Машинист экскаватора 6 разряда
Дизель-молот с клином (рыхлитель)
Дизель-молот с клином предназначен для механизации земляных работ в зимнее время. Применение специального оборудования для этой цели необходимо потому, что мерзлый грунт тверже талого в 100 и более раз (в зависимости от температуры грунта). Поэтому его нельзя разрабатывать ковшом экскаватора без предварительного рыхления или снижения его прочности другим способом.
Широко используемое в эксплуатации оборудование к экскаватору «клин-баба» (литая болванка весом 2,5—3,5 т с нижним концом в форме двухстороннего клина) очень быстро изнашивает канаты. Оно значительно сотрясает грунт и небезопасно для окружающих из-за разлетающихся при ударе осколков мерзлого грунта. Применение этого оборудования весьма отрицательно сказывается на прочности самого экскаватора вследствие резких толчков, передаваемых на конструкцию канатом подвески «клин-бабы».
Рис. 29. Схема действия механизма ограничения подъема . стрелы:
а — при нормальном положении стрелы, 6 — при стреле, поднятой до предела; 1 — стрела, 2 — ролик, 3, 4 — рычаги, 5 — вал, .6 — рычаг включения главной муфты
Более эффективен в эксплуатации рыхлитель с использованием дн-зель-молота.
Дизель-молот с клином, показанный на рис. 30, монтируют на стреле прямой лопаты. Он устроен следующим образом. В голове стрелы на оси крепят стандартное седло с блоками. В седловом подшипнике перемещается вертикальная балка. Балка поднимается и опускается канатом. На нижней части балки между верхним и нижним упорами перемещается хомут, закрепленный в литом стальном клине. На нижний конец клина надета сменная коронка. Нижняя неподвижная часть дизель-молота опирается на верхний конец клина. Из нее выходят направляющие штанги, по которым перемещается падающая часть (цилиндр) дизель-молота. Дизель-молот с направляющими штангами, клином и хомутом может перемещаться по балке на 150—200 мм.
Рис. 30. Дизель-молот с клином:
1 — седло, 2 — пружинный амортизатор, 3 — вертикальная балка, 4 — хомут, 5 — сменная коронка, 6 — клин, 7 — цилиндр, 8 — направляющие штанги, 9 — кошка, 10 — канат подъема кошки, 11 — канат подъема балки
Работает дизель-молот следующим образом. Острие коронки устанавливают в нужное место на поверхность грунта. Кошка опускается на цилиндр, захватывает его собачкой, а затем при помощи каната поднимается вместе с цилиндром в верхнее положение. Затем цилиндр сбрасывают. Скользя по направляющим, он падает на поршень, причем энергия падения цилиндра используется для сжатия до нужного давления находящегося в рабочей камере воздуха. В определенном положении при падении цилиндр нажимает на рычаг топливного насоса дизель-молота, впрыскивающего с помощью форсунки порцию топлива в рабочую камеру, в которой находится воздух, нагретый во время его сжатия. Происходит взрыв, снова подбрасывающий цилиндр в верхнее положение, из которого цилиндр снова падает, и цикл повторяется.
Только часть энергии падения цилиндра расходуется на сжатие воздуха в нем, а остальная используется для прямого удара торцом цилиндра по верхней части клина. Направленный .вниз удар, а также отдача при взрыве в рабочей камере забивают клин с коронкой в грунт. Чтобы забить клин на глубину 1 м, нужно в среднем 60—70 ударов. По мере заглубления клина вертикальная балка опускается на тормозе так, чтобы при ударах хомут не упирался в нижний упор. Таким образом, промерзший слой грунта пробивается и рыхлится практически на полную глубину.
Так как дизель-молот делает 50—60 ударов в минуту, время полного погружения клина с коронкой невелико. Для этого обычно нужно в зависимости от прочности грунта от 30 до 100 ударов.
После того как клин забит на нужную глубину, дизель-молот останавливают и канатом поднимают балку. Затем поворачивают стрелу, коронку клина устанавливают на новое место и повторяют рабочий цикл.
Подачей топлива в рабочую камеру дизель-молота и сбрасыванием цилиндра с кошки управляет либо машинист со своего места, либо его помощник, находящийся у клина.
Амортизатор, к которому при помощи проходящего внутри балки каната подвешен нижний упор хомута, предохраняет стрелу и механизмы экскаватора от резких толчков при случайных ударах хомута по нижнему упору.