ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Тактика и методы обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий
Массовое мероприятие – это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Классификация массовых мероприятий
По содержанию:
- общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);
- культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);
- спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).
По значимости:
- международные;
- региональные;
- местные.
По способу возникновения:
- организованные;
- спонтанные.
По месту проведения:
- в зданиях, сооружениях:
- на открытой местности.
По периодичности проведения:
- разовые;
- повседневные;
- периодические.
По возможности участия:
- общедоступные;
- ограниченные количеством участников или социальным статусом.
Задачи ОВД во время проведения массовых мероприятий
Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:
1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.
2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.
3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.
4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.
Мероприятия
Мероприятия, проводимые в подготовительный период:
1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.
2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.
3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в котором предусматривается:
- содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
- границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
- состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
- порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
- организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
- маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
- порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
- меры по обеспечению пожарной безопасности;
- организация медицинского и материально-технического обеспечения.
План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.
4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.
5. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).
6. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.
7. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.
Виды нарядов:
- группа оцепления, включая полицейские и войсковые цепочки;
- пост наблюдения;
- группа сопровождения, патруль;
- Контрольно-пропускные пункты;
- резерв.
Мероприятия, проводимые в исполнительный период:
1. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.
2. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.
3. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.
Заключительный период:
1. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).
2. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.
3. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка деятельности личного состава органов внутренних дел и приданных сил.
Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий как отдельный вид охранной деятельности
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определяет, что «в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
«…5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий» (ст.З Закона).
Как видим, этому направлению посвящен отдельный вид охранных услуг.
Этот вид охраны имеет ряд своих особенностей, что вызвано:
Во-первых, тем, что охрана общественных сооружений и мест проведения массовых мероприятий долгое время была лишь вотчиной правоохранительных органов (МВД, ФСБ и т.п.). Да и до сих пор охранные предприятия играют второстепенную роль в обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Во-вторых, оказание этого вида охранных услуг, кроме определенной организаторской работы, требует еще и соответствующей материальной базы (наличие громкоговорителей, ограждений, автотранспорта, металлоискателей и т.п.).
В-третьих, несовершенство правовой базы. Сегодня частный охранник, выполняющий обязанности во время массовых мероприятий, не имеет необходимых полномочий (проверка документов, проведение досмотра , изолирование нарушителей порядка и пр.). В случае получения травмы при проведении массовых мероприятий порой трудно доказать, что он выполнял свои служебные обязанности. У народного дружинника больше прав и гарантий!
В-четвертых, это финансовая составляющая. ЧОО (ЧОПы) являются коммерческими предприятиями, но такие работы зачастую проводятся на безвозмездной основе. Звонок из ОВД или лицензирующего органа: «Надо выделить столько-то человек на такое-то мероприятие!» Отказ, сами понимаете, невозможен. Все это не способствует тому, чтобы охранные организации активно и самостоятельно осваивали этот вид охранных услуг. Можно по пальцам пересчитать Ч00, предоставляющие подобные услуги на постоянной основе. Для большинства подобная работа – разовое мероприятие.
А теперь давайте обсудим некоторые вопросы теории и практики обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Массовое мероприятие – это заранее спланированная, организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.
Как правило, эти мероприятия носят публичный характер, характеризующие открытой, мирной и доступной формой проведения, таких как собрание, съезд, митинг, демонстрация, шествие, пикитирование, концерт, спортивный матч и т. д.
Виды массовых мероприятий:
По содержанию:
– общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);
Характеризуется:
*Присутствие противоборствующих политических сил, группировок, что приводит к накалу страстей, борьбе за лидерство
*Возможность провокационных, хулиганских действий отдельных участников, групп (физическое насилие, погромы, причинение вреда имуществу и т. п.)
*Возможность столкновений с силами охраны, с МВД
– культурно-массовые (концерты, фестивали, народные гуляния) и спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).
Характеризуется:
*Имеют схожие элементы с вышеназванными характеристиками (болельщики команд, поклонники артистов)
*Появляются специфические участники мероприятия ( лица без билетов, лица в нетрезвом и возбужденном состоянии или стремящиеся сорвать мероприятие, выступление т. п.)
– Рекламно-коммерческие (презентации, ярмарки, распродажи и .т п.)
Характеризуются совмещением организации выставочных образцов, экспозиций с короткими выступлениями руководителей и специалистов организаторов мероприятий с распродажей продукции и изделий, а также с дополнением деловой части концертными выступлениями и фуршетами.
По значимости:
– местные.
– региональные;
– международные;
По способу возникновения:
– организованные;
– спонтанные.
По месту проведения:
– в зданиях, сооружениях:
– на открытой местности.
По периодичности проведения:
– разовые;
– повседневные;
– периодические.
По возможности участия:
– общедоступные;
– ограниченные количеством участников или социальным статусом.
Задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:
- Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан от различного рода противоправных посягательств;
- Обеспечение сохранности материальных ценностей, имущества собственника, организаторов и т.д. при проведении мероприятий
3. Оказание содействия в организации массового мероприятия организаторам и правоохранительным органам;
4. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.
5. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.
6. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
- Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.
- поддержание нормального функционирования окружающей среды у места проведения массового мероприятия (свободное передвижение прохожих, проезд автотранспорта, работа торговых точек и т.п.).
Характеристика основных мест проведения массовых мероприятий и особенности оказания охранных услуг
Места проведения массовых мероприятий делятся на стационарные и временные (выделяемые).
К стационарным местам проведения массовых мероприятий относятся спортивные сооружения, музеи, выставочные комплексы, гостиницы, концертные залы, супермаркеты и т.п.
Как правило, на таких объектах установлены сигнализация, системы видеонаблюдения, есть своя охрана, которая знает особенности объекта. На таких стационарных объектах есть возможность четкого регулирования входа и выхода посетителей, участников массовых мероприятий, отработано взаимодействие сотрудников частных охранных организаций с сотрудниками милиции или иных структур, обеспечивающих безопасность на объекте.
К временным (выделенным) местам проведения массовых мероприятий относятся улицы, площади, скверы, парки культуры и отдыха, открытые эстрадные площадки, рынки и т.д.
Эти места имеют минимальное оборудование (или не оборудованы вовсе) для проведения массовых мероприятий. Их надо специально готовить для этой цели, проводить согласование различными службами городского хозяйства, вырабатывать план взаимодействия с правоохранительными органами, оборудовать необходимыми техническими средствами для организации охраны. Ниже мы отметим особенности проведения различных мероприятий.
Общие вопросы организации охраны при проведении массовых мероприятий
Составление специального плана обеспечения охраны мероприятия, который, как правило, необходимо согласовывать с правоохранительными органами и администрацией. Этот план будет являться одним из первых шагов в организации охраны данного вида услуги.
В плане должны найти отражение следующие сведения:
– какое мероприятие проводится;
• место проведения, дата, время;
• количество участвующих людей, VIP-персоны;
• силы и средства, привлекаемые к охране, время их работы;
• способы охраны;
• способы взаимодействия и связи, в том числе, и с правоохранительными органами.
Обязательным является выезд руководства Ч00 на место, где будет проходить мероприятие.
При изучении места проведения массового мероприятия следует произвести:
• визуальный осмотр (при необходимости с использованием технических средств) места проведения мероприятия, определить место, где будут находиться VIP-персоны, где будут расположены технические средства охраны;
• предварительный расчет и распределение функций сотрудников охраны, количество и какие именно технические средства будут использоваться, определить способ охраны;
• выбор оптимального маршрута проезда, прохода к месту проведения, путей эвакуации в случае возникновения нештатной ситуации;
• составить схему охраны.
Группа охраны при проведении массовых мероприятий приступает к выполнению своих обязанностей, определенных на предварительном инструктаже, в указанное время и в определенном месте.
Состав группы определяется стоящими перед ней задачами, назначается старший.
Группа охраны делится на подгруппы для выполнения конкретных задач, таких как:
• подготовка объекта (ГПО);
• обеспечение охраны движения по городу (ГОД);
• блокирование доступа к месту расположения (ГБД);
• личная охрана на месте расположения (НПО);
• скрытое наблюдение (ГСН);
• отражение нападения (ГОН);
• резерв (ГР) и т.д.
Форма одежды сотрудников охраны, обеспечивающих порядок в местах проведения массовых мероприятий, будет определяться способом охраны.
При открытом способе охраны сотрудники выполняют свои функции в форме частной охранной организации (форма или гражданский костюм). В последнем случае охранник должен своим видом, действиями дать понять окружающим людям, что он является сотрудником охраны. Этому будут способствовать носимые радиостанции, бейджи, нашивки с логотипом охранного предприятия и т.п.
Скрытый способ обязывает охранника одеваться так, чтобы не привлекать внимание окружающих людей. Одежда должна соответствовать одежде присутствующих на мероприятии.
Количество охранников в группе охраны будет зависеть от продолжительности мероприятия. В случае длительного мероприятия (более 6 часов) и особенно в плохих погодных условиях целесообразно предусмотреть возможность посменного несения службы.
Итак, мы рассмотрели основные общие вопросы обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий. Это дает возможность оценить сложность подготовки и осуществления данного вида охранных услуг, необходимость ее качественной подготовки.
Основные этапы работы по организации охраны массовых мероприятий.
Всю работу по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий можно условно разбить на несколько этапов: подготовительный этап, этап проведения мероприятия и заключительный этап.
Подготовительный этап включает все вышеуказанные вопросы. Кроме этого, необходимо помнить еще о некоторых важных моментах подготовительной работы.
К обязательной процедуре относится заключение договора, даже если вы будете «стоять» на объекте лишь несколько часов. По возможности оформите в МВД уведомление. Это оградит вашу ЧОО от возможных неприятностей и споров с милицией. Зачастую это правило не выполняется во время обслуживания различных корпоративных мероприятий силами своей охраны. Считается, что это внутреннее дело и поэтому необязательно соблюдать формальности.
Такой подход к организации охраны является непрофессиональным. Нарушение этого правила при различных нештатных ситуациях может привести к серьезным проблемам в частной охранной организации.
Предварительная подготовка места проведения мероприятия. За несколько часов до проведения мероприятия на место высылается группа подготовки объекта. Группа производит осмотр объекта и прилегающей территории, фиксирует «неудобные места» для безопасности VIP-персон, блокирует их при необходимости, берет под охрану основные рубежи и маршруты движения участников мероприятия, VIP-гостей, организует встречу прибывающих на место проведения лиц, если нужно, ограничивает движение автотранспорта, пешеходов, воспрепятствует парковке посторонних автомобилей.
Этап проведения мероприятий. Действия сотрудников охраны, особенности их работы на этапе проведения мероприятия будут рассмотрены ниже на конкретных примерах.
Основные задачи частной охраны при проведении общественно-политических мероприятий
1.Организация прохода участников мероприятия, недопущения проникновения лиц без приглашения или нежелательных лиц, определенных организаторами мероприятия, которые не противоречили бы закону.
2.Оказание помощи организаторам в подержании установленного порядка и регламента мероприятия.
3. Обеспечения условий безопасности, защита жизни и здоровья участников.
4. При необходимости обеспечения сохранности имущества и личных вещей участников и организаторов мероприятия.
5. Предупреждение, сглаживание или пресечение конфликтов, провокационных действий.
6. Предупреждение столкновений участников с представителями правоохранительных органов.
7. Предупреждение перерастания мероприятия в массовые беспорядки и т. п.
Обеспечение проведения митинга
Основными мероприятиями по оказанию охранных услуг будут:
• тщательное изучение места проведения митинга с целью определения рубежей охраны;
• предварительный расчет требуемых сил и средств и их распределения;
• выделение зон доступа для определенных лиц (в президиум, на сцену), порядок их входа и выхода;
• установление порядка заполнения площади и последующего ее освобождения;
• определение порядка усиления постов охраны по мере заполнения площади.
Непременным условием является ознакомление со списком приглашенных VIP-гостей с целью:
• определения возможных угроз;
• выработки защитных мер, порядка зачистки места проведения;
• определения порядка их входа и выхода к месту сбора, на выступление, последнего.
Обратите внимание на согласование порядка взаимодействия с правоохранительными органами, распределение секторов контроля обстановки, определение частоты радиосвязи, порядка эвакуации при нештатных ситуациях.
Производятся тщательный подбор сотрудников охраны, проведение предварительного инструктажа, экипировка и оснащение частных охранников необходимыми средствами, техническими приспособлениями и т.п.
Выдвижение на место проведения мероприятия проходит согласно принятой схеме расстановки сил, средств и плану работы. При этом за несколько часов до митинга высылается группа подготовки объекта с целью проведения контрольных мероприятий по обнаружению признаков возможных угроз, оборудования рубежей охраны, технического оснащения места проведения митинга. В дальнейшем члены группы будут входить составным звеном в общую схему построения группы охраны мероприятия.
Схема расстановки сил и средств при проведении митинга будет зависеть от особенностей места проведения, контингента участвующих и т.п.
Основные схемы расстановки сил и средств приведены в книге «Пособие по профессиональной подготовке частных охранников» М. ЭКА, 2011г., авторы- Ф. Аллахвердиев, В. Прасолов, В.Черняев.
Обеспечение проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
- Организация прохода участников мероприятия, недопущения проникновения лиц без приглашения , билетов, лиц в нетрезвом состоянии, агрессивно настроенных лиц или нежелательных лиц, определенных организаторами мероприятия, которые не противоречили бы закону.
- Выявление перед началом мероприятия лиц, неадекватно себя ведущих, чрезмерно возбужденных или агрессивно настроенных с целью дальнейшего наблюдения за ними и пресечения недозволенных действий.
- Обеспечение контроля за общественным порядком в месте проведения мероприятия, своевременное пресечение действий лиц, которые мешают мероприятию.
- Недопущение прохода посторонних лиц на сцену, в служебные помещения.
- Обеспечение контроля за общественным порядком в буфете, гардеробе, в туалетных комнатах.
- Наблюдение за прилегающей территорией с целью пресечения противоправных действий, случаев хулиганства и иных правонарушений.
- Поддержание порядка в местах выхода и рассредоточения участников мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).
- Обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий с места проведения мероприятия к остановкам общественного транспорта.
Задачи частной охраны при проведении рекламно-коммерческих мероприятий
1.Обеспечение контроля за посетителями, проверки у них входных билетов, приглашений.
2.Поддержание общественного порядка в месте проведения мероприятия и на прилегающей территории.
3.Обеспечение сохранности имущества организаторов мероприятия, предупреждение целенаправленного повреждения выставочных стендов, экспонатов, предупреждение краж выставочных образцов и товаров, технической документации фирм участников.
4.Оказание помощи организаторам в подержании установленного порядка и регламента мероприятия.
5.При необходимости обеспечения сохранности имущества и личных вещей участников , гостей и посетителей мероприятия.
6.Недопущение провокационных и дискредитирующих заявлений и поведения различных лиц во время проведения мероприятия.
7.Предупреждение и пресечение случаев вымогательства и попрошайничества в ходе проведения мероприятия.
8.Тесное взаимодействие с представителями служб безопасности участниками рекламно-коммерческих мероприятий.
Обеспечение проведения праздничного вечера (банкета).
Основными мероприятиями по охранной деятельности будут:
• выбор зала (помещения), где планируется провести вечер. Этот момент очень важен для проведения режимных мероприятий. Лучше, если помещение будет изолированным или хотя бы непроходным. В этом случае охранные мероприятия будут менее затратными.
• Проведение основных организационных мероприятий, а именно:
– определение в помощь руководителю охраны распорядителя банкета, который будет основным организатором мероприятия;
– подготовка пригласительных билетов (списков приглашенных, участников вечера с указанием номера столика). Эту работу делает администрация, но сотрудники охраны тоже должны принимать в этом участие;
– определение мест парковки автомашин, приезжающих на праздник, и необходимости дополнительной охраны; установка порядка въезда и выезда автомобилей. Здесь важно предусмотреть соответствие формы одежды сотрудников охраны времени года, погоде;
– определение порядка входа и выхода гостей, приглашенных, артистов, обслуживающего персонала и т.п., проверка запасных выходов, порядка их охраны, блокирование служебных, технических входов и выходов;
– согласование порядка работы сотрудников охраны в гардеробе, холле, буфетах, туалетных комнатах и других местах общего пользования. Следует жестче контролировать работу гардеробщиков (как правило, малооплачиваемой категории персонала), чтобы они не покидали свои рабочие места, так как в случае кражи верхней одежды проблемы возникнут и у охраны тоже. Холлы, буфеты, туалеты (и другие общественные места), особенно если они расположены не на виду, могут стать центром пьяной ссоры, «разборок» и т.д.
• При наличии местной охраны желательно заранее договориться о взаимодействии и скоординировать свои действия в различных ситуациях. Это особенно важно, если в данном помещении проводится не один банкет.
Следует четко обговорить, какие действия будет предпринимать местная охрана в той или иной ситуации. Обязательно следует предусмотреть действия охраны, участников вечера и администрации помещения при возникновении чрезвычайных ситуаций. У охраны должны быть адреса и номера телефонов местного ОВД, МЧС, ближайших медицинских учреждений.
Подбор сотрудников охраны, проведение предварительного инструктажа, экипировка, оснащение частных охранников необходимыми средствами, техническими приспособлениями и т.п. Предварительно согласуйте вопрос о вооружении частных охранников. Как показывает практика, присутствие на мероприятиях охранника с оружием, бывает, ухудшает обстановку. Спецсредства не должны быть на виду, но место их хранения должно быть достаточно близко, если придется кого-то «успокаивать».
• Организация охраны места проведения мероприятия осуществляется согласно принятой схеме расстановки сил.
Не менее чем за один час до начала мероприятия, сотрудники охраны осматривают зал и все подсобные помещения, а также прилегающую территорию на предмет обнаружения подозрительных предметов, лиц и пр. Обследованию подлежат без исключения все выходы и входы, включая запасные, служебные, технические.
Пропуск посетителей сотрудники охраны осуществляют по пригласительным билетам (спискам). Особое внимание обращают на посторонних лиц, пытающихся пройти без приглашения. Лиц без пригласительных билетов (или не поименованных в списке) сотрудники охраны останавливают и выдворяют за пределы помещения, а при повторных попытках пройти силой сообщают в ближайший отдел внутренних дел. При прибытии наряда милиции сотрудники охраны передают им задержанных.
Так называемые «халявщики» (завсегдатаи светских вечеров и приемов) не так уж и безобидны. Они приходят на такие мероприятия, как на работу, часто не только для того, чтобы поесть и выпить, но и вынести все, что плохо лежит. Как правило, эти люди имеют связь с местным обслуживающим персоналом, которые будут стараться облегчить им доступ на мероприятие.
Поэтому предотвращение такого рода инцидентов является важнейшей задачей сотрудников службы охраны. Следует избегать провокации со стороны такой группы людей. Возникающие конфликты следует разрешать в самом начале, не давая поводов к их возобновлению. Лиц, нарушающих общественный порядок, сотрудники охраны сначала тактично предупреждают, а при необходимости изолируют и отправляют домой, желательно с родными или знакомыми людьми.
Не вмешиваться в действия гостей (в т. ч. пьяных), если они укладываются в нормы поведения, безопасные для окружающих, но следует действовать решительно и резко, если возникает реальная угроза для безопасности людей, имущества.
Применять все разрешенные средства без промедления, решительно, особенно если в деле может быть задействовано оружие. Все действия следует производить так, чтобы никто не пострадал (даже если придется принять удар на себя).
Иметь резерв сил и средств, чтобы была возможность оперативно реагировать на возникающую ситуацию (иметь определенное количество хорошо подготовленных охранников, которых можно быстро задействовать, временно сняв их с других постов).
Завершение праздничного вечера и убытие охраны. После объявления о завершении праздничного вечера сотрудникам охраны следует усилить свое внимание. Некоторые гости могут покинуть мероприятие, не дожидаясь его окончания. Охране следует особое внимание обратить на то, чтобы они ушли и уехали в своей одежде, на своих машинах, без каких-то потерь и претензий.
Уход обслуживающего персонала – это часто «головная боль» сотрудников охраны. Повара, официанты и прочий персонал, покидая торжество, часто уходят с пакетами, в которых, по их словам, находятся их личные продукты, напитки, посуда и т.д. На эти случаи старшему охраны надо иметь конкретные указания от распорядителей праздничного вечера или заказчика мероприятия.
По окончании праздничного вечера и ухода всех гостей сотрудники охраны проверяют зал, места общего пользования, гардеробы на предмет забытых и потерянных вещей, документов, сохранности имущества банкетного зала. Все найденные вещи, документы по акту передаются организаторам вечера.
Судьбу оставшихся после банкета продуктов и напитков решает организатор мероприятия.
Сотрудники охраны уходят последними, как правило, это происходит поздно. Поэтому следует предусмотреть развоз частных охранников к месту отдыха или по домам.
Основные действия охраны при обеспечении безопасности свадьбы.
-Определение угроз, источники опасности для данного мероприятия.
-Установить личность заказчика, его деловые и личностные качества.
-Определить место проведения свадьбы (ресторан, дом или квартира личная или съемная). При чужом помещении выясняется порядок и условия аренды помещения.
-Изучается здание или помещение, особое внимание при этом уделяется этажности, наличии чердачных и подвальных помещений, расположению комнат, балконов и т. п. Уточняется наличие в помещениях опасных предметов и вещей (оружие, газовые элементы и т. д.) Изучается территория вокруг объекта (местоположение, транспорт, наличие рядом магазинов, кафе и т. п.).
-Выясняется окружение вокруг мероприятия (соседи, недоброжелатели, злостные элементы). При проведении мероприятия в общественном месте оцениваются соседние аналогичные мероприятия (свадьбы, застолья, встречи).
-Определяется вид транспорта на все этапы свадьбы, необходимость его охраны.
-Согласовывается план проведения мероприятия со всеми его этапами и особенностями протекания (встреча и проводы молодоженов, выкуп невесты, прием подарков и т.д.) и определяется место и роль сотрудников охраны, их расстановка.
-Уточняется порядок зачистки места проведения и осмотра подарков, обеспечения их сохранности.
-При необходимости охрана принимает участие в контроле за качеством пищи, за ее подачей к столу.
Заключительный этап.
Это организованное завершение мероприятия, обеспечения убытие участников мероприятия, их рассредоточения. постепенное свертывание сил и средств охраны, передача места проведения мероприятия ответственным лицам, убытие.
По завершении охранных мероприятий полезно провести критический разбор ситуаций, анализ работы каждого охранника, сделать соответствующие выводы на будущее и наметить пути устранения недостатков. Обязательный разбор работы сотрудников охраны, анализ действий каждого работника необходимы для того, чтобы в будущем избежать
допущенных промахов.
Действия сотрудников охраны во время нестандартных и конфликтных ситуаций.
В заключении данной темы рассмотрим поведение сотрудников охраны во время нестандартных и конфликтных ситуаций, возникающих во время проведения массовых мероприятий.
Общий подход к действиям частных охранников.
Постоянная оценка складывающейся обстановки, ее отслеживание и анализ являются главной составляющей работы частных охранников.
От сотрудников охраны потребуется высокая степень наблюдательности, ибо конфликту предшествуют более или менее значимые сигналы, такие как: дискомфорт, напряжение (возникновение негативных установок и предвзятого отношения), недоразумения (возникновение ложных выводов из-за отсутствия взаимопонимания), инциденты.
Здесь очень важно иметь представление о наиболее опасных обстоятельствах, которые могут негативно влиять на работу частных охранников.
Это толпа и паника, которые могут возникать в результате нештатных ситуаций.
Толпа. Психологи характеризует толпу как сложнейший и важный субъект массового вне коллективного поведения. Толпа представляет собой контактную, внешне неорганизованную общность людей, отличающуюся высокой степенью конформизма ее членов, действующую крайне эмоционально и единодушно.
Принята следующая классификация толпы:
. случайная (окказиональная) толпа – это скопление людей, желающих получить информацию о событиях как убеждение и внушение, замену лидера, переключение внимания, отсечение любопытных, выделение активных членов (снятие анонимности). Но это тема для отдельного серьезного разговора в психологической подготовке сотрудников охраны, особенно руководителей охранных структур.
или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств;
. экспрессивная толпа – группа людей, совместно выражающих чувство радости, скорби, гнева или протеста (народные гулянья, шествия, митинги). Здесь же можно говорить об экстатической толпе – толпе, объятой экстазом;
. конвенциональная толпа – более сложная разновидность толпы, представляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выходят за рамки обычного поведения (участники массовых митингов, болельщики на стадионах и т.д.).
Самым сложным и опасным для общественного порядка видом толпы является так называемая действующая толпа, которая осуществляет активные действия относительно определенного объекта.
Действующая толпа делится на подвиды:
– паническая – толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то);
– конкурирующая (стяжательская) – толпа, борющаяся за ценности;
– агрессивная толпа – людская масса, совершающая деструктивные действия;
– повстанческая – толпа, противодействующая властям.
Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.
Поведение этой толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так и в форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угроз насилия.
Для организации охраны в местах проведения массовых мероприятий важно знать, что формирование толпы происходит не мгновенно. Для этого требуется значительное время. Как правило, его достаточно для нейтрализации этого явления при условии, если охрана готова к таким событиям и умеет использовать в своей работе такие методы как убеждение и внушение, замену лидера, переключение внимания, отсечение любопытных, выделение активных членов ( снятие анонимности), разделение толпы и т. д.
Но эта тема отдельного серьезного разговора в психологической подготовке сотрудников охраны, особенно руководителей ЧОО.
Паника – это состояние сильного смятения, растерянности и страха, глубоко охватившее человека или группу людей при действительной или мнимой опасности, либо как реакция массового страха, возникающая в результате действительно или мнимой опасности, неконтролируемое стремление избежать ситуации любой ценой.
Человек в состоянии паники теряет обычное критическое восприятие и самоконтроль, как только он вступает в контакт с другими членами толпы и проникается тем коллективным возбуждением, которое господствует над ними. Он прямо и непосредственно откликается на замечания и действия других, вместо того чтобы истолковывать их, как он сделал бы в обычных условиях.
Его неспособность анализировать действия других прежде, чем откликаться на них, порождает его собственное стремление действовать.
Возникновение паники проходит ряд этапов:
• шокирующий стимул;
• осознание ситуации как опасной (кризисной);
• замешательство;
• индивидуальные действия (индивид мечется);
• собственно паника (бегущая толпа).
Нейтрализация этих действий (событий) – важная часть работы сотрудников охраны.
Знание вышеперечисленных сведений поможет при решении задач по обеспечению порядка в местах проведения общественных мероприятий.
Готовность сотрудников охраны к действиям во время нестандартных и конфликтных ситуаций
Это не просто сказать: «Я готов!» Охранники должны обладать не только теоретическими знаниями, но иметь навыки практической работы в таких условиях. Действия сотрудников охраны должны быть направлены на предотвращение возникающих различного рода нештатных, конфликтных ситуаций.
Главным инструментом в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций будет выступать умение сотрудников охраны вести переговоры. Это снимает источник напряженности как таковой. Урегулирование конфликта таким образом уменьшает противодействие сторон, помогает избегать насилия, материальных и других издержек.
Если по отношению к сотрудникам охраны, осуществляющим обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, применяются меры противодействия, которые перерастают в нештатную ситуацию или конфликт, то при урегулировании ситуации следует обеспечить минимум нанесения ущерба при соблюдении законности в действиях охраны.