Профессия лифтер 2-го разряда
Техническое обслуживание лифтов. Часть 1
Что подразумевают под техническим обслуживанием лифтов? Под техническим обслуживанием лифтов подразумевают комплекс работ, предназначенных дли поддержания лифтового оборудования в исправном состоянии при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании. Выделяю! следующие элементы технического обслуживания: а) ежесменное техническое обслуживание (ЕС); б) периодическое техническое обслуживание — (ТО); в) техническое обслуживание при хранении. ЕС — техническое обслуживание лифтов, подключенных к пульту ОДС — объединенной диспетчерской системы, проводят не реже 1 раза в сутки.
Что проверяют при ежесменном техническом обслуживании лифтов? Ежесменный осмотр лифтов проводит лифтер-диспетчер. Состав работ по ежесменному осмотру лифтов дан в производственной инструкции.
Какой состав работ по ЕС при ежесуточном техническом обслуживании осуществляет электромеханик по лифтам, подключенным к ОДС? При ежесуточном техническом обслуживании лифтов проверяют исправность автоматических и неавтоматических замков, запирающих устройств дверей шахты па всех этажах, исправность дверных контактов кабины и фартучного устройства, работу подвижного пола кабины и подпольных контактов, действие кнопки «стоп», точность остановки кабины на этажах, освещенность шахты, кабины и этажных площадок, работу световой и звуковой сигнализации, состояние ограждений шахты и кабины, наличие «Правил пользования лифтом», предупредительных и указательных надписей. Визуально определяют исправность работы электродвигателя главного привода лифта, аппаратуры на панели управления, а также надежность запора машинного и блочного помещений.
Какие основные эксплуатационные допускающие и запрещающие требования по работе лифтов? Допускается работа лифта только по назначению и в пределах номинальной грузоподъемности. Допускается использовать больничный лифт для подъема и спуска пассажиров в сопровождении проводника. Грузовые лифты с проводником по согласованию с органами технадзора используют для перевозки людей в сопровождении проводника. При этом одновременная перевозка груза и людей не допускается. В пассажирских лифтах допускаются подъем и опускание ручного багажа и вещей, а с разрешения владельца — и другие грузы. В тротуарных лифтах подъем и спуск людей не разрешается. На основном посадочном этаже или в кабине лифта должны быть вывешены правила пользования лифтом и номер телефона, но которому необходимо звонить при неисправности лифта. На распашных и полуавтоматических дверях шахты должна быть табличка с надписью: «Не открывайте дверь шахты, пока не убедитесь, что кабина перед Вами». По окончании работы лифт отключают от питающей сети. При этом у лифтов со сплошным ограждением шахты освещение в ней не выключается.
Эксплуатация лифта, у которого истек срок работы, указанный в паспорте, не допускается. Когда лифт останавливают по истечении срока работы, указанного в паспорте, а также для демонтажа, владелец лифта обязан поставить в известность об этом орган технадзора. При передаче лифта новому владельцу прежний владелец обязан передать также и его паспорт. Новый владелец обязан внести в паспорт все необходимые изменения, уведомить о принятии лифта орган технадзора и направить ему документ, подтверждающий наличие обученного и аттестованного персонала или наличие договора на проведение технического надзора за лифтами специализированной организацией. Помещения для механизмов лифта должны быть заперты. В них запрещается хранить предметы, не относящиеся к эксплуатации лифтов. Проходы к машинному и блочному помещениям лифтов должны быть свободны и освещены.
Периодичность и содержание технического обслуживания и ремонтно-профилактических работ.
В зависимости от сложности лифтов, отработанного машинного времени со дня пуска в эксплуатацию, интенсивности нагружения, уровня заводской надежности и пожеланий владельца лифта, применимы различные комбинации технических мероприятий, способных обеспечить высокую степень его технической готовности. Специализированная эксплуатационная организация может разрабатывать и предлагать владельцу варианты наборов технических мероприятий разной стоимости, обеспечивающих готовность лифта к работе. Однако этот набор должен базироваться на трех видах работ, предписываемых ПУБЭЛ: периодические осмотры; техническое обслуживание; ремонт.
ПУБЭЛ определяет так же круг специалистов и уровень их ответственности за безопасную эксплуатацию лифтов. Важное место среди них отведено электромеханику, который должен соответствовать высокому уровню квалификации, что подтверждается аттестационным документом на право самостоятельной работы. Ответственность электромеханика за лифт закрепляется записью в паспорте каждого из обслуживаемых им лифтов и таким образом устанавливается его персональная ответственность за безопасное техническое состояние. Фактором персональной ответственности является и обязанность электромеханика вести журнал регистрации проводимых на лифте технических мероприятий.
Объем его работ определяется инструкцией, составляемой с учетом заводской инструкции по эксплуатации конкретной модели лифта. В заводской инструкции, являющейся основным документом, в котором реализуется право разработчика по определению необходимого минимума технических мер, обеспечивающих надежную и безопасную работу лифта в течение срока службы, основное внимание уделяется техническому обслуживанию (ТО).
В инструкции устанавливается периодичность и объем мероприятий по осмотру, регулировке и смазке всех узлов периодически в течение всего года. Из инструкции можно сделать вывод о достаточности предписываемого объема работ для поддержания нормального уровня технического состояния лифта и отсутствия необходимости в проведении текущих и аварийных ремонтов при условии добросовестного соблюдения предписаний заводской инструкции.
Необходимость проведения капитальных ремонтов, их объем и стоимость, обычно решаются владельцем и специализированной организацией, ответственной за поддержание работоспособного и безопасного состояния конкретного лифта. В нашей стране в течение нескольких десятков лет, начиная с пятидесятых годов, действовала система планово-предупредительного ремонта (ППР), разработанная на основе теории предположения возможного появления отказов, путем проведения плановых ремонтных мероприятий.
Система ППР включала в себя две подсистемы: подсистему трехуровнего технического обслуживания и подсистему капитальных ремонтов. Техническое обслуживание состояло из трех наборов работ, отличавшихся объемом, периодами проведения и списком узлов, подлежащих обслуживанию: ТО-1, ТО-2, ТО-3.
ТО-1 проводилось один раз в пятнадцать дней, ТО-2 – один раз в месяц, но в состав работ ТО-2 входили и работы, предусмотренные списком ТО-1. ТО-3 выполнялось один раз в шесть месяцев. В него входили работы по ТО-2. Подсистема капитальных ремонтов состояла из плановых ремонтов разного объема и сложности: малого (М), среднего (С) и большого (Б). Проведение плановых ремонтов предусматривалось ежегодно в сроки, предшествовавшие очередному освидетельствованию лифта в соответствии с принятой цикличностью.
Система ППР сыграла положительную роль в поддержании лифтов в работоспособном состоянии в течение длительного периода, значительно превышающего расчетные сроки службы лифтов. Так, например, в Москве лифты ЭМИЗ или КМЗ-58, изготовленные в пятидесятые годы продолжают эксплуатироваться и до сих пор после частичной модернизации.
К недостаткам системы ППР следует отнести неоправданно большой вес плановых капитальных ремонтов, когда уже после первого года работы лифта предписывалось проведение хотя и малого, но капитального ремонта, что экономически не было целесообразным.
Учитывая это в 1990 г. специалистами «Мослифт» была разработана и принята новая система технических мероприятий под названием «Общее руководство по текущему ремонту лифтов МГМП Мослифт». Следует отметить, что название этого документа по форме не соответствует ПУБЭЛ и инструкциям заводов-изготовителей лифтов, где основное внимание уделяется техническому обслуживанию.
В нем предусматривается периодическое проведение следующих видов работ: ЕРР – ежесуточные регламентные работы для пассажирских и грузопассажирских лифтов, подключенных к ОДС; РР – регламентные работы, проводимые не реже одного раза в 10 суток для пассажирских и грузопассажирских лифтов, подключенных к ОДС; ТР-0 – внутримесячный текущий ремонт, проводимый не реже одного раза в 15 суток, на грузовых, больничных и пассажирских лифтах, оборудованных дверями, запираемыми шпингалетно-ригельными замками; ТР-1 – ежемесячный текущий ремонт, проводимый на пассажирских и грузопассажирских лифтах, установленных в зданиях-новостройках в первый полугодовой период эксплуатации; ТР-3 – квартальный текущий ремонт, проводится на всех типах лифтов (пассажирских и грузопассажирских, больничных и грузовых) не реже одного раза в три месяца; ТР-6 – полугодовой текущий ремонт проводится на всех типах лифтов не реже одного раза в 6 месяцев.
Из содержания руководства предназначенного для электромехаников следует однако, что речь в этом документе идет в действительности о техническом обслуживании лифтов.
ЕРР состоят: из проверки исправности двусторонней переговорной связи, которая относится к лифтам, не оборудованным устройством дистанционного управления контроля исправности линий связи; из проверки ограждения и освещения шахты и кабины внешним осмотром; из проверки работоспособности лифта путем его пуска от кнопок из кабины и посадочных площадок; проверки исправности контактов дверей кабины, фартучного устройства и упоров створок распашных дверей кабины. При этом указывается, что ЕРР на пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей, оборудованных системой автоматического контроля за их техническим состоянием (БС), а также на лифтах с автоматическим контролем состояния контактов ДК и ДШ, установленных в глухих шахтах, не проводится, а в железосеточных шахтах производится проверка только состояния ограждения и освещения шахты и кабины.
РР предусматривают проверку лифта в объеме ЕРР, а также выполнения следующих работ: в машинном и блочном помещениях: проверку надежности запирания дверей и исправности устройства контроля их закрытия; исправности двусторонней переговорной связи с диспетчерским пультом; исправности механизмов и аппаратуры, отсутствие посторонних шумов и запаха гари; наличия освещения в помещениях и в подходах к ним; проверка уровня масла в редукторе и подшипниках электродвигателя; состояние вентиляционных решеток, окон и закрытие люка; проверку прохождения сигналов от блоков сигнализации на пульт ОДС;
В шахте, приямке, кабине лифта РР предусматривают проверку: наличия предупредительных плакатов и указательных надписей; исправности сигналов действия замков дверей шахты на всех этажах и невозможности открытия дверей кабины вручную на лифтах с автоматическим приводом; исправности блокировочных контактов дверей шахты на всех этажах и контакта дверей кабины; исправности действия кнопки «Стоп»; точности остановки кабины на этажах (выборочно не менее чем на 3-х этажах); исправности действия кнопочных и вызывных аппаратов; исправности механизма подвижного пола и электромеханического реверса; наличие правил пользования лифтом.
Далее рассмотрим порядок действий персонала в процессе выполнения регламентных работ на лифтах с автоматическим приводом дверей.
Проверка неисправности замков дверей шахты должна проводиться на каждом этаже с этажной площадки при отсутствии кабины на проверяемом этаже, путем пробной попытки отодвинуть поочередно створки. Замки считаются исправными, если створки не открываются. Проверка невозможности открытия дверей кабины вручную производится в момент остановки кабины между этажами. Проверка работы автоматического привода дверей производится на первом этаже. Нажатием кнопки вызова пустой кабины убедится в автоматическом открытии дверей по прибытии кабины на этаж. До нажатия кнопки приказа двери должны автоматически закрыться у пустой кабины с подвижным полом через 3…5 сек, у кабин с неподвижным полом через 8… 10 сек.
Работа механизма реверса проверяется из кабины, путем размещения, между закрывающимися створками дверей кабины, шаблона толщиной 20 мм на высоте 1000 мм от уровня пола. При соприкосновении створок с шаблоном они должны начать движение на открытие. На лифтах оборудованных устройством контроля дверного проема при помощи светового луча, работа реверса должна происходить также при пересечении луча непрозрачным предметом.
Проверка точности остановки кабины производится выборочно, но не менее, чем на трех этажах путем пуска ее поочередно снизу и сверху на проверяемый этаж.
Проверка работы кнопочного и вызывных аппаратов производится пробным нажатием на кнопки, которые после нажатия должны возвратиться в исходное положение, а кабина двигаться на соответствующий этаж. Проверка действия кнопки «Стоп» производится при неподвижной кабине путем нажатия кнопки «Стоп» и кнопки «приказа». При этой комбинации кабина не должна двигаться. Проверка ламп «Занято» и освещения кабины производится при открытии дверей шахты. Лампа должна включаться. Проверка исправности ограждения и освещения шахты производится наружным осмотром. Проверка уровня масла в редукторе лебедки производится с помощью маслоуказателя, а в подшипниках электродвигателя VTM-250 – через смотровое окно.