ДОПОГ. Специализированный курс по перевозке в цистернах
Дефектация деталей и узлов электрических машин
При дефектации производят визуальный осмотр узлов и деталей машины, а также проводят необходимые измерения и испытания.
Рассмотрим общие правила дефектации электрических машин мощностью до 100 кВт.
Дефектация необмотанного статора. Визуально проверяют наличие трещин, сколов и деформаций корпуса, состояние резьбовых отверстий, крепление сердечника в корпусе, наличие распушения крайних листов и выгорания отдельных листов сердечника, наличие коррозии. Плотность сборки сердечника проверяют щупом толщиной 0,2 мм, который под давлением руки должен входить между листами сердечника не более чем на 2…3 мм. Распушение листов проверяют, измеряяштангенциркулем длину сердечника по дну пазов и по верхней части зубцов. В сердечнике длиной до 100 мм допускается распушение до 2 мм, а при длине 101-150 мм допускается распушение – 3 мм. В двух взаимно перпендикулярных плоскостях производят измерение диаметров внутренней поверхности сердечника и замков корпуса, служащих для посадки подшипниковых щитов. В машинах общепромышленного исполнения точность обработки замков должна находиться в пределах 7-9 квалитетов.
Необмотанный статор бракуется и не подлежит ремонту при наличии откола более двух лам, наличиии сквозных трещин в корпусе, выгорании одного или нескольких зубцов на длину более 50 мм или 1/3 длины сердечника, увеличении воздушного зазора более чем на 15 % (25% – для двухполюсных машин) и при значительном повреждении сердечника.
Дефектация необмотанного якоря (ротора).Перед дефектацией должны быть отремонтированы центральные отверстия вала. Якорь (ротор) устанавливают шейками вала на призмы и производят его внешний осмотр, а также измеряют диаметр сердечника для дальнейшего расчета воздушного зазора, посадочные места шеек вала под подшипники и вентилятор, измеряют биение шеек вала и сердечника, проверяют состояние шпоночных пазов и выходного конца вала. Осматривают коллектор и контактные кольца для выявления подгаров, поджогов, оплавлений и неравномерной выработки, измеряют их биения относительно шеек вала. Измеряют сопротивление изоляции коллектора и контактных колец.
Якорь бракуется и не подлежит ремонту, если имеется излом вала в любом сечении или незначительный износ сердечника ( в результате коррозии, абразивного износа и пр.) Для короткозамкнутых роторов асинхронных машин признаком брака является также обрыв литого стержня обмотки.
Дефектация подшипниковых щитов. Визуально проверяют наличие трещин и изломов, состояние резьбовых отверстий и приливов. Измеряют посадочные места под подшипник и замок для посадки в корпус. Поверхности под посадку подшипников должны иметь допуск Н6…Н7. Признаками брака являются трещины и отколы в щите и на посадочных поверхностях, а также откол крепежных приливов.
Дефектация вентилятора и его кожуха. Визуально проверяют целостность поверхностей, отсутствие изломов и вмятин и других механических повреждений. У вентиляторов проверяют размер посадочной поверхности под вал, который должен иметь допуск по Н6…Н9.
Ремонт сердечников, валов и вентиляторов
Существуют следующие неисправности сердечников:
– ослабление прессовки пакетов и посадки пакетов стали;
– распушение торцевых пакетов стали;
– оплавление отдельных участков стали;
– нарушение межлистовой изоляции.
Ослабление прессовки вызывает специфический шум, а иногда и вибрацию машины, что может привести к повреждению изоляции в зубцовой зоне. Степень прессовки определяют с помощью контрольного ножа (толщина лезвия – 0,1 – 0,23мм). При удовлетворительной запрессовке стали лезвие ножа при сильном нажиме рукой не должно входить между листами более чем на 1-3 мм. Ослабление прессовки чаще всего наблюдается в зубцовой зоне роторов и статоров, поэтому в этих местах плотно забивают текстолитовые и гетинаксовые клинья, размеры которых соответствуют размерам зубца. При этом клинья должны располагаться на 2-3 мм ниже поверхности стали. Клинья покрывают лаком или клеем БФ-2, а соответствующий участок сердечника – масляно-битумным лаком БТ-99.
Если прессовка стали ослабла по всему сердечнику ротора или якоря, снимают нажимную плиту с сердечника, накладывают по его концам листы текстолита или асбеста, имеющие форму листов стали, снова устанавливают нажимную шайбу, прессуют сердечник и закрепляют шайбу.
Ремонт торцевых пакетов сердечника осуществляют путем установки дополнительной нажимной шайбы с зубцами.
Сплавленные между собой листы высекают, а затем в образовавшуюся щель заливают БТ-99, кладут между листами пластинки из слюды толщиной 0,05 мм и покрывают этим же лаком. Если площадь повреждений значительная, высеченные зубцы заменяют заполнителем из текстолита. Заполнитель промазывают клеем БФ-2 и плотно укладывают между обмоткой и сталью.
При больших повреждениях сердечник подвергают перешихтовке, состоящей из следующих операций:
– расшихтовки;
– переизолировки листов активной стали;
– шихтовки;
– прессовки и испытания.
На ремонтных предприятиях перешихтовку сердечника выполняют редко, так как это очень дорогая и трудоемкая работа. Гораздо дешевле изготовить новый сердечник.
При эксплуатации электрических машин часто повреждаются валы. К наиболее характерным их повреждениям относятся:
– износ посадочных поверхностей шеек валов;
– искривление;
– поломка.
Повреждения посадочных поверхностей составляют свыше 50 % общего числа повреждений валов ремонтируемых электрических машин. Они возникают в результате частых снятий и посадок деталей.
Посадочные поверхности валов ремонтируют шлифовкой, электронаплавлением металла и металлизацией. Если площадь повреждений превышает 20% посадочной поверхности, вал перетачивают на меньший диаметр или наплавляют слой металла, а затем обрабатывают до требуемого размера на токарном станке.
Стоимость изготовления вала для электрических машин мощностью до 100 кВт относительно невысокая. Сложными и дорогими являются операции выпрессовки поврежденного и запрессовки нового вала.
Правку искривленного вала выполняют на валоправочном стенде типа ВС-450.
Сломанный вал восстанавливают привариванием надставки или напрессовкой отломавшейся части.
Охлаждение электрических машин выполняется литыми, клепанными или сварными вентиляторами.
Повреждения литого или сварного вентилятора чаще всего происходят во время разборки и сборки машины.
В клепаных вентиляторах слабым местом являются участки выгиба лопастей. При ремонте таких вентиляторов повреждения устраняют путем приваривания лопастей.
Очищенную поверхность отремонтированного вентилятора покрывают двумя слоями лака.
Перед установкой вентилятора на ротор его подвергают балансировке.
Ремонт станин, подшипниковых щитов и подшипников
Если в станинах и подшипниковых щитах появляются трещины, их заваривают: отломанные детали приваривают, изношенные посадочные поверхности восстанавливают. Трещины в чугуне заваривают биметаллическими электродами (преимущественно в горячем состоянии) ацетилено-кислородным пламенем, а в холодном состоянии медными и металлическими электродами. Отломанные детали (чаще всего лапы станин и борта подшипниковых щитов) приваривают.
Восстанавливают изношенные посадочные поверхности подшипниковых щитов в местах посадки подшипников качения. Подшипниковый щит растачивают на больший диаметр и запрессовывают в него стальную втулку, которую затем растачивают до требуемого размера. Если место посадки подшипников в подшипниковом щите нельзя расточить до требуемого размера, изношенные посадочные поверхности восстанавливают методом металлизации.
В случае повреждения резьбы в отверстии станины ее рассверливают, увеличивают диаметр и закручивают в нее резьбовую пробку с внутренней резьбой требуемых диаметров и шага.
В электрических машинах применяют подшипники качения и скольжения. В современных машинах используют главным образом шариковые и роликовые подшипники качения, которые просты в эксплуатации и легко заменяются при повреждении. Подшипники скольжения применяют в основном в крупных электрических машинах, а также в случаях, когда требуется снизить уровень шума.
При ремонте электрических машин проверяют состояние и степень износа подшипников качения. Подшипники промывают, а затем закладывают в них консистентную смазку УТВ (универсальную тугоплавкую водостойкую) или ЦИАТИМ -201, которая представляет собой смесь минерального масла и мыла.