ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Зазоры и натяги
Для получения подвижной посадки необходимо, чтобы размер охватываемой поверхности был меньше размера охватывающей поверхности, т. е. при соединении вала с отверстием диаметр вала должен быть меньше диаметра отверстия. Разность между этими диаметрами называют зазором.
Наибольший зазор – это положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
Наименьшим зазором называют положительную разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.
При неподвижной посадке диаметр вала должен быть несколько больше диаметра отверстия. Разность между этими диаметрами называют натягом. Для соединения деталей с натягом прилагают некоторое усилие (удары молотком, давление пресса).
Натяг для одной и той же неподвижной посадки может изменяться, быть большим или меньшим соответственно изменению действительных размеров вала и отверстия, колеблющихся между их предельными размерами. Таким образом, различают наибольший и наименьший допустимые натяги.
Наибольший натяг – это отрицательная разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия, а наименьший – отрицательная разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.
Посадки разделяют на три основные группы: подвижные, неподвижные и переходные. Если при сопряжении получается зазор, то посадка является подвижной, а если натяг – неподвижной. В переходных посадках разность диаметров вала и отверстия относительно мала, здесь могут быть как небольшие зазоры, так и небольшие натяги.