагом, и зуб стопорной собачки войдет в зацепление с одним из зубьев гребенки, закрепленной на раме платформы. Для выключения собачки достаточно нажать на педаль носком.
Если перестать нажимать на педаль , то пружина повернет педаль с кулачком до отказа против часовой стрелки и он отойдет влево от ролика. Возвратная пружина выжмет масло из исполнительного цилиндра в цилиндр-датчик, отодвигая ролик к кулачку, и одновременно повернет против часовой стрелки рычаг, выключив тормоз.
Во время работы безнасосной системы игла поджата завинчивающейся винтовой крышкой к отверстию в дне наполнительного бачка и запирает его, разъединяя полости бачка и цилиндра-датчика (при открытом отверстии масло из цилиндра-датчика будет выжиматься не в исполнительный цилиндр, а в наполнительный бачок).
Если произошла утечка масла из системы, нужно отвернуть иглу и снять ногу с педали. Пружина отодвинет поршень в крайнее левое положение, и масло из бачка, пройдя через отверстие, ранее закрытое иглой, пополнит систему. После этого игла должна быть снова плотно завернута.
Систему регулируют после заполнения ее маслом. Педаль закрепляют собачкой в крайнем нижнем положении, причем кулачок ставится почти в положение распора относительно ролика. Затем болтом тормозную ленту затягивают на тормозном шкиве. Это положение соответствует включенному тормозу.
Затяжку возвратных пружин регулируют так, чтобы усилие было достаточным для возвращения всей системы в выключенное положение. По мере срабатывания фрикционных накладок тормозной ленты необходимо подтягивать болт, уменьшая зазор между лентой и шкивом. Чем ближе кулачок 18 подходит к положению распора при включенном тормозе, тем меньшее усилие для затяжки ленты необходимо приложить к педали, то есть тем легче работать машинисту.
Величина усилия на педали управления зависит от усилия, с которым должен быть включен фрикцион или тормоз. Поэтому для управления фрикционами или тормозами, требующими большого усилия включения, безнасосное управление не применяется.
Преимущество безнасосного гидравлического управления по сравнению с механическим заключается в частности в удобном подводе трубки, соединяющей цилиндр-датчик и исполнительный цилиндр любого механизма экскаватора.
Насосное гидравлическое управление принципиально отличается от безнасосного тем, что усилие, включающее Фрикционный или другой механизм, создается насосом, подающим масло под давлением в испол нительный цилиндр. Усилия нажима на рукоятки управле ния очень малы, так как маши нист перемещает лишь золот ники распределительного уст ройства, соединяющие испол нительные цилиндры управляемых механизмов с насосном (включение) или с баком (вы ключение).
На рис. 3 показано растре делительное устройство гидрав лического насосного управления, применяемое на экскава торах Э-1251 А, Э-1252А и др К корпусу золотника по на гнетательному трубопровод через общий коллектор, общающийся со всеми зольниками, подводят под давлением масло. Полость корпуса соединена также со сливным коллектором, от которого масло по сливному трубопро воду отводится в бак. К торцу корпуса золотника подсоединен трубопровод, соединяющий этот корпус с исполнительным цилиндром механизма, которым он управляет В продольном сверлении корпуса перемещается цилиндрический золотник, имеющий в средней части меньший диаметр, чем по концам, притертым к поверхности сверления корпуса и плотно прилегающим к ней. Золотник имеет продольное сверление от переднего торца к отверстиям в средней части.
При выключенном положении рукоятки управления болт-толкатель отходит от торца стакана, рабочая пружина полностью распрямляется и возвратная пружина отодвигает золотник вместе с пружиной и стаканом в крайнее левое положение до упора торца стакана в заплечик ограничителя 4. В этом положении передняя (правая) утолщенная часть золотника закрывает вход из нагнетательного коллектора, а задняя (левая) утолщенная часть золотника открывает выход маслу из продольного сверления корпуса в коллектор, соединенный с баком.
Для включения механизма нужно нажать на рукоятку управления, повернув ее вместе с роликом против часовой стрелки. Ролик перемещает вправо нижний конец качающейся шины, а торец болта-толкателя, упираясь в стакан, сдвигает его вперед (вправо). При перемещении стакана в первую очередь сжимается возвратная пружина, значительно более слабая, чем рабочая пружина, вследствие чего золотник перемещается вперед. В этом положении задняя утолщенная часть золотника закрывает выход в сливной коллектор, а передняя открывает доступ маслу из нагнетательного коллектора к средней части золотника. Отсюда подаваемое под давлением масло через сверление золотника поступает в трубопровод и по нему — в исполнительный цилиндр и включает управляемый механизм. Движение масла при включении механизма показано на рис. 3, б черными стрелками.
По мере повышения сопротивления включению механизма (например, при затяжке фрикционной ленты) возрастает давление масла на торец золотника, вследствие чего он отжимается назад (влево), что сопровождается сжатием рабочей пружины, расположенной между заплечиками золотника и дном стакана 6, удерживаемого на месте рукой машиниста (через рукоятку, ролик, шину и болт-толкатель). Так как масло при включенном механизме продолжает поступать из нагнетательного коллектора, увеличивая давление в полости корпуса, золотник отжимается назад до тех пор, пока уширенная часть золотника не закроет канал, соединяющий коллектор с полостью корпуса. Давление в полостях корпуса, трубопровода и исполнительного цилиндра определяется величиной сжатия рабочей пружины и ощущается машинистом, нажимающим рукой на рукоятку управления. Если рукоятку управления повернуть дальше (от нейтрального положения), то сжатие пружины и давление в исполнительном цилиндре увеличиваются. При движении рукоятки в обратную сторону они уменьшаются. Таким образом можно регулировать усилие, включающее механизм.
Величина наибольшего усилия включения управляемого механизма зависит от давления в исполнительном цилиндре и достигается при полном (до упора) повороте рукоятки. Эту величину можно регулировать (в пределах создаваемого насосом давления), подвертывая болт-толкатель, от положения которого зависит максимальное перемещение стакана и сжатие пружины. Одной рукояткой можно управлять двумя распределительными золотниками. Это обеспечивается находящимися в различных плоскостях роликами, один из которых расположен выше оси рукоятки, а второй — ниже. Поэтом/ при движении рукоятки на себя будет включаться один золотник, а при движении от себя — другой.
Общее число распределительных золотников, смонтированных на лульте управления, равно числу механизмов (исполнительных цилиндров). Все корпуса распределителей размещены в одном блоке, где находятся нагнетательный и сливной коллекторы. Нагнетательный коллектор соединен трубопроводом с аккумулятором высокого давления, сливной коллектор — с баком.
Аккумулятор, через который проходит масло, подаваемое насосом в нагнетательный коллектор распределителя, предназначен для того, чтобы выравнивать расход и давление масла при включении и работе механизмов экскаватора, а также для разгрузки непрерывно работающего насоса, если не потребляется масло под давлением) например при холостом ходе Нвпгателя с главной трансмиссией.
От насоса масло подается в головку аккумулятора , откуда может поступать по трубке либо в нагнетательный коллектор распределителя, либо через сливной клапан в бак. Во втором случае (когда клапан открыт) насос работает без нагрузки, так как масло перекачивается в бак и не встречает сопротивления на пути.
Устройство аккумулятора гидравлической насосной системы показано на рис. 5, а. Этот аккумулятор иногда называют комбинированным, так как в одном его блоке совмещены собственно аккумулятор, где масло в большом количестве находится под давлением, и бак, в котором масло содержится не под давлением, в объеме, необходимом для работы системы.
Масло заливают в бак через патрубок, с которого свинчивают накидную гайку, соединяющую его со сливным трубопроводом, идущим от возвратного коллектора распределительных золотников на пульте управления. Масло заполняет не только бак, но и полость корпуса, соединяющуюся с баком через отверстие в разделяющей их стенке. Фильтр грубой очистки препятствует попаданию в бак механических частиц при заливке масла. Из бака через тонкий сетчатый фильтр и патрубок масло попадает по всасывающему трубопроводу в насос гидросистемы, который подает его в отверстие головки аккумулятора, снабженной обратным и сливным клапанами.
Если под манжетом нет масла (аккумулятор разряжен), то пружина удерживает шток и поршень в нижнем положении, причем навернутая на резьбу верхнего конца штока нажимная головка также находится в нижнем положении и боек не касается торца толкателя. Толкатель садится в гнездо, закрывая проход в бак и вынуждая подаваемое насосом в отверстие масло отжимать удерживаемый пружиной шарик клапана и выходить в отверстие, как показано стрелками на рис. 5, б. Из отверстия масло по нагнетательному трубопроводу с ответвлением, соединенным с патрубком , поступает в „нагнетательный коллектор распределителя При закрытых Золоти Дах масло поступает через патрубок под поршень аккумулятора, имеющий уплотнительный манжет, поднимает поршень и сжимает пружину. Так как пружина давит через шток на поршень, ‘ то давление под манжетом возрастает по мере сжатия пружины, Та,ким образом заряжается аккумулятор.
При определенной заданной расчетом величине подъема поршня удерживаемый в верхнем положении пружиной боек И упирается нажимной головкой 6 в нижний торец толкателя, а верхний торец толкателя — в шарик клапана. Но так как пружина очень слаба, а шарик прижимается вниз значительным давлением масла в полости головки, то при дальнейшем подъеме штока будет сжиматься пружина, а шарик клапана останется на месте до тех пор, пока боек не сядет заплечикам на верхний торец головки. На толкатель и шарик действует усилие, значительно большее, чем прежде, и шарик приподнимается под гнездом, открывая доступ маслу из головки через отверстие в бак. Сжатая ранее пружина выпрямляется и еще выше поднимает толкатель и шарик клапана, увеличивая проход для масла. При поднятом шарике сливного клапана насос разгружается, свободно перекачивая масло из бака через головку опять в бак.
При включении золотников управления масло под давлением подается из заряженного аккумулятора через патрубок , нагнетательный трубопровод и золотники к исполнительным цилиндрам.
Следовательно, в процессе работы поршень будет все время перемещаться между верхним положением, при котором открывается сливной клапан, и нижним положением, соответствующим моменту закрытия клапана. Давление масла под поршнем аккумутятора и в нагнетательном коллекторе золотников будет определяться сжатием пружины, соответствующим верхнему и нижнему положениям поршня и штока.
Величину давления в системе можно регулировать, навертывая корпус нажимной головки на шток. Если корпус нажимной головки опустить на штоке (завернуть), то, чтобы боек дошел до толкателя и открыл клапан, необходимо выше поднять поршень и шток, то есть больше сжать пружину 5. В этом случае увеличивается сила, действующая на поршень, и давление в системе повышается. При отвертывании корпуса, наоборот, давление в системе понижается.
Давление в системе регулируют, устанавливая корпус нажимной головки, фиксирующейся на штоке при помощи контргайки и стопорной шайбы. Установленное давление нельзя нарушать при эксплуатации экскаватора. Неправильное регулирование аккумулятора может вызвать при завышенном давлении аварию (поломку насоса, разрыв трубопроводов, выход из строя механизмов трансмиссии), при заниженном давлении — недостаточное усилие включения фрикционов, что, в частности, увеличивает их износ.
Пружина бойка быстро и полно открывает сливной клапан, а также быстро закрывает его, что дает возможность избежать дросселирования (продавливания через узкую щель) масла, вызывающего нагрузку насоса, нагрев и вспенивание масла. Работу сливного клапана можно проверять манометром, устанавливаемым вместо пробки, ввертываемой в верхнее отверстие головки. При четкой работе клапана стрелка манометра должна показывать ноль (клапан открыт) или резко переходить на цифру, соответствующую рабочему давлению (клапан закрыт).
Многие исполнительные цилиндры гидравлической системы управления устанавливают на вращающихся механизмах, а масло к ним подводят через сверления в валах. Масло к вращающимся валам подводится специальным соединением, показанным на рис. 81.
Масло поступает по трубке, ввернутой в патрубок корпуса, проходит через радиальные сверления кольца и цапфы (показано стрелками), попадая в ее осевое сверление, а затем в осевое сверление вала, в торец которого ввернута цапфа. Утечку масла предотвращают уплотнительные кольца, зажатые между двумя нажимными втулками и кольцом. Края колец при затяжке гайки расходятся и плотно прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности корпуса и к гладкой части цапфы. Вместе с валом вращается только цапфа с гайкой, удерживающей корпус с втулками на гладкой части цапфы, остальные детали соединения неподвижны.
При появившихся утечках во вращающемся соединении нужно подтянуть тайку. Если утечка не прекращается, необходимо заменить уплотни-тельные кольца.
Система гидроуправления обычно питается от лопастного насоса, установка и привод которого показаны на рис. 82. Насос устанавливают соосно с приводным валом (обычно с коленчатый валом двигателя, со стороны радиатора) на специальном кронштейне. Вал насоса приводится в движение от шкива коленчатого вала двигателя через специальную муфту, состоящую из ведущего диска, резинового промежуточного диска, ведомой полу-муфты и пальцев, соединяющих ведущий диск и ведомую полумуфту с диском. Втулка ведомой полумуфты надета на хвостовик вала и соединена с ним шпонкой. Пальцы закреплены в полумуфте, а пальцы — в диске, причем свободные концы пальцев входят в отверстия диска. Резиновый диск служит для компенсации возможной неточности расположения валов насоса и двигателя и для предохранения от скручивания вала при заклинивании ротора насоса.
При эксплуатации экскаватора с гидравлическим управлением особое внимание необходимо уделять качеству и чистоте масла, заливаемого в систему управления. Мельчайшие механические примеси (пыль и пр.), попавшие в систему, могут вывести из строя насос и золотнйки управления, имеющие притертые поверхности. Масло следует хранить только в хорошо закрывающейся (лучше в герметически закрытой) посуде.
Так как при изменении температуры вязкость и некоторые другие свойства масла изменяются, в разное время года нужно применять различные сорта масел. Наиболее распространены следующие сорта масел: для работы зимой — трансформаторное (при температуре от 0 до —30°), для работы летом — веретенное при температуре от 0 до +30°). При температуре, выше указаЛой, южно применять более вязкие сорта масел, например компрессорное и автол. Таким образом, независимо от температуры окружающей среды вязкость масла в системе примерно одинаковая.
Рекомендуемые сорта масла и периодичность замены его в системе гидроуправления (обычно 3—4 месяца) указаны в инструкции по эксплуатации экскаватора, которой следует руководствоваться.
Основными недостатками гидравлических насосных систем управления являются:
а) резкое включение механизмов, вызывающее значительные динамические нагрузки на механизмы и необходимость применять специальные устройства для плавного включения механизмов;
б) потребность в снабжении и специальном хранении масла для заливки в систему управления, причем расход масла может быть значительным при утечках.
Преимущество гидравлического управления заключается в том, что можно использовать в системе высокое давление (до 100 кг/см2). Это позволяет применять исполнительные цилиндры малых диаметров, которые удобно располагать в рабочих механизмах.
—
Гидравлическое управление требует более тщательного технического ухода, чем рычажное. Необходимо регулярно следить, за чистотой масла и своевременно его заменять. Грязь, пыль и вода ни в коем случае не должны попадать в систему гидравлического управления.
При осмотре гидроуправления следует проверять, нет ли поврежденных трубопроводов, золотников, цилиндров, не проступает ли масло в соединениях, нормально ли его давление в системе. Кроме того, при техническом уходе проверяется работа насоса, аккумулятора, цилиндров и золотников, фильтров и отстойников, а также вращающихся соединений.
Масло в бачок следует заливать через воронку с очистительной сеткой. При этом необходимо следить, чтобы в бачок не попали пыль, грязь и вода. Необходимо регулярно поддерживать уровень масла в бачке, не реже трех раз в месяц промывать фильтр бачка бензином и полностью заменять масло в системе.
Для тормозной системы при температуре ниже — 20° можно применять смесь глицерина со спиртом. Однако следует иметь в виду, что при замене глицерина маслом необходимо тщательно промыть всю систему, так как остатки глицерина, смешиваясь с маслом, образуют сгустки, которые, засоряя фильтры, золотники ит. п., нарушают тем самым нормальную работу системы.
В результате длительной эксплуатации гидронасос, цилиндры и золотники изнашиваются, что приводит к падению или колебанию давления в системе. Если причиной постепенного уменьшения давления является износ корпуса насоса, цилиндров и золотников, то в этом случае можно применить масло большей вязкости. Такое масло с большим трудом проникает сквозь зазоры в сопряжениях, поэтому этот способ на некоторое время дает хорошие результаты.
Нарушения в работе насоса Л1Ф12, установленного на всех экскаваторах с гидравлическим управлением, проявляются в падении давления масла, которое проверяется по показаниям манометра на распределительной головке. Эти нарушения могут быть вызваны засасыванием воздуха в насос, заеданием лопаток или износом втулок ротора, повреждением рабочей поверхности статора или же уменьшением вязкости масла.
Засасывание воздуха может происходить в результате ослабления соединений между бачком и насосом, трещин в трубопроводах, идущих от бачка к насосу, износа уплотнений или ослабления винтов крепления крышки насоса.
Заедание лопаток может произойти в результате попадания грязи между лопатками и ротором. Насос при этом будет работать неравномерно, с шумом и толчками. В этом случае нужно немедленно выключить насос, разобрать его, прочистить и тщательно промыть в чистом бензине все детали, иначе ротор, лопатки и втулки преждевременно износятся, и насос выйдет из строя. При серьезных повреждениях насос подлежит замене.
Основной причиной различных неисправностей гидравлической системы управления и выхода из строя насосов является плохо очищенное масло или масло с несоответствующей вязкостью. Недостаточно вязкое масло приводит к пробуксовыванию насоса, просачиванию масла под лопатками и к падению, а иногда и к полной потере давления. Масло плохого качества или отработанное также вызывает потерю давления, а слишком вязкое масло затрудняет всасывание и нагнетание, особенно при пуске насоса. Поэтому необходимо особо тщательно следить за качеством масла и применять масло только той вязкости, которая рекомендуется при данной температуре окружающего воздуха.
Необходимо также соблюдать абсолютную чистоту как при заправке масляного бака, так и при разборке любого узла системы, так как грязь, попавшая в масло, пройдет через всю систему и может вызвать повреждения насоса, цилиндра или золотников. Частичная или даже полная потеря давления масла может произойти также при неисправности распределительной головки, установленной на аккумуляторе: заедании клапана в верхнем положении или неплотном прилегании шарика к седлу, вызванном попаданием грязи под шарик или повреждением поверхности седла.
Неисправность перепускного клапана можно установить при работающем насосе по следующим признакам: а) манометр на распределительной головке показывает пониженное давление; б) через верхний малый люк распределительной головки видно протекание масла по штоку в аккумулятор, причем головка штока не касается хвостовика клапана.
Устранение неисправностей распределительной головки производится в следующем порядке. Нужно выключить насос, отсоединить трубопроводы от распределительной головки, а распределительную головку — от аккумулятора. Затем снять головку и фланец, вынуть и осмотреть шарик и клапан, а также седло шарика и направляющий стакан клапана. Поврежденные поверхности клапана и стакана следует аккуратно зачистить наждачной бумагой № 00, поверхность седла — коническим притиром с тонкой пастой ГОИ, а поврежденный шарик заменить. После этого нужно промыть все детали в чистом бензине, слегка смазать их и снова собрать распределительную головку.
Затем рекомендуется произвести осмотр и промывку деталей обратного клапана. Для этого рабочее давление в системе доводится до нормального и насос выключается. Если давление в системе длительное время заметно не падает, значит обратный клапан работает нормально. Если же оно падает быстро, то необходимо отсоединить от корпуса распределительной головки трубку, подводящую масло от насоса. При неисправном клапане из корпуса в этом случае потечет масло. Если же масло не течет, а давление все-таки падает, то неисправность надо искать в трубопроводах, идущих от головки к золотникам, в самих золотниках или в аккумуляторе.
Для устранения неисправности обратного клапана следует осторожно вывернуть пробку, чтобы не повредить прокладку, вынуть пружину и шарик; промыть все детали в чистом бензине, слегка смазать и собрать. Если имеются повреждения шарика или седла, заменить шарик, а седло притереть коническим притиром с тонкой пастой ГОИ. Во время притирки нужно обязательно отсоединить головку от аккумулятора, чтобы в него не попала паста. Неисправность пружины можно обнаружить без снятия пробки по стуку шарика в клапане. В этом случае следует заменить пружину.
Падение давления может быть вызвано также загрязнением фильтра. Если давление на участке от насоса до фильтра нормальное (40 am), а от фильтра до распределителя резко падает, то это служит признаком загрязненности фильтра.
Войлочный фильтр следует промывать 2—3 раза в год. Для этого нужно отвернуть болты, вынуть внутреннюю трубку, отвернуть гайки на внутренней трубе и осторожно снять войлочные кольца, промыть трубы и кольца в чистом бензине. Затем нужно осмотреть кольца и прокладку, заменить поврежденные, слегка смазать маслом прокладку и собрать фильтр в обратном порядке. В собранном фильтре кольца должны плотно прилегать друг к другу.
Сетчатый фильтр заливной трубы следует промывать 4—6 раз в год. Для того чтобы его вынуть, нужно предварительно отвернуть винты большого люка бачка. Сетка фильтра промывается в чистом бензине.
Аккумулятор не требует частой проверки, и его разбирают только в том случае, если он неисправен. Причиной неисправности аккумулятора может являться износ уплотняющей манжеты в цилиндре, в результате чего будет быстро падать давление на участке системы от обратного клапана до золотников. Падение давления на этом участке может быть вызвано также неисправностью обратного клапана, трубопровода или золотников управления, поэтому вначале следует проверить именно эти узлы, а потом уже приступать к разборке аккумулятора.
Кроме того, причиной неисправности аккумулятора может быть заедание поршня в верхнем или нижнем положении. Заедание в верхнем положении характеризуется полной потерей давления в системе при работающем насосе. Манометр на обратном клапане в это время показывает нуль, а через верхний люк бачка видно, как стекает масло, подаваемое насосом в бачок. Если поршень заедает в нижнем положении, то при работе на рычагах манометр на пульте управления отмечает резкие колебания давления, а после прекращения работы оба манометра показывают давление, значительно большее, чем 40 am.
Для устранения всех перечисленных выше неисправностей необходимо произвести разборку аккумулятора. Для этого нужно выключить насос и, передвигая рычаги управления, снизить давление в системе до нуля, открыть верхний боковой люк, вывернуть спускную пробку, слить масло из бачка и разъединить фланцевое соединение цилиндров. После этого вынимают из цилиндра шток с пружинами, поршень и манжету, зачищают задиры, имеющиеся на поршне и цилиндре, промывают детали в чистом бензине и заменяют манжету, если она неисправна. Затем вновь собирают аккумулятор в обратном порядке.
Золотники управления не требуют внутреннего осмотра. Штоки золотников притерты к корпусам, и разбирать золотники следует только, если они неисправны. Ход золотника нужно регулировать с помощью специального нажимного винта. Это делается следующим образом.
Вместо цилиндра к золотнику подсоединяют манометр. В среднем положении рычага управления его ролики должны быть прижаты к рычагам, передающим усилие на шток золотника, а стаканчик штока при этом должен выступать из корпуса на 18 мм, упираясь в головку ограничителя и ножку регулировочного винта. При переводе рычага управления в рабочее положение стаканчик должен передвинуться на 11,5 мм, т. е. выступать из корпуса на 6,5 мм. Если ход стаканчика будет меньше 11,5 мм, то шток золотника не откроет полностью окно и давление в цилиндре не достигнет 40 am, а, следовательно, и включение управляемых этим цилиндром узлов будет неполным. В таком случае, например, может произойти пробуксовывание и перегрев фрикционной муфты реверсивного механизма, так как ‘колодки не будут плотно прижаты к шкиву.
Золотник управления механизмом открывания днища ковша несколько отличается от остальных. При регулировке этого золотника необходимо в среднем положении рычага управления устанавливать зазор между стаканчиком и ножкой регулировочного винта в пределах 2—3 мм.
Основной неисправностью золотников является их заедание. Оно проявляется в том, что золотник начинает работать рывками. Особенно опасно заедание в тех случаях, когда золотники находятся в открытом положении. Это может вызвать серьезную аварию, особенно, если заест золотник включения подъема стрелы. Стрела в этом случае может упасть назад, на кабину экскаватора. Поэтому, если при выключении золотника рабочее движение продолжается, необходимо немедленно выключить главную муфту, а потом уже принимать меры к выключению механизма.
Заедание золотника является следствием попадания грязи между штоком и корпусом. Для устранения этой неисправности нужно включить рычаг управления, отодвинуть рычаг, передающий усилие на золотник, и через отверстие в стаканчике с помощью чистой проволочки диаметром 1—1,5 мм измерить расстояние от внешнего торца стаканчика до торца золотника. Это расстояние должно быть не более 19 мм, а для золотника открывания днища не более 6 мм, причем стаканчик должен упираться торцом в головку ограничителя. Если золотник заело, т. е. расстояние больше, чем указано выше, надо попытаться сдвинуть его с места частыми подергиваниями за рычаг управления. Если это не помогает, то золотник необходимо разобрать. ;
Износ золотника может привести к частичной или полной потере давления в системе, что отмечается по манометру, установленному на распределителе. В этом случае необходимо проверить поочередно каждый золотник. При проверке рычаг управления Ставится в среднее положение, трубка, идущая от золотника к цилиндру, отсоединяется. Если при закрытом золотнике сквозь отверстие, к которому была подсоединена трубка, течет масло, значит, золотник пропускает, и его нужно заменить.
Поломка пружины также приводит к работе рывками. В этих случаях необходимо разобрать золотник и осмотреть детали. Разборку золотника нужно производить с особым вниманием, на чистом деревянном верстаке или на листе фанеры. Руки предварительно необходимо вымыть. Перед разборкой золотник промывают снаружи и протирают. Детали при разборке нужно класть отдельно, чтобы не повредить их, так как малейшие царапины на штоке могут сделать невозможным дальнейшую работу золотника.
Разборку следует производить в следующем порядке:
а) понизить давление в системе до нуля;
б) выбить ось рычага управления и отодвинуть рычаг с роликами;
в) снять ограничитель и вынуть стаканчик;
г) вынуть пружину, осмотреть ее и, в случае необходимости, заменить (золотник открывания днища ковша этой пружины не имеет);
д) поставить на место пружину и стаканчик;
е) проверить ход стаканчика; если стаканчик заедает, нужно отполировать его наждачной бумагой № 00 и промыть в чистом бензине; перед постановкой стаканчика на место корпус следует слегка смазать маслом;
ж) если стаканчик ходит свободно, то нужно его снять и проверить ход золотника; при заедании золотника, что свидетельствует о серьезном повреждении его поверхности, золотник заменяют вместе с корпусом;
з) осмотреть шток, мелкие царапины на его поверхности вывести легкой притиркой с пастой ГОИ (средней); наибольший допустимый зазор между штоком и корпусом должен составлять не более 40 мк;
и) если золотник ходит свободно, следует осторожно вынуть его и осмотреть; при наличии серьезных повреждений золотник заменяется вместе с корпусом;
к) если золотник исправен, вынуть и осмотреть пружину обратного хода;
л) перед сборкой необходимо тщательно промыть все детали в чистом бензине и слегка смазать их; сборку следует производить в обратном порядке.
Снимать золотники с пульта управления нужно очень осторожно, чтобы не повредить трубопроводы и подкладки. При этом сначала понижают давление в системе до нуля, затем отсоединяют подводящую трубку от золотника, отвертывают болты крепления и осторожно снимают золотник. Устанавливать золотники на место нужно также с осторожностью.
Технический уход за пультом управления заключается в очистке его от пыли и грязи, остатков масла и регулярной проверке крепления пульта к поворотной платформе.
Технический уход за рабочими цилиндрами состоит в проверке их крепления, очистке от масла и грязи и проверке отсутствия течи масла. Течь масла между поршнем и цилиндром свидетельствует об износе манжеты. Чтобы заменить манжету, цилиндр нужно разобрать; для этого отсоединяют подводящую трубку, выключив предварительно золотник, подающий масло в этот цилиндр, освобождают болты крепления цилиндра и вынимают поршень и манжету. Затем, промыв цилиндр и поршень в чистом бензине, заменяют манжету, слегка смазывают детали маслом и собирают цилиндр в обратном порядке. При установке цилиндра на место нужно проверить зазор между стенками поршня и крайним положением штока. Его величина должна составлять 1—2 мм.
При разборке и сборке цилиндров необходимо строго следить за чистотой. Грязь, попавшая в цилиндр или трубопроводы, может вывести из строя насос и золотники.
Технический уход за вращающимися соединениями заключается в подтягивании гайки на корпусе для устранения течи масла сквозь уплотнения. В то же время нельзя затягивать гайку слишком сильно, так как это может привести к заклиниванию и сгоранию уплотнительных колец. Если при подтягивании течь не устраняется, под гайку подкладывают прокладку толщиной до 4 мм. Если и это не помогает, то заменяют кольца, разобрав предварительно все соединение.
При разборке вращающегося соединения нужно вынуть шплинт и отвернуть гайки на штуцере и на корпусе, снять корпус и вынуть уплотнительные и предохранительные кольца вместе с сепаратором. Все детали, кроме новых уплотнительных колец, следует промыть в чистом бензине и вновь собрать соединение. Зазор между торцом корпуса и торцом штуцера устанавливается с помощью гайки штуцера, его величина должна составлять 1—1,5 мм. Вращающееся соединение можно также снять целиком, не разбирая, вывинтив для этого штуцер.
Технический уход за трубопроводами заключается в наблюдении за их состоянием и замене поврежденных или пропускающих масло деталей. При этом часто приходится припаивать к трубкам наконечники и муфты. Конец трубки перед пайкой аккуратно обрезают, снимают с него заусенцы и очищают от ржавчины и масла наждачным полотном. При этом необходимо следить, чтобы наждачная пыль не попала внутрь трубки и не засорила в дальнейшем систему. Внутренняя поверхность наконечника зачищается наждачным полотном, намотанным на деревянную палочку. Порошок буры (флюс) смешивают с водой так, чтобы получить густую смесь, и наносят эту смесь кистью тонким слоем на конец трубки и внутреннюю поверхность наконечника. Затем вставляют обмазанный конец трубки в наконечник и поворачивают ее так, чтобы флюс Распределился равномерно. Лишний флюс удаляют чистой тряпкой.
Стык нагревают ацетиленовой паяльной горелкой или керосиновой паяльной лампой до вишнево-красного цвета, причем пламя Должно прогревать весь стык одновременно. Когда стык прогреется, надо приложить серебряный припой марки ПСр65 (лучше всего в виде проволоки) к кромке наконечника или муфты. Если стык прогрет достаточно, то припой потечет легко. При слишком ольшом количестве припоя излишек его может затечь в трубку и уменьшить ее рабочее сечение, поэтому после пайки необходимо Проверить отверстие трубки. Повторное нагревание места спайки не рекомендуется. Буру можно применять и в виде порошка, но предварительно прокаленного, а вместо серебряного припоя можно использовать медноцинковый марки МЦ-54.
При замене старых трубок новыми необходимо проверить, чтобы внутренняя поверхность новых трубок не имела ржавчины. Лучше всего трубки протравить в течение 3—4 часов 30-процентной серной кислотой, после чего промыть водой и содовым раствором и смазать маслом. Снаружи трубки должны быть окрашены.
Установленные на экскаваторе трубки не следует гнуть, чтобы не повредить их. Необходимо также следить, чтобы трубки не касались острых углов и кромок рамы и кабины, так как при задевании об них трубки могут перетереться во время работы экскаватора.
При сборке трубопроводов нужно следить за тем, чтобы соединительные гайки имели резьбу, соосную отверстию, а торец, зажимающий наконечник, был перпендикулярен оси резьбы. Конус штуцера, куда входит головка наконечника, также должен быть соосен резьбе. Трубки нужно устанавливать так, чтобы при затягивании рукой соединительной гайки трубка не изгибалась.
Ни в коем случае не следует допускать при сборке трубопроводов попадания в них грязи, пыли и т. п. Масло, циркулирующее по всей системе, обязательно занесет грязь в насос или золотники и выведет их из строя.