ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Транспортные средства и дополнительное оборудование при перевозках опасных грузов класса 1
Материалы, используемые в конструкции кузовов транспортных средств
В конструкции кузовов не должны использоваться материалы, способные образовывать опасные соединения с перевозимыми взрывчатыми веществами.
9.3.2 Топливные обогревательные приборы 9.3.2.1 Топливные обогревательные приборы можно устанавливать на транспортных средствах ЕХ/II и EX/III только для обогрева кабины водителя или двигателя.
9.3.2.2 Топливные обогревательные приборы должны отвечать требования пунктов 9.2.4.7.1, 9.2.4.7.2, 9.2.4.7.5 и 9.2.4.7.6. 9.3.2.3 Выключатель топливного обогревательного прибора может быть установлен за пределами кабины водителя.
Нет необходимости представлять доказательства того, что теплообменник выдерживает сокращенный цикл работы в режиме инерции.
9.3.2.4 Топливные обогревательные приборы, топливные баки, источники питания, заборники воздуха для сжигания топлива или обогрева, а также выхлопные трубы (их выпускные отверстия), требующиеся для функционирования топливного обогревательного прибора, не должны устанавливаться в грузовом отделении.
9.3.3 Транспортные средства EX/II Эти транспортные средства должны конструироваться, изготавливаться и оборудоваться таким образом, чтобы взрывчатые вещества и изделия были защищены от опасности извне и от воздействия климатических условий. Они должны быть закрытого типа или должны быть покрыты брезентом.
В качестве брезента должен использоваться стойкий к разрыву, непроницаемый и трудновоспламеняющийся материал1. Он должен натягиваться таким образом, чтобы покрывать загружаемое пространство со всех сторон. Все отверстия в грузовом отделении закрытых транспортных средств должны иметь запираемые, плотно посаженные двери или жесткие крышки. Кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой.
9.3.4 Транспортные средства EX/III
9.3.4.1 Эти транспортные средства должны конструироваться, изготавливаться и оборудоваться таким образом, чтобы взрывчатые вещества и изделия были защищены от опасности извне и от воздействия климатических условий. Эти транспортные средства должны быть закрытого типа. Кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой. Соприкасающиеся с грузом поверхности должны быть сплошными. Могут быть установлены устройства для крепления груза. Все соединения должны быть герметизированы.
Все отверстия должны быть снабжены запирающимися устройствами. Их двери или крышки должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы обеспечивалось их соединение внахлест. 9.3.4.2 Для изготовления кузова должны использоваться жаропрочные и огнестойкие материалы, и его стенки должны иметь толщину не менее 10 мм.
Это требование считается выполненным, если использованы материалы, отнесенные к классу B-s3-d2 в соответствии со стандартом EN 13501-1:2007 + А1:2009. Если для изготовления кузова используется металл, то вся внутренняя поверхность кузова должна быть покрыта материалами, отвечающими тем же требованиям.
9.3.5 Двигатель и грузовое отделение Двигатель, приводящий в движение транспортное средство EX/II или EX/III, должен быть расположен спереди передней стенки грузового отделения; однако он может быть расположен под грузовым отделением при условии, что это сделано таким образом, чтобы любое избыточное тепло не создавало опасности для груза в результате нагрева внутренней поверхности грузового отделения до температуры выше 80 °C.
9.3.6 Внешние источники тепла и грузовое отделение Система выпуска выхлопных газов транспортных средств EX/II и EX/III и другие части этих укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств должны быть сконструированы и расположены таким образом, чтобы любое избыточное тепло не создавало опасности для груза в результате нагрева внутренней поверхности грузового отделения до температуры выше 80 °С. 9.3.7 Электрооборудование 9.3.7.1 Электрооборудование должно отвечать соответствующим требованиям пунктов 9.2.2.1, 9.2.2.2, 9.2.2.3, 9.2.2.4, 9.2.2.5, 9.2.2.6, 9.2.2.7, 9.2.2.8 и 9.2.2.9.2.
9.3.7.2 Электрооборудование, расположенное в грузовом отделении, должно быть пыленепроницаемым и иметь степень защиты, по крайней мере, IP 54 в соответствии с стандартом МЭК 60529 или равноценную степень защиты.
В случае перевозки предметов и изделий группы совместимости J должна быть обеспечена степень защиты, по крайней мере, IP 65 в соответствии со стандартом МЭК 60529 или равноценная степень защиты.
9.3.7.3 Никакая проводка не должна быть расположена внутри грузового отделения. Электрооборудование, доступ к которому имеется изнутри грузового отделения, должно быть в достаточной мере защищено от механического воздействия с внутренней стороны грузового отделения.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств
9.2.1.2 MEMU должны удовлетворять требованиям настоящей главы, применимым к транспортным средствам EX/III.
9.2.2 Электрооборудование
9.2.2.1 Общие положения Установка должна быть сконструирована, выполнена и снабжена средствами защиты так, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортных средств она не могла вызвать случайного возгорания или короткого замыкания.
Установленное электрооборудование в целом должно удовлетворять положениям подразделов 9.2.2.2–9.2.2.9 в соответствии с таблицей, приведенной в разделе 9.2.1.
9.2.2.2 Электропроводка
9.2.2.2.1 Кабели
Ни один из кабелей электрической цепи не должен пропускать ток, сила которого превышает допустимое значение для такого кабеля. Провода должны быть соответствующим образом изолированы. Кабели должны выдерживать условия, такие как температурный диапазон и водостойкость, существующие в отделении транспортного средства, в котором их предполагается использовать.
Кабели должны соответствовать стандарту ISO 6722-1:2011 + Cor 01:2012 или стандарту ISO 6722-2:2013. Кабели должны быть надежно закреплены и расположены так, чтобы они были защищены от механических и термических воздействий.
9.2.2.2.2 Дополнительная защита Кабели, расположенные позади кабины водителя и на прицепах, должны быть дополнительно защищены, с тем чтобы минимизировать любое случайное возгорание или короткое замыкание в случае удара или деформации. Дополнительная защита должна выдерживать нормальные условия эксплуатации транспортного средства. Дополнительная защита отвечает надлежащим требованиям, если используются многожильные кабели, соответствующие стандарту ISO 14572:2011 или одному из примеров, приведенных на рисунках в пунктах 9.2.2.2.2.1–9.2.2.2.2.4 ниже, или другой конфигурации, обеспечивающей такую же эффективную защиту.
Кабели датчиков частоты вращения колес не нуждаются в дополнительной защите. Считается, что транспортные средства ЕХ/II, являющиеся автофургонами, в которых электропроводка, находящаяся за кабиной водителя, защищена корпусом, отвечают этому требованию.
9.2.2.3 Плавкие предохранители и автоматические выключатели
Все электрические цепи должны быть защищены плавкими предохранителями или автоматическими выключателями, кроме электрических цепей:
– от аккумуляторной батареи до системы холодного пуска;
– от аккумуляторной батареи до генератора переменного тока;
– от генератора переменного тока до блока плавких предохранителей или автоматических выключателей;
– от аккумуляторной батареи до стартера;
– от аккумуляторной батареи до управляющего блока системы замедления без тормозов (см. пункт 9.2.3.1.2), если эта система является электрической или электромагнитной;
– от аккумуляторной батареи до электрического механизма подъема оси балансира тележки.
Вышеупомянутые незащищенные электрические цепи должны иметь минимальную протяженность.
9.2.2.4 Аккумуляторные батареи
Клеммы аккумуляторной батареи должны быть электрически изолированы или находиться под изолирующей крышкой. Аккумуляторные батареи, которые могут выделять воспламеняющийся газ и которые не расположены под капотом двигателя, должны быть помещены в вентилируемый ящик.
9.2.2.5 Освещение Применение источников света с винтовым цоколем не допускается.
9.2.2.6 Электрические соединения между автомобилями и прицепами
9.2.2.6.1 Электрические соединения должны быть устроены так, чтобы исключить возможность: – попадания влаги и грязи; подключенные части должны иметь защиту степени, по крайней мере, IP 54 в соответствии со стандартом МЭК 60529; – непреднамеренного разъединения; соединители должны удовлетворять требованиям, приведенным в пункте 5.6 стандарта ISO 4091:2003.
9.2.2.6.2 Считается, что требования пункта 9.2.2.6.1 соблюдены:
– в случае стандартизированных соединителей, предназначенных для конкретных целей в соответствии со стандартом ISO 12098:20041 , ISO 7638:20031 , EN 15207:2014 или ISO 25981:20081; – в том случае, если электрические соединения являются частью автоматизированных сцепных устройств (см. Правила № 55 ООН2 ).
9.2.2.6.3 Электрические соединения для других целей, касающихся надлежащего функционирования транспортных средств или их оборудования, могут быть использованы при условии, что они соответствуют требованиям пункта 9.2.2.6.1.
9.2.2.7 Напряжение Номинальное напряжение в системе электрооборудования не должно превышать 25 В переменного тока или 60 В постоянного тока. Более высокое напряжение допускается в гальванически изолированных частях электрической системы при условии, что эти части не находятся в периметре по меньшей мере 0,5 м от наружной части грузового отделения или бака. Кроме того, системы, работающие на напряжении свыше 1000 В переменного тока или 1500 В постоянного тока, должны быть помещены в закрытый корпус. В случае ксеноновых огней к использованию допускаются только те из них, которые оснащены интегрированными стартерами.
9.2.2.8 Главный выключатель аккумуляторной батареи
9.2.2.8.1 Выключатель, предназначенный для разрыва электрических цепей, должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батарее. Если используется однополюсный выключатель, то он должен быть установлен на проводе питания, а не на проводе заземления.
9.2.2.8.2 Устройство, управляющее выключателем, должно быть расположено в кабине водителя. Оно должно быть легкодоступным для водителя и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия. Такая защита обеспечивается кожухом, необходимостью двойного нажатия или другими средствами. Могут быть установлены дополнительные управляющие устройства при условии, что они имеют четкую маркировку и защищены от случайного воздействия. Если управляющее(ие) устройство(а) имеет(ют) электрический привод, то цепи управляющего(их) устройства (устройств) должны соответствовать требованиям подраздела 9.2.2.9.
9.2.2.8.3 Выключатель должен разорвать цепь в течение 10 секунд после активации управляющего устройства.
9.2.2.8.4 Выключатель должен иметь оболочку, обладающую защитой степени IP 65 в соответствии со стандартом МЭК 60529. 9.2.2.8.5 Контакты подсоединения кабелей к выключателю должны иметь защиту степени IP 54 в соответствии со стандартом МЭК 60529. Однако этого не требуется, если указанные контакты находятся в кожухе, которым может служить ящик аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно изолировать контакты с целью защиты от короткого замыкания, например с помощью резинового колпачка.
9.2.2.9 Электрические цепи, постоянно находящиеся под напряжением
9.2.2.9.1
a) Части электрооборудования, включая питающие провода, остающиеся под напряжением при разомкнутом положении главного выключателя аккумуляторной батареи, должны иметь характеристики, позволяющие использовать их в опасных зонах. Такое оборудование должно отвечать общим требованиям стандарта МЭК 60079, части 0 и 143 , и применимым дополнительным требованиям стандарта МЭК 60079, части 1, 2, 5, 6, 7, 11, 15, 18, 26 или 28.
b) Для применения стандарта МЭК 60079, часть 143 , используют следующую классификацию: Электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением, включая питающие провода, которое не подпадает под действие требований подразделов 9.2.2.4 и 9.2.2.8, должно отвечать требованиям для зоны 1 в целом либо требованиям для зоны 2 в отношении электрооборудования, расположенного в кабине водителя. Должны соблюдаться требования для группы взрывоопасности IIС, температурный класс Т6. Однако постоянно находящееся под напряжением электрооборудование, установленное в среде, где температура, определяемая находящимся там же неэлектрическим оборудованием, превышает предельную температуру для класса Т6, должно соответствовать температурному классу не менее Т4.
c) Провода питания электрооборудования, постоянно находящегося под напряжением, либо должны соответствовать требованиям стандарта МЭК 60079, часть 7 («Повышенная безопасность»), и быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, установленным как можно ближе к источнику питания, либо в случае «принципиально безопасного оборудования» должны быть защищены барьером безопасности, размещенным как можно ближе к источнику питания.
9.2.2.9.2 Коммуникации для электрооборудования, которое должно находиться под напряжением при разомкнутом положении главного выключателя аккумуляторной батареи, идущие в обход выключателя, должны быть защищены от перегрева с помощью соответствующих устройств, таких как плавкий предохранитель, автоматический выключатель или барьер безопасности (ограничитель тока).
9.2.3 Тормозное оборудование
9.2.3.1 Общие положения 9.2.3.1.1 Автомобили и прицепы, предназначенные для использования в качестве транспортных единиц для перевозки опасных грузов, должны удовлетворять всем соответствующим техническим требованиям Правил № 13 ООН4 с поправками, с соблюдением указанных в них сроков применения.
9.2.3.1.2 Транспортные средства EX/II, EX/III, FL и AT должны удовлетворять требованиям Правилам № 13 ООН4 , приложение 5.
9.2.3.2 (Исключен) 9.2.4 Предотвращение опасности возникновения пожара 9.2.4.1 Общие положения Изложенные ниже технические положения применяются в соответствии с таблицей, приведенной в разделе 9.2.1. 9.2.4.2 (Исключен) 9.2.4.3 Топливные баки и баллоны Топливные баки и баллоны для подачи топлива в двигатель транспортного средства должны отвечать следующим требованиям:
а) В случае любой утечки в нормальных условиях перевозки жидкое топливо или жидкая фаза газообразного топлива должна(о) стекать на землю и не попадать на груз или нагретые части транспортного средства.
b) Топливные баки для жидких видов топлива должны соответствовать положениям Правил № 34 ООН5 ; топливные баки, содержащие бензин, должны быть оборудованы эффективным пламеуловителем, расположенным у заливного отверстия, или затвором, герметично закрывающим это отверстие. Топливные баки и баллоны соответственно для СПГ и КПГ должны отвечать соответствующим требованиям Правил № 110 ООН6 . Топливные баки для СНГ должны отвечать соответствующим требованиям Правил № 67 ООН7.
c) Выпускное(ые) отверстие(я) устройств для сброса давления и/или клапанов для сброса давления топливных баков, содержащих газообразное топливо, должно(ы) быть направлено(ы) в сторону от воздухозаборных систем, топливных баков, груза или нагретых частей транспортного средства, и выходящие из них газы не должны проникать в замкнутые пространства, другие транспортные средства, наружные воздухозаборные системы (например, системы кондиционирования воздуха), воздухозаборники двигателя или системы выпуска отработавших газов двигателя. Патрубки топливной системы не
должны устанавливаться на корпусе, содержащем груз.
9.2.4.4 Двигатель
Двигатель транспортного средства должен быть оборудован и расположен таким образом, чтобы груз не подвергался какой-либо опасности нагревания или воспламенения. Использование КПГ или СПГ в качестве топлива допускается только в том случае, если элементы специального оборудования для КПГ и СПГ официально утверждены в соответствии с Правилами № 110 ООН6 и соответствуют положениям раздела 9.2.2.
Установка на транспортном средстве должна соответствовать техническим требованиям раздела 9.2.2 и Правил № 110 ООН6. Использование СНГ в качестве топлива допускается только в том случае, если элементы специального оборудования для СНГ официально утверждены в соответствии с Правилами № 67 ООН7 и соответствуют положениям раздела 9.2.2. Установка на транспортном средстве должна соответствовать техническим требованиям раздела 9.2.2 и Правил № 67 ООН7.
В случае транспортных средств EX/II и EX/III в качестве двигателя должен использоваться двигатель с воспламенением от сжатия, работающий только на жидком топливе с температурой вспышки выше 55 °C. Использование газов не допускается.
9.2.4.5 Система выпуска отработавших газов Система выпуска отработавших газов (включая выпускные трубы) должна быть расположена или защищена таким образом, чтобы исключалась любая опасность нагрева или воспламенения груза. Элементы системы выпуска, расположенные непосредственно под топливным баком (в случае дизеля), должны быть расположены на расстоянии не менее 100 мм от бака или иметь теплозащитный экран.
9.2.4.6 Система замедления без тормозов транспортного средства Транспортные средства, оборудованные системой замедления без тормозов с интенсивным тепловыделением, расположенной за задней стенкой кабины водителя, должны быть оснащены жестко закрепленным теплозащитным экраном, установленным между этой системой и топливным баком или грузом, чтобы исключалась любая опасность нагрева, даже локального, топливного бака или груза. Кроме того, этот теплозащитный экран должен защищать тормозную систему от любых, даже аварийных, утечек или выбросов груза.
Удовлетворительной считается, например, защита, обеспечиваемая экраном с двойной оболочкой. 9.2.4.7 Топливные обогревательные приборы 9.2.4.7.1 Топливные обогревательные приборы должны отвечать соответствующим техническим требованиям Правил № 122 ООН8 с поправками, с соблюдением указанных в них сроков применения, а также применимым требованиям пунктов 9.2.4.7.2–9.2.4.7.6 в соответствии с таблицей раздела 9.2.1.
9.2.4.7.2 Топливные обогревательные приборы и их система выпуска отработавших газов должны быть сконструированы, расположены, защищены и изолированы таким образом, чтобы исключить любую возможность недопустимого нагрева или воспламенения груза.
Это требование считают выполненным, если топливный бак и система выпуска отработавших газов этого устройства удовлетворяют требованиям, аналогичным тем, которые установлены для топливных баков и систем выпуска отработавших газов транспортных средств в пунктах 9.2.4.3 и 9.2.4.5 соответственно.
9.2.4.7.3 Выключение топливных обогревательных приборов должно осуществляться по крайней мере следующими способами:
- a) преднамеренным выключением вручную из кабины водителя;
- b) случайной остановкой двигателя транспортного средства; в этом случае обогревательный прибор может быть вновь включен водителем вручную;
- c) запуском на автомобиле питательного насоса для перевозимых опасных грузов.
9.2.4.7.4 Допускается работа топливных обогревательных приборов в режиме инерции после их выключения. В случае использования способов, указанных в пунктах 9.2.4.7.3 b) и с), подача воздуха в камеру сгорания должна быть прекращена с помощью надлежащих средств после цикла работы в режиме инерции продолжительностью не более 40 секунд. Разрешается использовать только те топливные обогревательные приборы, в отношении которых представлены доказательства того, что теплообменник выдерживает сокращенный цикл работы в режиме инерции продолжительностью в 40 секунд в течение всего срока нормальной эксплуатации этих приборов.
9.2.4.7.5 Включение топливного обогревательного прибора должно осуществляться вручную. Использование программирующих устройств запрещается.
9.2.4.7.6 Использование топливных обогревательных приборов, работающих на газообразном топливе, не разрешается. 9.2.5 Устройство ограничения скорости Автомобили (транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов) максимальной массой более 3,5 т должны быть оборудованы устройством или функцией ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил № 89 ООН9 с поправками. Данное устройство или функция ограничения скорости должны быть отрегулированы так, чтобы скорость не могла превысить 90 км/ч. 9.2.6 Сцепные устройства автомобилей и прицепов Сцепные устройства автомобилей и прицепов должны отвечать техническим требованиям Правил № 55 ООН2 с поправками, с соблюдением указанных в них сроков применения. 9.2.7 Предупреждение других рисков, связанных с топливом
9.2.7.1 Топливные системы двигателей, работающих на СПГ, должны быть оборудованы и расположены таким образом, чтобы груз не подвергался какой-либо опасности в результате охлаждения газа.
Противопожарное оборудование
8.1.4.1 В нижеследующей таблице содержатся минимальные предписания в отношении переносных огнетушителей для тушения пожаров классов1 A, B и C, которые применяются к транспортным единицам, перевозящим опасные грузы, за исключением тех, которые упомянуты в пункте 8.1.4.2:
8.1.4.2 На транспортных единицах, перевозящих опасные грузы в соответствии с пунктом 1.1.3.6, должен находиться один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов1 А, В и С, минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка (или эквивалентное количество любого другого подходящего огнетушащего состава).
8.1.4.3 Переносные огнетушители должны быть пригодны для использования на транспортном средстве и должны удовлетворять соответствующим требованиям стандарта EN 3 «Переносные огнетушители», часть 7 (EN 3-7:2004 + A1:2007). Если транспортное средство оборудовано самосрабатывающим или легко приводимым в действие стационарным устройством для тушения пожара в двигателе, переносной огнетушитель необязательно должен быть пригоден для тушения пожара в двигателе. Огнетушащие составы не должны выделять токсичных газов в кабину водителя или под влиянием возникающей при пожаре температуры.
8.1.4.4 Переносные огнетушители, соответствующие положениям пунктов 8.1.4.1 или 8.1.4.2, должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались. Огнетушители должны подвергаться проверкам в соответствии с утвержденными национальными стандартами, с тем чтобы гарантировать их функциональную надежность. Они должны иметь маркировочный знак, указывающий на соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и маркировочный знак, указывающий дату (месяц, год) следующей проверки или истечения максимально допустимого срока службы, в зависимости от конкретного случая.
8.1.4.5 Огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах таким образом, чтобы они в любое время были легко доступны для экипажа транспортного средства. Установка должна производиться так, чтобы огнетушители были защищены от воздействия погодных условий во избежание снижения их эксплуатационной надежности. Во время перевозки дата, требуемая в пункте 8.1.4.4, не должна быть просрочена.