ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Особенности движения транспортных средств с загруженными и порожними цистернами
Движение транспортного средства сопряжено с возникновением различных сил, которые могут оказывать влияние на его устойчивость и управляемость. При перевозке грузов, особенно при работе с жидкостями и газами, силы, воздействующие на транспортное средство, могут стать еще более значительными.
Первой и наиболее очевидной силой, возникающей при движении транспортного средства, является сила тяжести. Она определяется массой транспортного средства и его груза и направлена вертикально вниз. Если центр тяжести транспортного средства смещен в сторону, то это может привести к ухудшению управляемости и устойчивости транспортного средства.
Кроме того, при движении транспортного средства возникает сила сопротивления воздуха, которая направлена против направления движения. Эта сила зависит от скорости движения транспортного средства и его конструкции. Сила сопротивления воздуха может ухудшить управляемость и устойчивость транспортного средства, особенно на высоких скоростях.
При перевозке грузов в цистернах возникают дополнительные силы, связанные с перемещением жидкости или газа внутри цистерны. Когда транспортное средство поворачивает, жидкость или газ могут смещаться в сторону, создавая боковые силы. Это может привести к ухудшению управляемости и устойчивости транспортного средства.
Чтобы предотвратить влияние этих сил на управляемость и устойчивость транспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. Во-первых, центр тяжести транспортного средства должен быть распределен равномерно, а груз должен быть правильно размещен внутри цистерны. Во-вторых, необходимо соблюдать ограничения скорости и поддерживать безопасное расстояние до других транспортных средств. В-третьих, водители должны обладать необходимыми навыками и знаниями для управления транспортным средством при перевозке грузов.
Важно помнить, что воздействие сил на транспортное средство может быть усилено в различных условиях, например, на скользкой дороге или в условиях сильного бокового ветра. Поэтому водители должны быть готовы к таким условиям и уметь корректировать свое поведение за рулем соответственно.
Правила перевозки наливных грузов
Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.
Наливные грузы делятся на:
- нефтепродукты;
- химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
- пищевые продукты.
Правда, на порядок организации транспортировки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и пр.
На какие свойства наливных грузов обращают внимание в первую очередь?
лотность — отношение массы вещества к единице объема. Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».
Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.
Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.
Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и других нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.
Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.
Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.
Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение, во избежание катастрофы, очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.
Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза. Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.
Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.
Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами, во избежание острого отравления, должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.
Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное число (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное. Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (а значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.
Порядок организации перевозки наливных грузов
Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.
Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.
Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и пр. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.
Транспортные средства для перевозки наливных грузов
Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.
По температурному режиму автоцистерны могут быть:
- изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
- с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
- с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
- без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.
По предъявляемым к их производству требованиям:
- выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
- с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
- произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
- имеющие усиленную конструкцию (выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость: предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
- разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов; отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, так как используются для транспортировки пищевых продуктов.
Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.
Вместе с тем, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».
Что такое флекситанк?
Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.
Все достаточно просто: пустой флекситанк (который в таком виде напоминает сдутый матрас) устанавливается внутри стандартного 20-футового контейнера, после чего присоединяется шланг, запускается электронасос — и жидкость заполняет емкость. Когда груз занял необходимый объем (а флекситанк рассчитан на 14 000 – 24 000 л), он, в принципе, готов к транспортировке.
Причем перед погрузкой можно сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.
Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.
Правда, есть и существенный минус: транспортировать можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.
Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?
Помимо обязательного пакета (товарно-транспортной или транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.
Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:
- разрешение на проезд;
- свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
- свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
- письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии и т.п.;
- при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.
Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?
К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B или C) (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.
При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.
Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.
Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.
Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10 процентов от всего объема: в зависимости от вида и свойств вещества.
Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность.
В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.
Меры безопасности при перевозках опасных грузов в цистернах и автоцистернах
Перевозка опасных грузов является одним из самых ответственных видов транспортировки. При перевозке опасных грузов в цистернах и автоцистернах необходимо соблюдать ряд мер безопасности, чтобы минимизировать риски возникновения аварий и обеспечить безопасность перевозок.
Первым шагом при перевозке опасных грузов является правильный выбор транспортного средства. Цистерны и автоцистерны, используемые для перевозки опасных грузов, должны соответствовать международным стандартам и требованиям безопасности. Они должны быть оснащены специальными устройствами и оборудованием, которое обеспечивает безопасность при перевозке опасных грузов.
Вторым шагом является правильное размещение груза внутри цистерны или автоцистерны. Груз должен быть размещен таким образом, чтобы минимизировать возможность перемещения во время транспортировки и создания дополнительных сил. Для этого используются специальные фиксаторы, которые обеспечивают надежное крепление груза. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы груз не превышал допустимой массы цистерны или автоцистерны.
Третьим шагом является обеспечение безопасности во время транспортировки. Водитель должен быть квалифицированным и обладать необходимыми знаниями и навыками для перевозки опасных грузов. Водитель должен следить за тем, чтобы не превышать допустимую скорость и поддерживать безопасное расстояние до других транспортных средств. Кроме того, водитель должен следить за тем, чтобы груз не выходил за пределы цистерны или автоцистерны.
Четвертым шагом является использование специального оборудования и материалов для обеспечения безопасности в случае возникновения аварий. Например, для тушения пожара, вызванного утечкой опасных грузов, необходимо использовать специальные огнетушители, песок или землю. Кроме того, необходимо использовать защитную экипировку, например, защитные очки, перчатки и костюмы, для защиты от возможных опасных веществ.
Требования к экипажу транспортного средства по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов содержатся в главе 8.3 ДОПОГ. Определены следующие положения, которые необходимо соблюдать при перевозке опасных грузов автотранспортом:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- транспортировать людей, кроме членов экипажа транспортного средства;
- водителю и его помощнику вскрывать упаковку, содержащую опасные грузы;
- курить вблизи и внутри транспортных средств.
– Члены экипажа ТС должны уметь пользоваться противопожарными средствами.
– Используемые переносные осветительные приборы не должны иметь металлических поверхностей, способных приводить к искрообразованию.
– Во время погрузочно-разгрузочных операций двигатель ТС должен быть выключен. Допускается работа двигателя для приведения в действие насосов и других механизмов, обеспечивающих загрузку или разгрузку ТС, и в других установленных случаях.
– ТС находящееся на стоянке, должно быть поставлено на стояночный тормоз. Прицепы, не оснащенные торомозной системой, должны удерживаться в неподвижном состоянии посредством использования по меньшей мере 1 транспортного башмака.
– В случае транспортной единицы с прицепом категории O3 или O4, оборудованной AБС, прицеп и буксирующее транспортное средство соединяются с использованием электрических соединений, указанных в п.9.2.2.6.3 ДОПОГ.
– Для транспортных средств, определенных в специальных положениях S1 (6) и S14-S24 главы 8.5 должны выполняться меры по наблюдению (хранению) согласно главы 8.4.
– Для отдельных классов, дополнительно должны выполняться требования главы 8.5
Сфера применения и общие требования к подготовке водителей
8.2.1.1 Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
8.2.1.2 Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия — для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия. Эта подготовка, включающая индивидуальные практические занятия, является базовой для всех категорий водителей и охватывает, по меньшей мере, темы, указанные в пункте
8.2.2.3.2. Компетентный орган может утвердить базовые курсы подготовки, охватывающие только отдельные опасные грузы или отдельный класс или классы опасных грузов. Эти ограниченные базовые курсы подготовки не дают права проходить курсы подготовки, указанные в пункте 8.2.1.4.
8.2.1.3 Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съемных цистернах вместимостью более 1 м3, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 м3 и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3 на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах, охватывающий, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.3. Компетентный орган может утвердить специализированные курсы подготовки по цистернам, охватывающие только отдельные опасные грузы или отдельный класс или классы опасных грузов. Эти ограниченные специализированные курсы подготовки по цистернам не дают права проходить курсы подготовки, указанные в пункте 8.2.1.4.
8.2.1.4 Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы класса 1, за исключением веществ и изделий подкласса 1.4, группа совместимости S, или класса 7, должны пройти специализированные курсы подготовки, охватывающие по меньшей мере темы, указанные в пункте 8.2.2.3.4 или 8.2.2.3.5, в зависимости от конкретного случая.
8.2.1.5 Все курсы подготовки, практические занятия и экзамены, а также роль компетентных органов должны соответствовать положениям раздела 8.2.2. 8.2.1.6 Все свидетельства о подготовке, соответствующие требованиям настоящего раздела и выданные в соответствии с подразделом 8.2.2.8 компетентным органом одной из Договаривающихся сторон, признаются в течение срока их действия компетентными органами других Договаривающихся сторон.
Загрузка опасных грузов в ТС
При загрузке опасных грузов в транспортные средства необходимо соблюдать ряд предосторожностей, чтобы избежать опасных реакций при смешивании различных веществ. Это особенно важно при перевозке опасных грузов, которые могут быть взрывоопасными или токсичными.
Перед загрузкой необходимо провести анализ опасности каждого груза и проверить, совместимы ли они друг с другом. В случае, если грузы несовместимы, их необходимо разместить в отдельных отсеках или использовать разные транспортные средства для перевозки.
Важно также следить за температурой грузов, особенно если они являются химически активными. При неправильном хранении и транспортировке может произойти опасная реакция, которая может привести к взрыву или выделению токсичных газов.
Если в процессе загрузки произошла непредвиденная реакция, необходимо немедленно принять меры безопасности. В первую очередь необходимо обеспечить эвакуацию людей из зоны возможной опасности. Далее следует вызвать экстренные службы и сообщить о произошедшем инциденте.
Для предотвращения опасных реакций при смешивании веществ при загрузке необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
– Проводить анализ опасности каждого груза и проверять, совместимы ли они друг с другом.
– Следить за температурой грузов, особенно если они являются химически активными.
– Использовать отдельные отсеки или разные транспортные средства для перевозки несовместимых грузов.
– В случае непредвиденной реакции принимать меры безопасности, эвакуировать людей из зоны возможной опасности и вызывать экстренные службы.
Опасность взрыва или разрыва цистерны при перевозке опасных грузов является серьезной угрозой для людей и окружающей среды. Причиной взрывов и разрывов могут быть множество факторов, таких как неправильное хранение и транспортировка грузов, несоблюдение правил безопасности, несоответствие технического состояния транспортного средства или непредвиденные обстоятельства.
Одной из основных причин взрывов и разрывов цистерн является несоблюдение правил транспортировки опасных грузов. Например, если грузы, которые несовместимы между собой, размещаются в одной цистерне, это может привести к непредвиденной реакции, которая в свою очередь может вызвать взрыв или разрыв цистерны.
Также важно следить за техническим состоянием транспортного средства. Неисправности в механизмах и системах безопасности могут привести к аварии, которая может вызвать взрыв или разрыв цистерны. Поэтому необходимо регулярно проверять транспортные средства на соответствие техническим требованиям и проводить ремонт в случае необходимости.
Непредвиденные обстоятельства, такие как столкновения или падение цистерны с большой высоты, также могут привести к взрыву или разрыву цистерны. Поэтому необходимо соблюдать правила дорожного движения и обеспечивать безопасность при загрузке и выгрузке грузов.
Для предотвращения взрывов и разрывов цистерн необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
– Соблюдать правила транспортировки опасных грузов и не размещать несовместимые грузы в одной цистерне.
– Регулярно проверять техническое состояние транспортного средства и проводить ремонт в случае необходимости.
– Соблюдать правила дорожного движения и обеспечивать безопасность при загрузке и выгрузке грузов.
– При возникновении непредвиденных обстоятельств немедленно принимать меры безопасности и вызывать экстренные службы.