ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Монтаж трансформаторов
Перед началом монтажа следует ознакомиться с проектом оборудования, данными машин и аппаратов, техническими условиями для монтируемой аппаратуры, чертежами и нормами завода, требованиями заказчика, а также со стандартами и нормами.
Монтаж трансформаторов, особенно мощных, является сложной трудоемкой работой, которая требует предварительной подготовки. Трансформаторы мощностью до 1600 кВ А отправляются с заводов-изготовителей полностью собранными и залитыми маслом; при мощности 2500 кВ А и выше трансформаторы транспортируются с демонтированными узлами и деталями, а наиболее мощные – без масла.
Некоторые трансформаторы мощностью 63 MB А имеют бак с верхним разъемом и надставкой (рис. 1, где а – гладкий бак; б – ребристый; в – трубчатый; г – с радиаторами; д – с верхним разъемом; е – усиленный с несущей балкой), демонтируемой на время транспортирования. Бак закрывают «транспортной» крышкой, которая заменяется во время монтажа.
При транспортировке железнодорожным транспортом боковой поверхности трансформаторов придают форму железнодорожного габарита.
До начала монтажа необходимо подготовить фундамент под трансформатор, помещение трансформаторно-масляного хозяйства, баки для хранения масла, приспособления и инвентарь; трансформаторное масло (высушеное); средства пожаротушения и противопожарный пост на время прогрева и сушки трансформатора.
На электростанциях и подстанциях напряжением 35…750 кВ применяется открытая установка трансформаторов. Закрытую установку используют в районах интенсивного загрязнения атмосферы и районах жилой застройки для ограничения шума.
Трансформатор устанавливается на фундамент таким образом, чтобы его крышка имела уклон 1…1,5%, обеспечивающий беспрепятственное поступление газа из трансформатора в маслопровод, идущий к газовому реле. Уклон создается обычно установкой подкладок под катки или непосредственно под дно бака.
Для закрытой установки трансформаторов используется либо отдельное здание, либо трансформаторные камеры – помещения в общем здании энергетического объекта. Камера снабжается индивидуальной вентиляционной системой, не связанной с другими вентиляционными системами здания. Система рассчитывается на отвод тепла, чтобы разность температур на входе и выходе из помещения не превышала 15°С.
Проверяют влагосодержание образцов изоляции, которые закладываются в трансформаторы мощностью более 80 МВ А. Влагосодержание образца изоляции толщиной 3 мм должно быть не более 1 %.
После монтажа составных частей трансформаторов, транспортируемых без масла, остатки трансформаторного масла сливают через донную пробку, бак герметизируют для последующего вакуумирования и заливки или доливки масла. Для трансформаторов, имеющих азотную или пленочную защиту, заливка масла производится через дегазационную установку.
Монтаж охлаждающей системы. При монтаже охлаждающей системы типа Д (охлаждение масляное с дутьем) на баке устанавливают кронштейны, электродвигатели с вентиляторами (рис. 2, где 1 – стенка бака; 2 – двигатель; 3 – растяжка; 4 – бобышка; 5 – кронштейн; 6 – скоба; 7 – крепление кабеля; 8 – трехжильный кабель; 9 – распределительная коробка; 10 – электронасос; 11 – камеры для масла; 12 – калорифер; 13 –вентилятор; 14 – диффузор; 15 – струйное реле), монтируют электрическую схему; после установки радиаторов открывают радиаторные краны.
Рисунок 2 – Система охлаждения ДЦ
Система охлаждения ДЦ поставляется в навесном или выносном исполнении (рис. 3, где а – выносные охлаждающие устройства (ОУ); б -навесные ОУ; в – расположение навесных охладительных устройств на баке трансформатора IV габарита; 1 – термосифонный фильтр; 2 – охладитель; 3 – масляный насос; 4 – стойка выносных ОУ; 5 – бак трансформатора; 6 – дутьевые вентиляторы).
Одновременно с монтажом системы охлаждения производится: установка термосифонных фильтров, расширителя, выхлопной трубы, присоединение воздухоосушителя к расширителю, установка газового реле и сигнальных манометрических термометров.
Расширитель (рис. 4, где 1 – кронштейн; 2 – газовое реле; 3, 9 -патрубки; 4 – кран; 5 – фланец газового реле; 6 – трубка; 7 – предохранительная труба; 8 – расширитель; 10 – крышка бака), транспортируемый отдельно, должен быть проверен. Маслоуказатель (рис. 5, где 1 – болт; 2 – нижнее колено; 3 – прокладка из электрокартона; 4, 9 – резиновые прокладки; 5, 8 – втулки; 6 – стальная трубка; 7 – стеклянная трубка; 10 -верхнее колено; 11 – пробковый кран) расширителя устанавливают со стороны, предусмотренной заводом.
Для защиты трансформаторов от утечки масла из расширителя устанавливают реле уровня.
После установки маслоуказателя и реле уровня масла расширитель испытывают на герметичность, заполнив его сухим маслом, выдерживают 3 часа и заливают маслом охлаждающую систему.
Окончив монтаж, производят измерение сопротивления изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции, tg φ изоляции и т.д. Сопротивление изоляции необходимо сравнить со значением, измеренным в заводских условиях: для неувлажненной изоляции.
Ревизия трансформатора включает совокупность работ по вскрытию, осмотру, устранению неисправностей и герметизации активной части трансформатора. Чтобы избежать увлажнения изоляции, ограничивают продолжительность нахождения активной части трансформатора вне бака при температуре 0°С. Ревизия производится при температуре активной части трансформатора 20°С и выше. При температуре ниже 0°С трансформатор с маслом подогревают до 20°С. Время ревизии может быть увеличено вдвое по сравнению с указанными выше нормами, если температура окружающего воздуха выше 0°С, влажность ниже 75 % и температура активной части трансформатора превышает температуру окружающей среды не менее чем на 10°С. Ревизия трансформатора в зависимости от его мощности, класса напряжения, конструкции и условий монтажа может выполняться:
– подъемом активной части из бака трансформатора;
– осмотром активной его части внутри бака;
– подъемом верхней съемной части бака трансформатора.
Осмотр трансформатора производят в закрытом помещении, проверяют масло, затяжку стяжных шпилек ярма, креплений отводов, барьеров, переключающих устройств, осевую прессовку обмоток. Равномерно по всей окружности производят подпрессовку обмоток (клиньями или подтягиванием винтов). Устраняют неисправности в изоляции обмоток, отводов и других изоляционных элементов. Проверяют сопротивление изоляции обмоток между собой и относительно магнитопровода, сопротивление изоляции доступных стяжных шпилек, бандажей и полубандажей ярма относительно активной части трансформатора и ярмовых балок (рис. 6, где 1 -верхнее ярмо; 2 – ярмовая балка; 3 – электрокартонная изоляция ярма; 4 – медная контактная пластина) и схему заземления.
После проведения измерений и проверок активную часть трансформатора промывают сухим трансформаторным маслом и опускают в бак, после чего уплотняют места соединений. При установке активной части трансформатора в бак проверяют правильность расположения направляющих деталей относительно стенок бака.
После окончания монтажа трансформатора перед включением необходимо убедиться в исправности цепей управления, защиты, сигнализации и автоматики. Первое включение должно носить пробный характер, при этом принимаются меры по автоматическому отключению в случае проявления дефектов.
Сигнальные контакты газовых реле при первом включении трансформатора следует пересоединить «на отключение» (обычно они работают «на сигнал»). Пробное включение трансформатора на рабочее напряжение допускается не ранее чем через 12 ч после последней доливки его маслом и продолжается не менее 30 мин. Наблюдают за состоянием трансформатора, затем его отключают, после чего включают три-четыре раза подряд для отстройки защит от бросков намагничивающего тока. Трансформаторы с дутьевой циркуляционной системой охлаждения (типа Д, ДЦ, Ц) можно включать с отключенной системой охлаждения. При этом контролируют температуру масла в верхних слоях, которая не должна превышать 75°С.
После опробования трансформатора на холостом ходу проводится его фазировка, которая заключается в проверке чередования фаз трансформатора и их соответствия фазам питающей сети. При удовлетворительных результатах пробного включения трансформатор может быть включен под нагрузку и сдан в эксплуатацию.
Оперативное обслуживание трансформаторов
Контроль режима работы. Периодический контроль осуществляется путем проверки нагрузки, уровня напряжения и температуры масла с помощью измерительных приборов. Результаты фиксируются в суточной ведомости: на электростанциях и подстанциях измерения производятся с периодичностью в один-два часа; на подстанциях без дежурного персонала – при каждом посещении объекта оперативным персоналом или методом телеизмерений.
Визуальный контроль состояния трансформатора. Все трансформаторы подвергаются периодическому внешнему осмотру.
Плановые осмотры главных трансформаторов электростанций и подстанций, трансформаторов в зоне загрязнения производятся не реже одного раза в сутки с постоянным дежурством оперативного персонала и не реже одного раза в месяц без постоянного дежурства; остальные трансформаторы должны осматриваться не реже одного раза в неделю и одного раза в шесть месяцев на трансформаторных пунктах.
При плановом осмотре проверяются:
– состояние внешней изоляции – вводов трансформатора, разрядников и опорных изоляторов (целостность фарфора, степень загрязнения поверхности);
– целостность мембраны выхлопной трубы;
– состояние доступных уплотнений фланцевых соединений;
– отсутствие течи масла;
– состояние доступных для наблюдения контактных соединений.
По маслоуказателям определяют уровень масла в баке трансформатора и в расширителе, а также обращают внимание на цвет масла. Потемнение масла может свидетельствовать, например, о его термическом разложении вследствие повышенного нагрева. Через смотровое стекло осматривается индикаторный силикагель в воздухоосушителях бака трансформатора и вводов. Изменение цвета от голубого до розового свидетельствует об увлажнении сорбента и необходимости перезарядки воздухоосушителя.
Показателем состояния трансформатора может служить характер издаваемого им шума (при остановленных вентиляторах), потрескивание или щелчки, которые могут быть связаны с разрядами в баке (например, из-за обрыва заземления активной части).
Осмотры трансформатора следует проводить в светлое время суток. В темноте выявляются дефекты, сами являющиеся источниками свечения: нагрев контактов, коронные разряды по поверхности изоляции и др.
Внеочередные осмотры производятся при экстремальных атмосфер -ных условиях: резкое снижение температуры, ураган, сильный снегопад, гололед. Проверяются уровень масла, состояние вводов и системы охлаждения.
Внеочередные осмотры проводятся после короткого замыкания обмоток (КЗ) или при появлении сигнала газового реле. В первом случае проверяется состояние токоведущих цепей, а также изоляторов, перенесших воздействие динамических нагрузок, во втором – состояние газового реле и его цепей.
Устройства релейной защиты, автоматики и сигнализации. Они должны реагировать на две группы событий: повреждение трансформатора и аварийные режимы работы.
К повреждениям, вызывающим срабатывание релейной защиты, относятся межфазные и однофазные замыкания в обмотках и на выводах, витковые замыкания в обмотках, частичный пробой изоляции вводов, а также повреждения, связанные с выделением газа и повышением давления в баке трансформатора и регулировочного устройства.
К аварийным режимам, на которые должны реагировать защиты трансформаторов, относятся появление сверхтоков, обусловленных внешними КЗ либо перегрузками, а также понижение уровня масла. Устройства релейной защиты устанавливаются на специальных панелях в том же помещении, где находится щит управления.
Для защиты трансформатора применяются:
- дифференциальная защита. Является защитой мощных трансформаторов от внутренних повреждений; работает при КЗ внутри зоны, ограниченной двумя комплектами трансформаторов тока (принцип действия основан на сравнении значений и направлений токов);
- токовая отсечка без выдержки времени. Устанавливается на трансформаторах небольшой мощности; является самой простой быстродействующей защитой от внутренних повреждений;
- защита от сверхтоков внешних КЗ (наиболее простой защитой этого вида является максимальная токовая защита);
- защита от перегрузки. Выполняется с действием на сигнал и состоит из реле тока и реле времени.
Широкое распространение получила газовая защита. Внутренние повреждения трансформатора сопровождаются разложением масла и других изоляционных материалов с образованием летучих газов. Газы поднимаются и попадают в расширитель через газовое реле, установленное на маслопроводе, соединяющем расширитель с баком.
Рассмотрим конструкцию газового реле BF80/Q
Основой является корпус 1, в верхней части которого скапливаются попавшие в реле пузырьки газа. Смотровые застекленные окна позволяют определить наличие газа и его объем (по рискам на стекле). Имеется кран для выпуска газа, в днище – отверстие для слива масла и шлама, закрытое пробкой. Изнутри закреплена выемная часть реле, состоящая из трех реагирующих элементов 2, 3, 4, связанных с ними постоянных магнитов и управляемых этими магнитами герметичных контактов (герконов). Цепи герконов присоединены к выводам реле и специальным кабелем введены в релейную схему газовой защиты трансформатора.
Шарообразные поплавки 2, 4 эксцентрично насажены на горизонтальную ось 5 и свободно вращаются на ней. Третий реагирующий элемент 3 имеет форму лопасти, также свободно вращающейся на оси и размещенной рядом с поплавком.
При выделении газа, характерном для небольших повреждений, происходит вытеснение масла из полости 6 реле. При достижении определенного объема газа (250…300 см ) верхний поплавок опускается и связанный с ним магнит замыкает соответствующий геркон. При полном уходе масла из реле срабатывает нижний поплавок. При сильном повреждении, сопровождающемся бурным выделением газов, лопасть под давлением струи масла (показана стрелкой) отклоняется на определенный угол, воздействуя на контакт.
Газовое реле способно различать степень повреждения трансформатора: геркон верхнего поплавка используется в качестве датчика сигнала, а геркон нижних элементов – для подачи команды на отключение.
Техническое обслуживание трансформаторов
Эксплуатация трансформаторного масла – ответственный этап обслуживания. Масло предназначено для изоляции находящихся под напряжением частей трансформатора, для отвода тепла, а также для предохранения изоляции от быстрого увлажнения при проникновении влаги. Свойства масла определяются его химическим составом, который зависит от качества сырья и применяемых способов его очистки.
Рекомендуется применять масло определенной марки. Допускается при соблюдении ряда условий производить заливку трансформаторов смесью масел.
Масла, применяемые для заливки и доливки, должны иметь сертификат, подтверждающий соответствие масла стандарту. Состояние масла оценивается по результатам испытаний, которые делятся на три вида:
– испытание на электрическую прочность, включающее определение пробивного напряжения, определение наличия воды, визуальное определение содержания механических примесей;
– сокращенный анализ, включающий, кроме названного выше, определение кислотного числа, содержания водорастворимых кислот, температуры вспышки и цвета масла;
– испытания в объеме полного анализа, включающие сокращенный анализ, определение tgφ, натровой пробы, стабильности против окисления, а также количественное определение влагосодержания и механических примесей.
Пробу для испытания отбирают в стеклянные банки вместимостью 1 л с притертыми пробками, укрепляют этикетки с указанием оборудования, даты, причины отбора пробы, а также фамилии лица, отобравшего пробу. Проба отбирается из нижних слоев масла. Методика испытания масла оговорена стандартами (ГОСТ6581-75*, 6370-83, 1547-84, 6356-75*).
Качество масла оценивается по следующим показателям:
– кислотное число, мг КОН на 1 г масла – не более 0,02;
– температура вспышки, °С – не ниже 150;
– tg φ при 90°С, % – не более 2,6;
– натровая проба по ГОСТ 19296-73, балл – не более 0,4.
стабильность против окисления:
– содержание летучих низкомолекулярных кислот, мг КОН на 1 г масла – не более 0,005;
– массовая доля осадка после окисления, % – 0;
– кислотное число окисленного масла, мг КОН на 1 г масла – не более 0,1;
– температура застывания, °С – не выше – 45;
– вязкость кинематическая, (м /с) – не более 10-6:
– при 20°С – 28;
– при 50°С – 9;
– при минус 30°С – 1300.
Пробивное напряжение масла должно быть не менее 35 кВ/мм для трансформаторов классов напряжения 60…220 кВ, не менее 25 кВ/мм для трансформаторов напряжением 20…35 кВ.
Ухудшение характеристик масла вызывается воздействием температуры, повышенной напряженностью, содержащегося в масле кислорода, его контактированием с металлами (сталью, медью) и изоляционными деталями, присутствием посторонних примесей и др.
Рекомендуются следующие объем и периодичность испытаний масла:
– перед первым включением трансформатора в работу проводится проверка масла в сокращенном объеме;
– через 10 дней и через месяц для трансформаторов ПО напряжением 220 кВ, а для трансформаторов напряжением 330 кВ и выше также и через три месяца проводятся испытания в том же объеме, как и перед включением; кроме того, через трое суток после включения и далее через 14 суток, один, три и шесть месяцев у всех трансформаторов напряжением ПО кВ и выше производится хроматографический анализ газов, растворенных в масле;
- при дальнейшей эксплуатации испытания масла производят в соответствии с периодичностью текущих ремонтов.
Контакт масла трансформатора с атмосферным воздухом приводит к насыщению его кислородом, а также и увлажнению. В результате снижается электрическая прочность масла. Для удаления из масла влаги используют способы центрифугирования, фильтрования и осушки масла.
Защита масла от увлажнения и старения. Для этого используются: расширитель, воздухоосушители, адсорбционные и термосифонные фильтры, устройства азотной и пленочной защиты. Для повышения стабильности масел применяют антиокислительные и стабилизирующие присадки.
Адсорбционные масляные фильтры предназначены для непрерывной регенерации масла трансформатора в процессе его эксплуатации с циркуляционной (Ц) и дутьевой циркуляционной (ДЦ) системами охлаждения, обеспечивающими принудительную циркуляцию масла через фильтр.
Трансформаторные фильтры с естественной масляной (М) и дутьевой (Д) системами охлаждения, когда циркуляция масла в фильтре обеспечивается только за счет разности плотностей нагретого и охлажденного масла, называют термосифонными (рис. 8, где 1 – бункер для удаления сорбента; 2 – металлическая решетка с сеткой; 3 -силикагель (сорбент); 4 – корпус фильтра; 5 -бункер для подачи силикагеля; 6, 7 – трубы для подсоединения к баку).
Количество сорбента в термосифонном фильтре составляет 1 % массы масла в трансформаторе. За счет пленочной защиты полностью удаляются влага и газ из масла и изоляции. Полная герметизация осуществляется за счет установки внутри расширителя эластичной емкости, предназначенной для компенсации температурного изменения объема масла.
Эта емкость плотно прилегает к внутренней поверхности расширителя и масла (рис. 9, где 1 – воздухосушитель; 2 – стрелочный масло-указатель; 3 – эластичная ёмкость; 4 – соединительный патрубок; 5 -монтажный люк; 6 – расширитель; 7 – реле поплавкового типа; 8 – газовое реле) и обеспечивает герметизацию масла от окружающей среды.
Внутренняя полость эластичной емкости соединена патрубком с окружающей средой через воздухоосушитель, который препятствует конденсации влаги на этой внутренней полости. В трансформаторах с пленочной защитой вместо предохранительной трубы устанавливают предохранительные клапаны, позволяющие обеспечить более надежную герметизацию.
Азотная защита заключается в том, что микропустоты в изоляции и масле, а также надмасляное пространство заполняют сухим азотом и гер-метизируют от окружающей среды при помощи мягких резервуаров, служащих для компенсации температурных изменений объема масла (рис. 10, где 1 – надмасляное пространство расширителя; 2 – шкаф; 3 – мягкий резервуар; 4 – азотоосушитель).
Текущий ремонт трансформаторов
Текущие ремонты предназначены для проверки состояния быстроизнашивающихся и несложных в ремонте узлов, чтобы обеспечить безотказную работу трансформатора до следующего ремонта.
При текущем ремонте производятся осмотр и чистка узлов и деталей (легкодоступных), в том числе загрязненной внешней изоляции, ликвидация небольших дефектов, замена неосновных узлов, а также измерения, испытания и осмотры.
Проводится комплекс работ по уходу за трансформаторным маслом, в который входят: спуск грязи и конденсата из расширителя; проверка маслоуказателя и доливка масла в расширитель; проверка и смена сорбента в термосифонном фильтре и воздухоосушителя. Производят очистку наружных поверхностей бака и крышки, проверку спускных кранов и уплотнений, целостности мембраны выхлопной трубы и предохранительного клапана. Проверяют и смазывают подшипники вентиляторов, электродвигателей, насосов. Проверяют устройства регулирования под нагрузкой (привод, контактор), а также переключатель регулирования без возбуждения. Проверяют устройства релейной защиты, приборы контроля температуры и давления масла, систему азотной защиты.
Проводят проверку и опробование устройств защиты и автоматики, систем охлаждения и пожаротушения. Выполняются испытания изоляции и контактных соединений, в том числе сопротивления контактов переключателей ответвлений.
Сопротивление изоляции измеряют во время испытаний при появлении признаков неисправности.
Оценка состояния изоляции производится в таком же объеме, как при вводе трансформатора в эксплуатацию.
Правила устройства силовых масляных трансформаторов
Данные требования к установке силовых трансформаторов сформулированы нормативным документом «Правилами устройства электроустановок» и должны обязательно учитываться при проектировании. Эти требования распространяются на стационарную установку в помещениях и на открытом воздухе силовых и регулировочных трансформаторов (автотрансформаторов) с высшим напряжением 3 кВ и выше и не распространяются на электроустановки специального назначения.
Для установки на открытом воздухе в макроклиматических районах с холодным климатом должны применяться трансформаторы специального использования.
Выбор параметров трансформаторов должен производиться в соответствии с режимами их работы. При этом должны быть учтены как длительные нагрузочные режимы, так и кратковременные и толчковые нагрузки, а также возможные в эксплуатации длительные перегрузки. Это требование относится ко всем обмоткам многообмоточных трансформаторов.
Трансформаторы должны быть установлены так, чтобы были обеспечены удобные и безопасные условия для наблюдения за уровнем масла в маслоуказателях без снятия напряжения.
Для наблюдения за уровнем масла в маслоуказателях должно быть предусмотрено освещение маслоуказателей в темное время суток, если общее освещение недостаточно.
К газовым реле трансформаторов должен быть обеспечен безопасный доступ для наблюдения и отбора проб газа без снятия напряжения. Для этого трансформаторы, имеющие высоту от уровня головки рельса до крышки бака 3 м и более, должны снабжаться стационарной лестницей.
На крышках и баках трансформаторов допускается установка вентильных разрядников не выше 35 кВ, соответствующих требованиям действующего ГОСТ для разрядников, устанавливаемых на крышке трансформатора.
Для трансформаторов, имеющих катки, в фундаментах должны быть предусмотрены направляющие. Для закрепления трансформатора на направляющих должны быть предусмотрены упоры, устанавливаемые с обеих сторон трансформатора.
Трансформаторы массой до 2 т, не снабженные катками, допускается устанавливать непосредственно на фундаменте.
На фундаментах трансформаторов должны быть предусмотрены места для установки домкратов, применяемых для создания уклона трансформатора.
Уклон масляного трансформатора, необходимый для обеспечения поступления газа к газовому реле, должен создаваться путем установки подкладок под катки.
При установке расширителя на отдельной конструкции она должна располагаться так, чтобы не препятствовать выкатке трансформатора с фундамента.
В этом случае газовое реле должно располагаться вблизи трансформатора в пределах удобного и безопасного обслуживания со стационарной лестницы. Для установки расширителя может быть использован портал ячейки трансформатора.
Трансформаторы должны устанавливаться так, чтобы отверстие выхлопной трубы не было направлено на близко установленное оборудование. Для выполнения этого требования допускается установка заградительного щита против отверстия трубы.
Вдоль путей перекатки, а также фундаментов трансформаторов массой более 20 т должны быть предусмотрены анкеры, позволяющие закреплять за них лебедки, направляющие блоки, полиспасты, используемые при перекатке трансформаторов в обоих направлениях на собственных катках. В местах изменения направления движения должны быть предусмотрены площадки для установки домкратов.
Расстояние в свету между открыто установленными трансформаторами должно быть не менее 1.25 м.
Указанное расстояние принимается до наиболее выступающих частей трансформаторов, расположенных на высоте менее 1.9 м от поверхности земли.
При единичной мощности открыто установленных трансформаторов 110 кВ и выше (как трехфазных, так и однофазных) 63 MBА и более между ними или между ними и трансформаторами любой мощности (включая регулировочные, собственных нужд и др.) должны быть установлены разделительные перегородки, если расстояние в свету между трансформаторами принято менее 15 м. для свободно стоящих трансформаторов и менее 25 м. для трансформаторов, установленных вдоль наружных стен зданий электростанций на расстоянии от стен менее 40 м.
Разделительные перегородки должны иметь предел огнестойкости не менее 1.5 ч., ширину не менее ширины маслоприемника (гравийной подсыпки) и высоту не менее высоты вводов высшего напряжения. Перегородки должны устанавливаться за пределами маслоприемника. Расстояние в свету между трансформатором и перегородкой должно быть не менее 1.5 м.
Если трансформаторы собственных нужд или регулировочные установлены с силовым трансформатором, оборудованным автоматическим стационарным устройством пожаротушения, и присоединены в зоне действия защиты от внутренних повреждений силового трансформатора, то допускается вместо разделительной перегородки выполнять автоматическую стационарную установку пожаротушения трансформатора собственных нужд или регулировочного, объединенную с установкой пожаротушения силового трансформатора.
Последовательные регулировочные трансформаторы должны устанавливаться в непосредственной близости от регулируемых трансформаторов. Следует предусматривать возможность их перекатки по общему пути.
Трансформаторы 500 кВ независимо от их мощности, а также 220-330 кВ мощностью 200 MBА и более должны оборудоваться стационарными автоматическими установками пожаротушения.
Автоматический пуск установки пожаротушения должен дублироваться дистанционным пуском со щита управления и ручным пуском. Устройства ручного пуска должны располагаться в месте, не подверженном действию огня.
Включение установки пожаротушения трехфазной группы трансформаторов должно производиться только на поврежденные фазы.
Каждый масляный трансформатор, размещаемый внутри помещений, следует устанавливать в отдельной камере, расположенной в первом этаже и изолированной от других помещений здания. Допускается установка масляных трансформаторов на втором этаже, а также ниже уровня пола первого этажа на 1 м. в незатопляемых зонах при условии обеспечения возможности транспортирования трансформаторов наружу и удаления масла в аварийных случаях.
В случаях необходимости установки трансформаторов внутри помещений выше второго этажа или ниже уровня пола первого этажа более чем на 1 м они должны быть с негорючим заполнением или сухими в зависимости от условий окружающей среды и технологии производства.
Допускается установка в одной общей камере двух масляных трансформаторов мощностью не более 1 MBА каждый, имеющих общее назначение, управление и защиту и рассматриваемых как один агрегат.
Сухие трансформаторы или имеющие негорючее заполнение могут устанавливаться в общей камере в количестве до 6 шт., если это не вызывает усложнения в эксплуатации при проведении ремонта.
Для трансформаторов, устанавливаемых внутри помещений, расстояния в свету от наиболее выступающих частей трансформаторов, расположенных на высоте менее 1.9 м от пола, должны быть не менее:
а) до задней и боковых стен — 0,3 м для трансформаторов мощностью до 0,4 MBА и 0,6 м для трансформаторов большей мощности;
б) со стороны входа: до полотна двери или выступающих частей стены — 0,6 м для трансформаторов мощностью до 0.4 MBА, 0.8 м для трансформаторов более 0.4 до 1.6 MBА и 1 м для трансформаторов мощностью более 1.6 MBА.
Пол камер масляных трансформаторов должен иметь уклон 2% в сторону маслоприемника.
Непосредственно за дверью камеры трансформатора допускается устанавливать на высоте 1.2 м барьер (для осмотра трансформатора с порога, без захода в камеру).
В камерах трансформаторов могут устанавливаться относящиеся к ним разъединители, предохранители и выключатели нагрузки, разрядники и дугогасящие заземляющие реакторы, а также оборудование системы охлаждения.
Каждая камера масляных трансформаторов должна иметь отдельный выход наружу или в смежное помещение с несгораемым полом, стенами и перекрытием, не содержащее огнеопасных и взрывоопасных предметов, аппаратов и производств.
Расстояние по горизонтали от дверного проема трансформаторной камеры встроенной или пристроенной подстанции до проема ближайшего окна или двери помещения должно быть не менее 1 м.
Выкатка трансформаторов мощностью более 0.1 MBА из камер во внутренние проезды шириной менее 5 м между зданиями не допускается. Это требование не распространяется на камеры, выходящие в проходы и проезды внутри производственных помещений.
Вентиляционная система камер трансформаторов должна обеспечивать отвод выделяемой ими теплоты и не должна быть связана с другими вентиляционными системами.
Стенки вентиляционных каналов и шахт должны быть выполнены из несгораемых материалов и должны иметь предел огнестойкости не менее 0.75 ч.
Вентиляционные шахты и проемы должны быть расположены таким образом, чтобы в случае образования или попадания в них влаги она не могла стекать на трансформаторы, либо должны быть применены меры для защиты трансформатора от попадания влаги из шахты.
Вентиляционные проемы должны быть закрыты сетками с размером ячейки 1×1 см и защищены от попадания через них дождя и снега.
Вытяжные шахты камер трансформаторов, пристроенных к зданиям с несгораемыми стенами, но имеющим кровлю из сгораемого материала, должны быть отнесены от стен здания не менее чем на 1.5 м, или же конструкции кровли из сгораемого материала должны быть защищены парапетом из несгораемого материала высотой не менее 0.6 м. Вывод шахт выше кровли здания в этом случае не обязателен.
Отверстия вытяжных шахт не должны располагаться против оконных проемов зданий. При устройстве выходных вентиляционных отверстий непосредственно в стене камеры они не должны располагаться под выступающими элементами кровли из сгораемого материала или под проемами в стене здания, к которому камера примыкает.
Если над дверью или выходным вентиляционным отверстием камеры трансформатора имеется окно, то под окном следует устраивать козырек из несгораемого материала с вылетом не менее 0.7 м. Длина козырька должна быть больше ширины окна не менее чем на 0.8 м в каждую сторону.
Трансформаторы с искусственным охлаждением должны быть снабжены устройствами для автоматического пуска и останова устройства системы охлаждения.
Автоматический пуск должен осуществляться в зависимости от температуры верхних слоев масла или температуры обмотки и независимо от этого по току нагрузки трансформатора.
При применении выносных охладительных устройств или устройств охлаждения системы с дутьем и принудительной циркуляцией масла (ДЦ) они должны размещаться так, чтобы не препятствовать выкатке трансформатора с фундамента и допускать проведение их ремонта при работающем трансформаторе. Поток воздуха от вентиляторов дутья не должен быть направлен на бак трансформатора.
Расположение задвижек охладительных устройств должно обеспечивать удобный доступ к ним, возможность отсоединения трансформатора от системы охлаждения или отдельного охладителя от системы и выкатки трансформатора без слива масла из охладителей.
Охладительные колонки и другое оборудование в системе масляно-водного охлаждения с принудительной циркуляцией масла (Ц) должны располагаться в помещении, температура в котором не снижается ниже плюс 5 °С.
В необходимых случаях должно быть предусмотрено отопление.
Внешние маслопроводы систем охлаждения ДЦ и Ц должны выполняться из нержавеющей стали или материалов, устойчивых против коррозии.
Расположение маслопроводов около трансформатора не должно затруднять обслуживание трансформатора и охладителей и должно обеспечивать минимальную работу при выкатке трансформатора. При необходимости должны быть предусмотрены площадки и лестницы, обеспечивающие удобный доступ к задвижкам и вентиляторам дутья.
Для контроля работы маслонасосов системы ДЦ и Ц и водяных насосов у каждого насоса должен быть предусмотрен манометр. При наличии сетчатых фильтров манометры должны устанавливаться на входе масла в фильтр и выходе из фильтра.
При выносной системе охлаждения, состоящей из отдельных охладителей, все размещаемые в один ряд одиночные или сдвоенные охладители должны устанавливаться на общий фундамент.
Групповые охладительные установки могут размещаться как непосредственно на фундаменте, так и на рельсах, уложенных на фундамент, если предусматривается выкатка этих установок на своих катках.
Шкафы управления электродвигателя систем охлаждения ДЦ, Ц и системы охлаждения с дутьем и естественной циркуляцией масла (Д) должны устанавливаться за пределами маслоприемника. Навешивание шкафа управления на бак трансформатора допускается, если шкаф и устанавливаемое в нем оборудование рассчитаны на работу в условиях вибрации, создаваемой трансформатором.
Трансформаторы с искусственным охлаждением должны быть снабжены сигнализацией о прекращении циркуляции масла, охлаждающей воды или остановке вентиляторов дутья, а также об автоматическом включении резервного охладителя или резервного источника питания.
Для шкафов приводов устройств регулирования напряжения под нагрузкой должен быть предусмотрен электрический подогрев с автоматическим управлением.
Адсорберы, предназначенные для очистки масла в трансформаторах и устанавливаемые в системе охлаждения Ц, должны размещаться в помещении, причем должна быть обеспечена возможность замены адсорбента на месте.
Эластичные резервуары азотной защиты масла трансформаторов должны быть защищены от солнечного излучения и от воздействия температуры ниже минус 35 °С.
Для ремонта без разборки активной части трансформаторов до 330 кВ при массе кожуха или выемной части не более 25 т должны быть предусмотрены совмещенные порталы либо должна быть обеспечена возможность подъема кожуха или активной части трансформатора передвижными кранами или инвентарными устройствами. При этом должна быть обеспечена возможность откатки кожуха или активной части и установки инвентарного устройства (шатра) для закрытия активной части.
Стационарные устройства для ремонта трансформаторов без разборки активной части (башни, оборудованные мостовыми кранами) должны предусматриваться:
на подстанциях 500 кВ и на подстанциях 330 кВ с трансформаторами 200 MBА и более, расположенных в труднодоступных или удаленных местах, с которых нецелесообразна отправка трансформаторов на ремонтные заводы;
на ОРУ электростанций при установке на них трансформаторов, если трансформаторы невозможно доставить на монтажную площадку гидроэлектростанции или ремонтную площадку машинного зала тепловой электростанции.
При наличии на подстанциях до 330 кВ трансформаторов без съемного кожуха с массой выемной активной части более 25 т для ремонта должны быть предусмотрены стационарные или инвентарные грузоподъемные устройства, связанные с фундаментом трансформатора железнодорожным путем.
При открытой установке трансформаторов вдоль машинного зала электростанции должна быть обеспечена возможность перекатки трансформатора к месту ремонта без разборки трансформатора, снятия вводов и разборки поддерживающих конструкций токопроводов, порталов, шинных мостов и т. п.
Для демонтажа и монтажа узлов трансформатора и системы охлаждения должен быть обеспечен подъезд автокранов соответствующей грузоподъемности и длины стрелы или должны быть предусмотрены другие способы механизации монтажных работ на месте установки трансформатора.
Грузоподъемность крана в трансформаторной башне должна быть рассчитана на массу кожуха трансформатора.