ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Психологические аспекты в частной охранной деятельности
Психологические аспекты наблюдения.
В житейском плане принято считать, что понятие «наблюдение» связано только со зрительным восприятием – мы наблюдаем, значит смотрим
Вероятно, такая точка зрения основана на том, что до 80% информации об окружающей действительности мы получаем через зрение и лишь 20% информации мы воспринимаем через другие органы восприятия. При таком раскладе, конечно, в подавляющем большинстве случаев, в наблюдениях используется зрение.
Но в психологии под «наблюдением» понимается активная, организованная форма получения информации за какими-либо объектами, процессами, событиями и явлениями. А получать информацию, как мы понимаем, можно по разным каналам восприятия. Да и ведущая роль зрения, в определённых ситуациях может резко снижаться, вплоть до нулевой. В этих условиях приоритет в восприятии информации мы вынуждены отдавать другим органам чувств.
Представьте, что в условиях ограниченной видимости (на территории склада, где все вокруг заставлено стеллажами, коробками, конструкциями и т.д.), или в темное время суток мы проверяем охраняемый объект. Разве мы можем здесь делать упор на наше зрение? Нет. Мы перераспределяем роли своих органов чувств, и ведущую роль отдаем органам слуха. А там где темно и шумно – на что мы можем рассчитывать?
Поэтому, изначально нам нужно придти к пониманию общих характеристик нашего восприятия, независимо от того, как мы это делаем, с помощью каких органов чувств. И первым делом определимся с понятием «наблюдение» в контексте нашего восприятия:
Наблюдение может быть определёно как активная форма чувственного познания (через ощущения) окружающей действительности при непосредственном воздействии на наши органы чувств, дающая возможность накапливать эмпирические (опытные) данные, образовывать первоначальные представления (образы) об объектах наблюдения или проверять и корректировать исходные предположения (сопоставляя свойства, характеристики объектов), связанные с ними.
В зависимости от анализаторов, задействованных в данном процессе различают следующие виды восприятий: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия (ощущения своего тела).
Получаемая при взаимодействии с объектом информация о его свойствах (величине, форме, весе, цвете и др.) преобразуется в образ данного объекта, с которым в дальнейшем оперируют наши внимание, память, мышление, эмоции. Следует помнить, что формируемые нами образы представляют собой субъективные формы объектов, то есть формируемый образ зависит от внутреннего мира каждого конкретного субъекта (человека). Вся внешняя среда воспринимается нами через призму наших потребностей и интересов. А они у каждого человека они не только могут быть разными, но и имеют различное выражение. Поэтому разные люди по-разному воспринимают одно и то же явление или объект, а потому – как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых восприятий и, следовательно, нет одинаковых образов.
1.3. Визуальная диагностика объектов наблюдения.
Немало авторов различных публикаций, в том числе и в охранной сфере, приводят в пример физиогномику, как способ визуальной диагностики человека, для определения его психологических особенностей по признакам внешности. Действительно, связь внешности человека с его индивидуальными психологическими характеристиками была обнаружена и изучалась ещё в глубокой древности. Уже тогда люди пытались по внешности определять склонности человека, его психологические особенности и даже жизненный путь. Это нашло своё отражение в таком учении как физиогномика. В китайских летописях lll века до н.э. физиогномика упоминается как специальная отрасль медицины. И Гиппократ, а позже и Аристотель живо интересовались физиогномикой.
С большим или меньшим доверием к себе, физиогномика как учение прошла через века, и сегодня не потеряла свою привлекательность. К ней можно относиться по-разному, но важно понимать, что для использования физиогномики необходимы доскональные, глубинные знания предмета и огромный практический опыт. В противном случае, мы будем постоянно находиться в плену собственных заблуждений. Слишком много разных признаков, соотношений пропорций и других деталей, необходимо учитывать при анализе получаемой информации. Это крайне сложно даже специалистам. Поэтому предлагать охранниками использовать физиогномику для визуальной диагностики является опрометчивым шагом [22].
Гораздо целесообразнее, предложить охранникам относительно простые признаки поведения человека, по которым они могут судить о его внутреннем состоянии и прогнозировать его последующие действия. Эта простота объясняется тем, что, во-первых, все мы примерно одинаково реагируем на определённые ситуации. Мимические способы выражения удивления, радости, интереса, страха и гнева выработались у человека в процессе его эволюции. И зная, как сами реагируем на ситуацию – мы уже подсознательно можем «считывать» информацию о состоянии, в котором находится другой человек. Например, в состоянии гнева, наше лицо краснеет (багровеет), учащается дыхание, расширяются ноздри и так далее. Поэтому, наблюдая подобные проявления у другого человека, – мы можем сделать предположение об его внутреннем состоянии в данный момент. И всем нам нужно приучать себя обращать внимание, прежде всего на несущественные, малозаметные детали в поведении людей и задавать себе мысленно вопрос: «Что это значит и что за этим скрывается?». Со временем наше восприятие натренируется, и сам подход обращать на малозаметные вещи для нас станет привычным и естественным.
Во-вторых, предлагаемых признаков не должно быть много, ибо получить и возможность использовать информацию охранник должен по принципу «здесь и сейчас». И потому излишне будет приводить здесь информацию, по принципу «всё, что известно» и не имеющего прямого отношения к текущей работе охранника. В условиях скоротечности контакта с человеком, охраннику нужно суметь быстро определить его состояние и степень взаимодействия с ним. Это будет способствовать выбору более адекватных действий охранника по отношению к человеку.
Но при этом, следует неукоснительно соблюдать важное правило – нельзя руководствоваться отдельно взятым признаком или действием человека, выхваченным из контекста общей ситуации. Попытку определить состояние человека или суть его действий по каким-либо признакам без учёта общего контекста ситуации, можно сравнить с попыткой понять смысл иностранной фразы, узнав в ней лишь одно слово. То же покраснение лица может быть следствием гнева, сильного смущения или болезненного состояния человека [8].
В этой связи, мы все должны помнить, что каждое наше переживание и состояние сопровождаются целым рядом характерных признаков, и мы можем только сами, искусственно «выдернуть» какой-либо характерный признак, не обращая внимания на остальные. Это и может создать предпосылки для неверного истолкования принятой нами информации.
Вот почему в психологии не принято давать оценку личностным характеристикам человека на основе обследования его с помощью одного-двух тестов. Обычно используются несколько, взаимодополняющих тестов, и личность изучается с разных сторон.
2. Психологические особенности проверки документов.
Проверяя документы, охранники обращают внимание на общее содержание документа – в пропусках, на наличие и соответствие фотографии проверяемому человеку, на соответствие марки и госномера транспортному средству, на срок действия документа и наличия необходимых реквизитов; в товарно-транспортных накладных – на характер и количество груза, соответствие печатей, штампов, подписей должностных лиц. При возникновении каких-либо сомнений, в соответствии с действующими правилами, документы могут изыматься до выяснения всех обстоятельств.
В настоящее время злоумышленники крайне редко прибегают к ручной, поддающейся быстрому определению, подделке документов. При наличии качественной оргтехники подделка различных документов не составляет большого труда. И крупные хищения с предприятий нередко проводятся с использованием документов, не вызывающих у охранников сомнений. Это вопрос цены.
Поэтому, здесь мы рассмотрим приемы, которые используются злоумышленниками при ручной подделке документов. Наиболее распространёнными приемами являются: подчистка, травление, смывание текста, исправление и дописка записей, замена фотокарточек и отдельных частей документа. Свидетельствовать о подделке могут:
- Различие почерка лица, подписавшего документ;
- наличие грамматических ошибок;
- замена в тексте букв одного шрифта на буквы другого шрифта;
- нестандартность шрифта, его несоответствие принятым образцам;
- неравномерность интервалов между буквами в словах, между словами, между строками;
- неровность линии записи в строке и др.;
О переклейке фотокарточке в документе свидетельствуют:
- отсутствие на фотокарточке части оттиска печати или его подделка (следы обрисовки);
- несовпадение контуров рамки и текста оттиска или штампа на фотографии и бланке документа;
- различие по цвету и оттенку красителя, чернил;
- наличие расплывов красителя, чернил и др.;
О частичной замене фотокарточки свидетельствуют:
- наличие следов клея на фотокарточке;
- несовпадение контуров изображения на линии разреза;
- повреждение поверхностного слоя бланка по контуру разреза фотокарточки и др.
О признаках подделки печатей и штампов могут свидетельствовать:
- слабо окрашенный оттиск;
- нечёткие границы штрихов;
- следы обрисовки и др.
3. Поведение охранников в экстремальных и конфликтных ситуациях.
Поведение охранников в экстремальной ситуации
Под экстремальными ситуациями в охранной деятельности принято понимать ситуации, которые выходят за рамки нормальных, привычных ситуаций, и связаны они с угрозой не только для жизни охранников, но и для жизни тех, чью безопасность призваны обеспечивать охранники. Эти ситуации могут быть различными как по источникам своего происхождения, так и по условиям протекания. Источниками происхождения экстремальных ситуаций могут быть техногенные факторы (обрушения, взрывы, пожары, аварии с радиоактивным, химическим, бактериологическим загрязнением и др.), природные катаклизмы (наводнения, ураганы, землетрясения и др.), умышленные действия людей (террористические акты, причинение вреда и т.д.)
По условиям протекания экстремальные ситуации могут возникать внезапно или ожидаемо, быть скоротечными или продолжительными, оказаться масштабными или локальными, касаться малого или большого числа лиц, и другое.
Подобные различия отражаются на поведении людей в экстремальных ситуациях. Одно дело, когда что-то происходит внезапно, и мы реагируем спонтанно. Совсем по-другому мы реагируем при определённой своей готовности. Простой пример. Мы все, так или иначе, реагируем на сильный раздражитель, например, громкий звук. Если кто-то, внезапно хлопнет в ладоши рядом с нашим ухом – это вызовет испуг и, возможно, мы даже вздрогнем. Если хлопок будет для нас ожидаемым, т.е., мы уже знаем, что может сейчас произойти – наши реакции будут не столь явными. Примерно тоже происходит с нами в ожидаемых экстремальных ситуациях. Когда человек готовится к действию на него экстремальных факторов, он берёт свои ответные реакции под контроль, пытается прогнозировать, как он будет действовать в этой ситуации и, находясь уже непосредственно в самой ситуации, извлекает из памяти модели своих действий, которые он себе создал. Т.е., с помощью этих моделей, человек выстраивает своё поведение. В обычной жизни мы все используем такой подход, когда заранее представляем себе, «что должно произойти?» и «как должно происходить?»
Также необходимо иметь в виду, что все мы по-разному можем реагировать на одни и те же факторы экстремальной ситуации, в виду своих индивидуальных психологических различий и текущих состояний. У каждого из нас есть свой порог силы действующих на нас факторов, за которым они становятся для нас экстремальными. Для кого-то из нас внезапный хлопок вызовет лишь внутреннее напряжение, а у кого-то, даже ожидаемый хлопок вызовет определённый испуг и мышечную реакцию. В то же время, наблюдения и исследования показывают, что переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, длительное психическое напряжение и т.д., даже у лиц уравновешенных, с устойчивой психикой, способны вызвать более острую реакцию на привычный раздражитель.
Резкую реакцию выдают, как правило, люди со слабой, неустойчивой психикой. Тем не менее, при многократном повторении действия конкретного сильного раздражителя, и у них происходит сглаживание ответных реакций на данный раздражитель, привыкание к нему, и человек ведёт себя более естественно. Достаточно вспомнить пример прыжков с парашютом. Для людей со слабой неустойчивой психикой прыгнуть первый раз с парашютом, является порой непреодолимым психологическим барьером, и инструктору приходится выпихивать их из самолёта, порой пинком под зад. Следующие прыжки у них проходят более естественно. И то, что человек может адаптироваться к действию сильных раздражителей, говорит о возможности и необходимости специальной подготовки охранников к действию в экстремальных условиях.